На квитанциях, оповещающих жителей об оплате коммунальных услуг, вдруг, ни с того ни с сего, в графе «количество проживающих» к реальным проживающим прибавляется еще один человек.
Такие математические выкладки поставщика услуг — случайны они или преднамеренны — бесспорно, бьют по карману потребителей. Следует отметить, что всякую ответственность за «недоразумения» предприятие перекладывает на чужие плечи.
Плюс один
Коммунальное проклятие обрушилось на семью Вагицких — не успело завершиться первое разбирательство, как тут же началось второе.
У Григория Анатольевича и Розы Федоровны никогда не было долгов — пенсионеры исправно платили за свет, воду и тепло, тому свидетельством «квиточки», в которых услугодатель ежемесячно фиксировал огромные суммы экономии. Откуда же взялись 12 тысяч тенге долга при перерасчете? Ответ на этот вопрос пожилые люди попытались найти непременно в «Окжетпесе» — мол, где как не там знают. Однако старики ошибались — услугодатель ничего не видел, ничего не слышал, и вообще, не при делах.
— В пресловутом одиннадцатом кабинете сначала нас встретили по-доброму, но прояснить ситуацию не смогли, попросили прийти через несколько дней. Светловолосая девушка нахмурила бровь, снова завидев нас на пороге, — рассказывает Григорий Вагицкий. — Перерывая свои талмуды, она долго молчала, а потом подняла голову и произнесла: «В вашей квартире, согласно нашей базе данных, кроме вас двоих прописан еще один человек». Как обухом по голове ударила. Кто этот человек и откуда он взялся в базе «Окжетпеса» девушка не смогла сказать внятно.
— Я немного вспылила, не выдержала. Ну сколько можно! Долг есть, что это за долг — никто не знает, разговаривать с нами не хотят, лицо отворачивают, — говорит Роза Федоровна. — Так тут такое началось! Эта девчушка стала на нас голос повышать, «тыкать» и всячески оскорблять, потом к ней присоединились еще несколько сотрудниц, одна из которых позвала охрану.
Стража, мягкого говоря, вывела бабушку и дедушку из помещения, пенсионеры ушли домой, не солоно хлебавши. После конфликта Роза Федоровна, инвалид 2 группы, слегла совсем — каждый день ее «навещала» скорая помощь, в итоге женщина угодила на больничную койку кардиологического отделения городской больницы.
Все было не так
Заявление на имя начальника ТОО «Окжетпес», в котором Вагицкие просили С.В. Пугачева хоть как-то проучить работниц за их неподдающееся здравому смыслу поведение, вернулось все в тот же 11 кабинет с резолюцией «разобраться на месте». Это окончательно «добило» стариков — не станут же хамки наказывать сами себя.
Слава богу, позже конфликт был исчерпан благодаря юристу предприятия-услугодателя, который разобрался в делах и ликвидировал долг. Однако, светловолосая девушка, оказавшаяся начальницей Бюро физических лиц Отдела сбыта, просить прощения у пожилых людей даже и не думала, еще бы — с ее точки зрения все было совсем не так.
— У Вагицких была прописана дочь Мария (имя изменено), но об этом в «Окжетпесе» никто не знал, фактически начисления на Марию не производились, поэтому образовывалась большая экономия. А позже, когда Вагицкие предоставили домовую книгу, им сделали перерасчет, согласно которому были совершены доначисления на Марию ровно до того дня, когда она была выписана из квартиры своих родителей, — объяснила Екатерина Болюх, та самая «скандалистка».
Смешно — несколько дней назад девушка не могла назвать пенсионерам даже имени «лишнего» человека, а теперь она полностью владеет ситуацией. Кроме того, не должна ли экономия полностью покрыть долг за Марию? Почему Вагицкие оказались еще и должны «Окжетпесу»?
— И ругани не было. Просто пенсионерка раскричалась. Охранников тоже никто не звал — они сами прибежали.
Что ж, и тут не обошлось без помощи юриста — он-то и попросил извинения у стариков за грубость работницы.
— Вы нас извините, — сказал Юрий Паламарь. — Но интереса ради, как бы вы общались с людьми, если бы просидели в кабинете целый день!?
Интересный вопрос. Неужели кидались с воплями на дедушек и бабушек…
Продолжение следует
Долг-то с Григория Анатольевича и Розы Федоровны в «Окжетпесе» сняли, уяснили и то, что Мария давно не прописана у родителей, у дочери есть своя жилплощадь, где благополучно проживает ее семья из трех человек. Зато теперь Марию, бедолагу, «прописали» к родной сестре — Анжелике (имя изменено). Прописали не фактически — в домовой книге Анжелики нет отметки о прописке Марии. Теперь Анжелика платит за Марию в казну поставщика услуг лишние деньги.
