НТВ-Казахстан, вероятно, появится уже в следующем году и самая точная расшифровка аббревиатуры канала в нашей стране — это нефтяное телевидение. На неделе в двух республиканских изданиях были опубликованы интервью известных казахстанских журналистов — Виктора Кияницы и Айдара Жумабаева.
Первый возглавляет департамент общественных связей национальной нефтяной компании «КазМунайГаз», второй — казахстанский филиал межгосударственной телерадиокомпании «Мир».
Сегодня их объединил общий интерес — конкурентная борьба: «КазМунайГаз» и «Мир» претендуют на получение одних телевизионных частот в Казахстане. Телекомпания «Мир» хорошо известна в СНГ. МТРК вещает на постсоветском пространстве посредством спутникового канала. Однако уже сейчас в Армении, Беларуси и Кыргызстане «Мир» смотрят не только по кабельному и спутниковому, но и по обычному телевидению. Этим продиктовано стремление Айдара Жумабаева и его коллег получить частоты и в Казахстане: статус лидера реформ в СНГ обязывает.
У компании, которую представляет Виктор Кияница намерения куда более масштабные. Руководители национальной (то есть государственной кампании) «КазМунайГаз» полны решимости реализовать проект по созданию НТВ-Казахстан. Первые вести о возможном появлении на телемедийном рынке знаковой российской телекомпании в республике начали приходить в конце 90-х. Тогда для реализации проекта было недостаточно мотивации и финансовых ресурсов. К концу 2003 года дебаты о создании нового телеканала в Казахстане под маркой российского НТВ уже не выглядят утопией. Они просто перешли в плоскость практической реализации.
Несмотря на разность форматов, обе компании интересны и востребованы зрительской аудиторией. Возникает вопрос: чем может стать каждый из этих каналов в Казахстане? Чьи идеи и за чей счет они будут пропагандировать? С «Миром» все ясно — компания создана правительствами стран Содружества и ими же финансируется. Частный российский канал НТВ — полная ему противоположность. Однако в Казахстане совместный проект предлагается финансировать за государственный (то есть, за наш с вами) счет.
Компания «КазМунайГаз» является нефтяной и национальной, а значит крупнейшей и богатейшей в стране. По заверениям руководства нацкомпании, ей для полного и всестороннего освещения событий в нефтяной отрасли жизненно необходим медиа-холдинг (НТВ — Нефтяное Телевидение). Без мощной информационной структуры «КазМунайГаз» обойтись не может. По мнению инициаторов проекта, для того, чтобы успешно конкурировать с мировыми гигантами углеводородной индустрии, мало разрабатывать месторождения, добывать нефть, строить нефтепроводы…
В транспортировке нуждается и великая идея нефтьпредержащих. Иметь собственное телевидение, печать и радио, влияние на общественное мнение в стране. Все иностранные покупатели нашей с вами нефти (принадлежащей все-таки народу, а не отдельно взятой национальной кампании, прошу заметить), с помощью чар Нефтяного телевидения должны будут сразу же позабыть о существовании саудовских аравий, кувейтов, ираков, вместе взятых и ринуться в Казахстан покупать нефть и вкладывать в страну инвестиции. И тогда наступит полное благоденствие.
Сложно судить о дивидендах российского «Газпрома» (кстати, горячо любимого отечественными нефтяными генералами) от приобретения НТВ, но достоверно известно, что не далее как в начале этого года российский гигант всерьез намеревался избавиться от своих медийных структур. Акционеры признали их затратными (!) и не соответствующими основному профилю компании. И то, что НТВ все еще является частью «Газпрома» продиктовано исключительно политической, а не экономической целесообразностью.
Между тем «Казмунайгаз» предполагает выделить из своего бюджета беспрецедентные средства для создания телекомпании НТВ-Казахстан, которая будет транслировать программы российского НТВ и, надо полагать, свои собственные.
Еще раз уточним — «КазМунайГаз» — предприятие государственное, национальное. Деньги компании — это государственные деньги. И, соответственно, государству предлагается выделить средства на создание НТВ-Казахстан. Причем, еще не существующую структуру уже величают медиа-холдингом и его будущие руководители, судя по всему, в дальнейшем хотят видеть в нем все то, что бывает присуще холдингу: газеты, журналы, радиостанции, информационные агентства. Тут уж точно одним телевидением не обойдется.
Возникает абсолютно резонный вопрос — надо ли государству создавать за свой счет, то есть за счет добросовестных налогоплательщиков еще одну телекомпанию, тем более медиа-холдинг?
И готовы ли казахстанцы из своего кармана прямо или косвенно платить за создание НТВ-Казахстан? Платить, например, за дорожающий на глазах бензин, который тоже находится под контролем нефтяников и прямо влияет на подорожание потребительской корзины. Об этом в «КазМунайГазе» не говорят. По крайней мере, об исследовании мнений простых граждан ничего не сообщалось. Понапрасну нефтяники предпочитают деньги не тратить. А зря. Результат такого исследования спрогнозировать легко. Нетрудно догадаться, что учителя, врачи, пенсионеры, малообеспеченные и многодетные имеют свою точку зрения на то, какое применение можно было бы найти средствам от продажи государством природных богатств страны. Нечего сказать, время и деньги для запуска нового телевизионного проекта выбраны на редкость удачно.
