Правда, тогда дело до конвейера не дошло, хотя и в первый раз фактическая выручка от продажи земельных наделов была гораздо выше назначенной стартовой стоимости.
Новая серия аукционных торгов началась в Шымкенте с апреля этого года. Курировать мероприятие стал непосредственно аким ЮКО, а организацией аукциона занялась вполне профессиональная команда, где основной костяк составляли специалисты по землеустройству.
В деле-то, как выяснилось, есть несколько принципиальных моментов. Первый — из чего вообще определять стартовую стоимость земли.
С этим сейчас уже все стало более менее просто: после принятия генерального плана застройки г. Шымкента, где подробно и досконально уточнен земельный кадастр городской территории и минимальная стоимость земли определена до тиына.
Однако накануне аукциона городской маслихат с учетом зонирования повысил стоимость одного квадратного метра площадей, так что в общей сложности его цена стала составлять… две стартовых.
Вплоть до первого аукциона организаторы еще опасались, «потянут» ли клиенты назначенные цены, да еще и по английскому методу — на повышение.
К тому же целью-то являлось выручить за участки как можно большие суммы, т.е. организаторы надеялись, что цены в процессе торгов еще повысятся.
Примечательно, но на первый аукцион, состоявшийся в конце апреля, несмотря на довольно солидную и долговременную предшествующую рекламную подготовку, заявок на участие поступало очень мало. И только когда до аукциона оставалось уже два-три дня, шымкентцы «проснулись».
На аукцион выставлялось 22 лота, а заявок поступило более 200.
А когда аукцион начался, то полюбопытствовать на него собралось, пожалуй около тысячи — главный кинотеатр Шымкент (вмещающий 700 зрителей) был набит до отказа, и люди стояли в каждом проходе.
Когда же начался торг, то все сомнения организаторов в слабом интересе клиентов быстро отпали. Английский метод на повышение сработал безотказно.
Тут, к слову, следует сказать о втором моменте — на каких условиях выставлялась земля для продажи.
Статус земельных участков сразу был определен по двум категориям — под коммерческие объекты, и под индивидуальное строительство.
Но в коммерческой категории в каждом конкретном случае, согласно того же генплана, определялось целевое назначение земли — либо на данном участке должен быть магазин, либо базар, либо иной объект бизнеса.
Эта привязка поначалу была принципиальной в организации аукциона. Однако отметим, что уже на четвертом земельном аукционе, состоявшемся буквально на этой неделе, необходимость целевого использования земли была упразднена.
Как пояснили организаторы на четвертом аукционе, теперь победитель торгов может по собственному усмотрению выбирать, строить ли ему на выкупленном участке тот объект, который был заявлен в лоте, либо нечто другое.
Правда, осталось пока не ясным, был ли это разовая проба организаторов направленная на то, чтобы привлечь еще больше потенциальных покупателей на следующий аукцион, либо это станет повсеместной практикой в отношении земель, выкупленных с аукциона.
Вообще лоты очень разнятся между собой — и по площади (самый маленький «лот» занимал всего 13 кв. метров, один из самых больших тянул до гектара), и по «географическому» расположению (непосредственно в центре города и до его окрестностей).
Третий момент — уже чисто организационные процессы. Повторимся, что преимущественно аукцион устраивали специалисты по землеустройству, которые очень хорошо разбирались во всех земельных вопросах, но, собственно, никакой практики ни на Сотби, ни на Кристи не проходили.
Тем не менее шымкентские землемеры с блеском доказали, что проведение аукциона им по силам. Достаточно сказать, что в общей сложности на каждом из четырех уже состоявшихся аукционов было выручено в 100 раз больше от заявленной стартовой стоимости лотов. При том что не все лоты были распроданы.
Как выяснилось, наибольший интерес для шымкентцев представляют участки под индивидуальное строительство (попросту себе под дом). Некоторые лоты при стартовой стоимости в 20 тысяч тенге «уходили» далеко за миллион.
Примечательно, но вопреки появившемуся было мнению, участниками торгов стали преимущественно именно шымкентцы, а не мифические «алматинцы». И в основном далеко не самые крутые бизнесмены или нувориши, оптом скупающие все лоты.
Об этом можно было судить хотя бы потому, что после покупки одного лота (которая проходила в жарких спорах с оппонентами), новый владелец практически уже не ввязывался в борьбу за другой участок.
Вырученные от продажи средства пойдут на благоустройство города, а земельные аукционы в Шымкенте будут проводить ежемесячно.
По замыслу устроителей, теперь, когда аукционный способ полностью оправдался, большинство городских земель будут распределяться именно через аукцион.
Фото с сайта http://www.chim.user.kz