Куда уходят деньги? - Караван
  • $ 489.06
  • 536.21
+24 °C
Алматы
2024 Год
10 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Куда уходят деньги?

Куда уходят деньги?

Сегодня деньги считают все. Обычные клерки, живущие не жалованье и воротилы при миллионных капиталах, поп-звезды с богемными замашками и бабульки, откладывающие монетки на последнее свое "приданое".

  • 17 Ноября 2008
  • 1082
Фото - Caravan.kz

Студенты и домашние хозяйки, торговцы и заводчики кошек, журналисты и технички, полицейские и воры — все поставлены в тупик тем фактом, что денег стало не хватать еще больше. Некоторые пытаются все же понять почему. Другие машут рукой, автоматически списывая любую проблему на мировой кризис. Одно можно утверждать смело — каждый из нас начал внимательнее относиться к собственным доходам, расходам и к их пропорции. Поговорка «денежка счет любит» сделалась как нельзя актуальной в период глобальных финансовых потрясений.
Если сравнить семейный бюджет с рекой, то вырисовывается такая картина: некое русло, широкое или узкое, мощное или хилое, но в любом случае имеющее ряд притоков (то есть доходов) и оттоков (читай, расходов). В каждом индивидуальном варианте — своя скорость и глубина течения, количество подпитывающих ручейков, свои препятствия на пути.
У меня лично такое ощущение, что притоки в последнее время пересыхают, словно попали в пустыню, а уровень воды в то же время стремительно падает. Конечно, скорость улетучивания дензнаков из кошелька всегда зависела от разнообразных обстоятельств, в том числе и сугубо личных характеристик его владельца. Во все времена существовали те, кто и двух дней не мог удержать энную сумму в кармане, и те, кто обстоятельно делал запасы «в норку». Первые, растрынькав беспечно зарплату, как правило, просили взаймы у вторых. А нынче и в долг-то взять проблематично — и транжиры, и «хомячки» в один голос твердят, что денег не хватает. Если раньше имущие (зная о том, что просящие взаймы знают, что деньги-то по любому есть), отбояривались фальшивыми предлогами вроде: все перечислено на срочный депозит, отправлено больной тете, вложено в акции ит.п., то теперь реакция их на самом деле искренна и мгновенна: «Да ты что, старик! Какие деньги!? Полная труба!»
Итак, куда же они деваются, эти симпатичные бумажки, если даже отпетые куркули признаются, что в загашниках ничего нет? Давайте посмотрим на итоги традиционного опроса Караван.kz, тема которого на сей раз формулировалась таким образом: «Как изменилась структура ваших расходов?»
У 20 процентов респондентов увеличились расходы на еду. И произошло это, как несложно догадаться, вовсе не потому, что граждане начали усиленно питаться, нагоняя зимний жирок. Увы. О росте цен на продукты не знает лишь отшельник, живущий на вершине горы и перебивающийся с росы на коренья. Либо законченный нувориш, которому безразлично, по какой цене доставят к столу артишоки с трюфелями. Отечественная статистика неохотно, но тем не менее бесстрастно свидетельствует: цены на продукты питания в стране повысились. Правда, по официальным данным, всего на 9, 5 процента. Любой посетитель любого магазина может с этим уверенно поспорить. К примеру, официально капуста подорожала на 4,3 процента и стоит на бумаге 49 тенге за килограмм. Но мы же ее не на бумаге покупаем, а чаще всего на базаре, где и яйца куриные имеют ценник в 240, а то и 260 тенге, а вовсе не 177, как в правительственных сводках. Кстати, хотя они и подорожали на 4 процента, тому есть опять-таки официальное объяснение: «Повышение цен на данный вид продукции связано со снижением яйценоскости кур, обусловленным коротким световым днем и похолоданием». Не берусь утверждать наверняка, но дефицита курино-яйцевой продукции на прилавках — алматинских, в частности, отнюдь не наблюдается. Но ведь, граждане, нельзя забывать и о том, что цифры в отчетах получаются «в среднем». Конечно, страна наша велика, и цены в разных ее точках колеблются. Искренне рад за соотечественников, если в их населенном пункте цифры недалеко ушли от правительственных.
Вообще, мы едим для того чтобы жить. А не наоборот. Но жизнь, как известно, требует от нас материальных затрат в самых разных направлениях. Одежда, техника, культурный досуг, ремонт — всего и не перечесть. И вот 5 процентов участников опроса утверждают, что им стало не хватать денег на бытовые нужды.