— Как это у вас так получается? — вопрошает Анжелика.
— Ничего не происходит просто так, все логично. Например, к вам же не прописали маму Екатерины Болюх. У нас нет единого централизованного источника информации, где мы могли бы черпать жилищные данные темиртаусцев. После сделки-купли продажи или получения жилища в наследство, люди не всегда приходят в «Окжетпес» на следующий день заявить, что теперь я здесь хозяин, и еще троих тут же прописал. Получить такие сведения в ЦОНах, в адресном столе, или у нотариусов не представляется возможным — у них свои структуры, а ТОО «Окжетпес» — частная компания, — говорит Ю.А. Паламарь, отдувавшийся сначала за дерзких сотрудниц, а теперь вот и за работу учреждения. — Часто мы берем сведения на предприятиях и в организациях, например, на комбинате или в детских садах, школах. Но всегда ли люди честны, указывая адрес прописки в различных документах по месту работы или обучения? Нет, не всегда, как правило, они «прописывают» себя на деревне у дедушки — у друзей или родителей. Иногда горожане приходят в «Окжетпес» и просят вписать их в такую-то квартиру. И мы им верим. Может, так и случилось с вашей сестрой…
Вот те на! Сегодня я могу прийти в «Окжетпес» и сказать: «я прописана в квартире Иванова Ивана Ивановича», и со старика в следующем месяце вычтут двойную сумму?
Отмечу, что и этот спор снова был разрешен тихо-мирно, после долгих тирад на тему «не виноватые мы!» «Окжетпес» снова признал свою ошибку — долг с Анжелики за Марию сняли и как по мановению волшебной палочки «выписали» последнюю из квартиры сестры.
Не первые
Похожие случаи в городе не редкость. В аналогичной ситуации побывала Елена К., ошарашенная тем, что на ее квадратных метрах, оказывается, проживает еще кто-то, кроме них с мужем.
— Услугодатель высчитывал с нашей семьи дополнительные средства за несуществующего жильца какое-то время, пока я внимательно не вгляделась в квитанции, которые разносят представители «Окжетпеса».
Пенсионерка Надежда Яковлевна тоже никогда в должниках не ходила. Прошлым летом она обнаружила в «квиточке» грубейшую ошибку, заставившую «выйти на тропу войны».
— Если «Окжетпес» и жульничает, пускай хоть с умом! А то мне, бабушке, приплюсовали троих детей мал мала меньше, и я платила за них. Кто эти дети, существуют ли они на самом деле — я так и не узнала. Больше всего меня волновало то, что коммунальщики повесили на меня три тысячи долга, — рассказывает Надежда Яковлевна. Женщина — инвалид 2 группы, живет одна, вдова уже 12 лет, а 16 лет назад ее единственный сын перевез свою семью в Германию. Старушка-правдолюбка, ринулась в прокуратуру пожаловаться на «Окжетпес», а оттуда рванула и к самим «обманщикам». Заслышав, что у бабушки серьезные намерения, в 11-м кабинете сделали перерасчет — вышло, Надежда Яковлевна никому ничего не должна, это ей должны — экономия за оплату коммунальных услуг составила 10 200 тенге.
Независимые юристы разводят руками — о таких вопиющих нарушениях закона со стороны поставщика услуг они слышат впервые. Советуют — писать в прокуратуру лучше в последнюю очередь.
— Сначала нужно обратиться с жалобой на имя директора ТОО «Окжетпес», вполне возможно, что он сам не знает о махинациях своих работников, — комментирует Сергей Бондаренко, юрист городской адвокатской конторы. — Кроме того, не всегда подобные конфликты заканчиваются дружно. Людям нужно настроиться на опровержение претензий услугодателя. Для этого необходимо предоставить всевозможные документы, подтверждающие, что в квартире не прописано «дополнительных» жильцов — книгу регистрации граждан, акт сверки с Отделом регистрации и документирования населения (Управление юстиции города Темиртау), адресную справку. Копии этих документов необходимо приобщить к жалобе, отражающей основные требования заявителя. Имеет смысл узнать в «Окжетпесе» имена и адреса людей, неправомерно включенных в состав проживающих, чтобы самостоятельно связаться с ними для улаживания проблемы.
Конечно, можно оформить и исковое заявление в суд, так будет надежнее. Однако юристы предупреждают — доказать неправомочные действия сотрудников «Окжетпеса» почти невозможно. Ссылки на системные ошибки, сбой в работе компьютера, увольнение виновного задним числом — традиционных, годами нарабатываемых способов ухода от ответственности пока никто не отменял.