Мясо и кости - Караван
  • $ 498.55
  • 524.28
-4 °C
Алматы
2024 Год
26 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Мясо и кости

Мясо и кости

"Были бы кости, мясо нарастет" - так говорит народная пословица. Обычно ее вспоминают при виде молодых, но худосочных юношей или бледных худеньких девушек, как положено в этом возрасте, одержимых манией стройности фигуры и диетами.

  • 29 Октября 2008
  • 2145
Фото - Caravan.kz

Что ж, чем бы дитя не тешилось — лишь бы здоровье не портило…
Но в последнее время вопросы полноценного питания не только молодого поколения, но и всего населения Казахстана начинают волновать не одних диетологов и социологов. Ими заинтересовались экономисты и политики, а значит, проблема питания приобретает общенациональное значение.
Продукты становятся все дороже, а структура питания обычного казахстанца вызывает все больше вопросов. И один из главных — потребление нашими гражданами мяса — основного поставщика животного белка, жизненно необходимого для существования организма.
Надо сказать, что именно в Казахстане мясо, молоко и другие продукты животного происхождения с давних времен являлись основой пищевого баланса людей. Как и все кочевники-скотоводы, казахи составляли со стадами своих домашних животных — овец, коз, коров, лошадей и верблюдов — как бы единое целое. У казахов существовал настоящий культ скота, благосостояние человека и рода измерялось прежде всего по обильности и величине стад домашних животных.
Со времени глобальных исторических и демографических перемен в казахской степи изменился и строй жизни и структура питания населяющих Казахстан народов. Но все же потребление мяса в Казахстане всегда было значительно большим, чем во многих других странах и регионах.
В 1984 году, например, среднестатистический казахстанец съедал в год 68 килограммов мяса, тогда как в Индии, например, этот показатель не превышал 4,1 килограмма.
Но в прошлом году тот же среднестатистический индиец съел уже 12 килограммов мяса, то есть у него потребление данного продукта выросло почти втрое. А наш — только около 45 килограммов, что говорит о сокращении потребления почти на 30 процентов.
И сократилось уже давно — с 1991 года этот показатель никогда не превышал цифры в 44-45 килограммов. Отчего же мы стали меньше есть один из самых популярных и любимых продуктов?
Конечно, существуют объективные исторические причины — рынок постепенно стал предоставлять казахстанцам все больше новых, разнообразных продуктов, изменились стиль их жизни, вкусовые предпочтения и структура питания.
Президент Академии питания академик Торегельды Шорманов считает, что отчасти это правильно — люди стали питаться более разнообразно, получать с пищей все больше необходимых для организма веществ. Однако резкое снижение потребления именно мяса и других животных продуктов положительным явлением назвать никак нельзя.
В США, Европе потребление мяса на одного человека в среднем в два раза выше, чем у нас и население там, в целом, гораздо здоровее. Больше там потребляют и рыбы, и яиц, и молока. Почему же у нас потребление снизилось и «топчется» на одном месте вот уже десять лет?
Недавно были обнародованы официальные данные Министерства сельского хозяйства по этому вопросу. И они не радуют: казахстанские граждане не только потребляют, но и производят все меньше мяса.
До 30 процентов потребляемого внутри страны мяса ежегодно завозится из-за рубежа, а по импорту мяса птицы, колбасных изделий и мясных консервов эта цифра достигает 64 процентов. Зависимость от импорта поставила на колени нашу мясоперерабатывающую промышленность, она сегодня стагнирует. Больше двух третей ее мощности не задействованы. Объем переработки мяса и субпродуктов, производимых в стране, в последние годы не превышает 28,7 процентов, что в 12 раз меньше, чем перерабатывалось в Казахстане в 1990 году.
Самой главной причиной такого положения специалисты называют необеспеченность предприятий сырьем нужного количества и качества.
Мяса в стране просто мало производят, и данное обстоятельство вселяет беспокойство. Известно, что если в страну импортируется свыше 20 процентов определенного вида продукта, который производится и внутри государства, то собственное производство начинает переходить в стадию стагнации. Если цифра достигает 60 процентов, то национальное производство умирает. Научно рассчитано, что продовольственная безопасность страны тем выше, чем выше уровень обеспечения продуктами, произведенными внутри страны. Тридцать процентов импорта основных видов продуктов — критический предел.
И по мясу Казахстан приблизился к этому рубежу вплотную.
Но эти глобальные вопросы — забота правительства, пусть у него за продовольственную безопасность голова болит. Рядовых казахстанцев волнуют прежде всего стремительно растущие цены на все виды мяса. За последние два года они выросли на 40 — 80 процентов по отдельным видам мяса.