1 процент считает, что подорожали одежда и обувь. На первый взгляд, 1 процент — маловато. С другой стороны, объяснимо: многие просто вообще не заходят сейчас в «промтоварные» магазины, предпочитая обходиться уже имеющимся гардеробом. По мнению экспертов, население проявляет все меньше желания покупать, ощущая ухудшение экономического климата. По некоторым данным можно сделать вывод, что в супермаркетах, где продается еда, падение продаж составило порядка 20-30 процентов, а в супермаркетах, где продаются и другие виды товаров — около 40. Люди стали меньше покупать одежду, практически во всех магазинах проводятся акции-распродажи по сниженным ценам. Те же барахолки завалены застопорившим свое движение из контейнеров на волю товаром. Предложение явно превышает спрос.
Еще одна статья неизбежных расходов — коммунальные услуги. К тому, что тарифы имеют только одну тенденцию — к повышению — мы уже попривыкли. Но если раньше можно было варьировать свой бюджет, оттягивая оплату на несколько месяцев с целью заплатить потом и сразу, то нынче коммунальщики зело суровы к должникам. Сравнительно небольшой суммы задолженности достаточно, чтобы «отрезали» свет, газ, воду. Болезненная тема не нова: 4 процента опрошенных указали, что коммунальные услуги «съедают» у них полбюджета. Не знаю, право, как это получается — скорее всего, бюджет весьма невелик.
Итак: еда, бытовые нужды, одежда и обувь, «коммуналка». Кто-то выбрал один или два пункта, отвечая на вопрос об изменении структуры личных расходов. А 50 процентов респондентов кликнули на вариант «Все вышеперечисленное и сразу»! Пожалуй, присоединюсь к ним и я. Потому что на самом деле не знаю, куда уходят деньги. Потому что читаю следующее: «Для обеспечения продовольственной безопасности и стабилизации цен на продовольственные товары правительством проводится постоянный мониторинг ситуации по ценам на продукты питания на внутренних и внешних рынках. Для этого создана соответствующая рабочая группа. Сформирован резерв важнейших продовольственных товаров: масла подсолнечного, сахара, риса, сухого молока в объеме, достаточном для сохранения стабильности продовольственного рынка страны».
И не нравится мне тональность официальных сообщений. Что мне проку от сухого молока, спрашивается?
Кстати, одна знакомая на днях рассказывала, что при покупке десяти кусков мыла ощутила на себе пристальные взгляды других посетительниц магазина. Это не было покупкой впрок — у нее просто семья большая. Дети не умеют экономить на мытье рук. В этом веселом сообществе вообще нет понятия «про запас», за исключением консервированных овощей на зиму. Доходы не позволяют что-либо заначивать, все тратится и съедается сразу. Ну, а мы, не такие многодетные? Можно сколько угодно отмазываться словами о необходимости «мыслить позитивно», и мол, «если откладывать на черный день, то он случится», однако, несмотря на большое количество таких позитивных мыслителей, черные дни недели начали случаться все чаще. И банальная заначка здесь поможет больше, чем самые светлые мыслеобразы. Еще Конфуций сказал: «Тот, кто не бережлив, будет мучиться». Не знаю, впрочем, к какой категории — бережливых или осторожных — отнести тех, кто скупает драгоценности, видя в этом способ хранения средств. Они составили 1 процент опрошенных нашим сайтом.
Зато 8 процентов считают, что их расходы совсем не изменились — остается только поздравить этих посетителей: либо у них фантастическое, не от мира сего руководство, которое индексирует зарплату в соответствии с инфляцией, либо они — спартанцы.
И напоследок еще одна цитата. «Трудно что-либо предвидеть, особенно будущее», — писал известный материалист Нильс Бор. Сегодня будущее предсказать, пожалуй, просто невозможно. Даже не пытайтесь, неблагодарное это занятие: доказано лучшими аналитиками мира.
Но есть и хорошая новость: нам не нужно уметь предсказывать будущее «вообще». Надо всего лишь видеть свое будущее. Как лучше всего описать его? В виде целей. А если есть цели — то будет и стратегия их достижения. И тогда не так уж страшен любой кризис.

Рисунок с сайта www.caricatura.ru