Очень поэтично в то же время полагать, что медиа-холдинг нужен «Казмунайгазу» исключительно для информирования общественности о нефтяных новостях и проектах. Нефть в нашей стране, как и во всем мире -это не просто химический элемент. Это предмет большой политики. А главный рычаг любой политики — это средства массовой информации.
НТВ-Казахстан, вероятно, должно стать политическим инструментом не только и не столько для руководства «КазМунайГаза», сколько для политиков, причастных к созданию телеканала и желающих получить еще один способ воздействия на общество.
Принимая во внимание то обстоятельство, что НТВ в России самый политизированный канал, небеспристрастно следящий и за событиями в нашей стране, (а у нас своих политических «разборок» хватит для пары круглосуточных телеканалов) можно предположить, что это еще один резон для создания индустрии формирования общественного мнения.
Вопрос с НТВ-Казахстан, по мнению большинства политологов, уже решен. По всему, новый канал появится в Казахстане уже в следующем году.
В «КазМунайГазе» уже думают о подборе команды и сетке вещания, а глава казахстанского «Мира» в своем интервью оптимистично отмечает, что кабельное телевидение становится в республике все более популярным.
События вокруг предполагаемого создания телеканала вызвали бурное обсуждение в обществе. Депутат мажилиса Ерасыл Абылкасымов направил в генеральную прокуратуру и правительство запрос об НТВ-Казахстан. Народный избранник убежден, что создание этого канала «замедлит развитие казахстанских масс-медиа». Депутат выразил сомнение, что команда «КазМунайГаза» на новом канале сможет создавать казахстанские программы, равноценные российским, тем более на государственном языке. Если же нефтяники готовы за создание столь качественного продукта платить, то почему именно российское НТВ? Только ради бренда?
Кроме того, можно было бы создать свой канал, к примеру, ТВН (Телевидение Нефтяное), вложить в него миллионы долларов, пригласить журналистов-профессионалов и производить медиа-продукты в рамках Нацкомпании. Шума было бы меньше, а эффект — практически тот же. Но в ситуации с НТВ-Казахстан цели и задачи качественно иные, а средства (в том числе денежные), как водится, хороши.
Между тем, депутаты на прошедшей неделе развили бурную деятельность в законотворчестве на ниве масс-медиа. Обсудив ситуацию с НТВ, парламентарии утвердили решение президента о продлении на год налоговых льгот для СМИ и взялись за «Закон о рекламе».
Народные избранники — люди подготовленные во всех областях, и область PR-технологий и рекламы — не исключение. Приняв важное для страны решение о запрете на рекламу табака и алкоголя, они без тени сомнения заявили, что им удалось справиться с серьезнейшей бедой общества — бесконтрольным курением и употреблением спиртного. То есть, убрав со страниц газет и журналов, с телеэкранов и билбордов красочную рекламу табака и спиртных напитков, государство, по мнению депутатов, сможет изменить отношение казахстанцев к этой продукции.
Депутаты, большинство из которых прожили значительную часть своей биографии во времена Советского Союза, не потрудились вспомнить о том, что отсутствие рекламы, да и просто отсутствие (т.е. дефицит) табака и алкоголя не помешало спиваться и скуриваться суррогатными продуктами целым поколениям советских людей. Что реклама следует за пороками общества, а не наоборот. Что рекламу может позволить себе только компания, производящая качественный продукт. Что алкоголизм и курение — вообще трудноразрешимые проблемы, лежащие за пределами простого запрета. Но депутаты казахстанского парламента вопрос поставили и решили. При этом ничего не сказав о проблеме воспитания подростков и социальной защите населения. Об обеспечении работой парламентарии тоже не вспомнили. От них этот вопрос гораздо дальше, чем проблема алкоголизма.
Депутатское решение неизбежно приведет к наплыву иностранных «продуктов первой необходимости» в Казахстан. Потребитель должен будет хорошо запомнить марки казахстанских спиртного и сигарет, потому как узнать какие-то новые, в ближайшей перспективе без рекламы, будет очень и очень сложно.
Иностранная водка, сигареты и телевидение. Вероятно, это то, что появится в Казахстане в следующем году. По крайней мере, им дорогу открыли.
О пропагандируемой президентом Назарбаевым программе импортозамещения (которая касается не только водки, но и телевидения тоже), никто на неделе так и не удосужился вспомнить. Отечественные спиртные напитки, сигареты и телевидение больше не актуальны. Что принесет с собой иностранный продукт, предугадать сложно. Одно можно сказать с уверенностью — на НТВ-Казахстан рекламы водки и сигарет не будет.