Пойдите сегодня на алматинский рынок: говядина — 650-800 тенге за килограмм; баранина — 750-800 тенге; куры — 450-500 тенге; свинина -700 -1000 тенге; конина — 750-1500 тенге… И это при том, что в стране есть колоссальные запасы зерна — основного ингредиента для производства концентрированных кормов, есть огромные пастбища; есть земельные ресурсы для производства сочных кормов. И, заметим, на рынках в основном продается именно наше, отечественное мясо, поскольку большая часть импорта идет на переработку в колбасу и иные мясные продукты. Так почему же оно такое дорогое?
Основная причина в том, считают специалисты, что сегодня Казахстан практически не имеет крупного товарного мясного производства, за годы перестройки и становления независимости страна потеряла его.
По данным профессора Я. Узакова сегодня «на плаву» мясную отрасль страны поддерживают почти исключительно личные хозяйства сельчан. Именно там сосредоточена подавляющая часть скота и птицы страны. На домашнем подворье содержатся более 84 процентов крупного рогатого скота; 73 процента поголовья овец и коз; около 79 процентов свиней; 76,3 процента лошадей; 70 процентов верблюдов; 47 процентов птицы. Нас кормит частник — с лопатой, косой и вилами. Естественно, его трудозатраты на корма и уход за скотом гораздо выше, чем на современной ферме. И он хочет получать за свой труд хорошую цену. Отсюда и стоимость мяса на рынках.
А где же крупные, или хотя бы средние механизированные предприятия, на тысячи голов скота, которые еще двадцать лет назад были в стране? Они есть, но там находятся только 5,7 процента КРС; 5,6 процента овец и коз; 5,4 процента лошадей — и так далее.
Житель поселка Байтерек Илийского района Алматинской области Назар Саманшиев, с которым я хорошо знаком, обрисовал мне ситуацию, в которой сегодня находятся многие сельчане, разводящие скот на своих подворьях.
— Все дорожает: корма, электричество, бензин… Раньше я держал четырех бычков на откорм, пятьдесят голов птицы. Концентраты, зерно покупал, а кукурузу на корм сам сажал. Денег после реализации мяса хватало не только расплатиться с трактористом за его работу, за перевозку бычков, за убой, но и оставалось что-то и в кошельке на будущее… Хотя цены были ниже. А в прошлом году и цены резко начали расти, но ведь и на корма они повысились! И не только — и за перевоз, и за убой, за обработку, ветеринару, за место на рынке — за все надо платить в два, а то и в три раза больше! Пытался сдать мясо на переработку, в мясной цех — они говорят, что не подходит по кондициям. Низкий вес, мол… А как не быть ему низким, если пастбищ вокруг поселка уже нет, приходится гонять бычков летом на пастбище за пять километров. Какие тут будут привесы? Времени тоже много идет, ведь бычка вырастить — минимум два года требуется… Птицу продать — тоже проблемы: перекупщики ее не принимают, торгуют импортом или продукцией крупных фабрик, а мне стоять за прилавком некогда. Вот поэтому я резко сократил свое поголовье, теперь у меня на откорме только один теленок, а птицу стал держать только для семьи, не более двадцати голов… Мне хватит.
И такое положение сельских подворий — типичное явление. В Казахстане сегодня производство сочных кормов, жизненно необходимых для полноценного развития животных, для привесов составляет 31 процент от потребности, практически не производятся такие ценные корма как сенаж, зерносенаж, кормовая свекла, жмыхи. В каждом совхозе и колхозе страны были двадцать лет назад огромные бетонированные силосные ямы. Сегодня они почти все разрушены, заросли травой, и силос стал редким лакомством на «столе» буренки. Качество кормов также не соответствует необходимым стандартам. Навоза от него много, а привесов — мало.
Печальная картина обусловлена резким сокращением посевных площадей кормовых культур (до 40 процентов от прежнего), нарушением технологий заготовки кормов, неэффективным использованием пастбищ, отсутствием системы пастбищеоборота и внедрения кормовых севооборотов, а также низкой технической оснащенностью предприятий комбикормовой промышленности. Все это привело к тому, что цены на корма, по сравнению с 2003 годом, повысились в 2-3 раза.
Грянувший мировой финансовый кризис, как ни странно, может даже помочь «замирающей» отечественной мясной отрасли. Почти неизбежное замедление темпов экономического развития и растущая инфляция заставит правительство обратить свое внимание на неиспользуемый потенциал внутри страны. И банкам, которым придется отвыкать от «дешевых» внешних займов, будут вынуждены присмотреться к потенциалу мясной отрасли.
Им добавит энтузиазма продолжающийся рост цен на продовольствие во всем мире, что дает весомые аргументы для развития крупного товарного производства мяса внутри страны, ориентированного на экспорт.
И первые подвижки уже есть — недавно правительство одобрило планы Минсельхоза по созданию в стране крупных молочных и мясных комплексов вокруг крупных городов. Решено также активнее поддерживать и производство мяса на личных подворьях.
Кости есть — надо нарастить на них мясо. Но время упущено и на реализацию планов уйдут годы…
Фото сайта fmeat.ru