Подсчет голосов избирателей завершен, Юлия Тимошенко, несмотря на всю браваду и обещания устроить второй Майдан, находится в нокдауне.
Как бы то ни было, последние выборы могут означать следующее: эпоха цветной революции в Украине прошла, а Виктор Ющенко, порулив страной пять лет, доказал полную несостоятельность новых украинских демократов.
Грустно сознавать, что так ярко начавшаяся борьба со старой Украиной со временем превратилась в борьбу народа с новыми демократами. Сегодня можно хвататься за сердце, отчаиваться, проливать тонны слез, но ничего поменять нельзя. В 2004 году настроения Майдана передались украинцам. Они поверили обещаниям, что жизнь изменится и Украина станет европейской страной. И чем сильнее была та вера, тем безысходнее нынешнее отчаяние.
Гайдар и Ющенко
Можно провести прямые параллели между экономическими реформами, осуществленными Егором Гайдаром в России и деятельностью Виктора Ющенко в Украине.
Как реформатор Гайдар воспринимается россиянами неоднозначно. Да, он способствовал взрывной либерализации российской экономики, провел массированную приватизацию и приложил руку к созданию в стране мощной прослойки частных собственников.
Либерализация привела к появлению самого страшного тренда 90-х годов — галопирующей инфляции, когда сбережения россиян быстро превратились в иллюзию. Одним из долгосрочных последствий гайдаровской либерализации стал дефолт 1998 года, после которого через два года президентом России стал Владимир Путин — единственный на сегодняшний день президент, сумевший побороть инфляцию. За счет чего и кого это было достигнуто — вопрос другой.
Приватизация фактически превратилась в распродажу самого главного богатства разоренной бесхозяйственностью России — месторождений нефти и газа. Нет никакого смысла говорить, по какой ничтожно малой цене были проданы стратегические запасы великой страны. Об этом написано немало. Но конечным продуктом приватизации стало появление в России прослойки олигархов, которые получили карт-бланш во времена правления Бориса Ельцина.
Весь период президентства Виктора Ющенко ушел на борьбу против ветряных мельниц. Если под ветряными мельницами понимать старую советскую номенклатуру, развившуюся во времена правления страной Леонида Кучмы, то можно представить себе, какая сложная задача перед ним (Ющенко) стояла.
Буденный во время Великой Отечественной войны пытался с шашками наголо воевать против немецких танков. Ющенко делал примерно то же самое. Украинский президент не делал ничего из того, что делал Гайдар. Вместо либерализации экономики он перераспределял собственность, вместо приватизации — перераспределял собственность. Так и получается, что Ющенко занимался лишь одной работой. По мнению новых украинских демократов, очищением страны от совковской заразы.
Но Гайдара и Ющенко объединяет один и тот же стиль. И тот, и другой были романтиками, искренне верившими, что избавление от одной заразы позволит стране воспрять духом и запустить рыночные механизмы. Но в отличие от абсолютного романтика Гайдара, Ющенко можно назвать относительным. Он не забывал и про себя. Отсюда его нервозность, когда премьер Юлия Тимошенко разбиралась с серыми схемами газовых поставок из России в Украину.
Виктор и Виктор
Один Виктор в начале 2010 года переиграл другого Виктора. Янукович вовремя отцепился от вагона, в котором однажды ехал вместе с Ющенко. Когда был премьером в администрации своего тезки. На подножку прыгнула Юлия Тимошенко, что и стало роковой ошибкой новых демократов, началом конца.
Оба Виктора прекрасно понимали, что из тандема ничего путного не выйдет. Дело даже не в том, что Янукович тянул одеяло в сторону России, а Ющенко — в обратную сторону к НАТО и ЕС. Дело в несовместимости менталитетов. Янукович — закаленный в подковерной борьбе партократ, Ющенко — демократ, слишком большую ставку сделавший на США и их возможности продавить любое решение в мире.
Причем, Янукович, при определенных обстоятельствах, может быть более радикальным, чем Ющенко, антироссийским лидером. Как представитель старой украинской номенклатуры он боится главного: чтобы Россия не получила полный контроль над Украиной и не прикрыла кормушку, в которой кормятся люди, стоящие за Януковичем. Ющенко же патологически не принимает Россию, считая зависимость от нее основным элементом национальной опасности. Его последний указ по Бандере — есть шаг отчаяния. Полную хозяйственную некомпетентность он пытался компенсировать политическими демаршами антироссийского толка. Так как неспособность построить новую Украину ударила по простым людям, перспективы Ющенко как кандидата на пост президента в 2015 году сведены практически к нулю.
Виктор и Юлия
Сегодня сложно говорить и о политическом будущем Юлии Тимошенко. Чтобы стать президентом после Ющенко, она перепробовала практически все: ругала Россию, делала вид, что борется с ее влиянием, мирилась с Россией, в частности, с Владимиром Путиным. И смогла более-менее сносно создать вокруг своей персоны неплохой фон. Правда, и она не могла не понимать, что поражение Ющенко означает и ее поражение. Поражение линии Майдана.
Сейчас многие задаются вопросом: что будет с Тимошенко завтра и до 2015 года. То, что ее больше не пустят в премьерское кресло, очевидно. Янукович — не Ющенко, и у него нет конкретных обязательств перед Юлией.
Понятно, что в период правления Януковича, она будет лидером оппозиции. Чтобы остаться на плаву, одноименный блок должен не просто ругать все, что делает Янукович, а предложить альтернативную программу. Если в БЮТ есть необходимый интеллектуальный потенциал. Если он еще востребован и все не сводится к голому политиканству.
Януковичу придется держать круговую оборону все то время, которое он проведет на президентском посту. Тимошенко при поддержке США и Европы будет прессовать нынешнюю власть, причем, чем дальше, тем крепче. Это в БЮТ умеют.
Виктор и будущее
Есть все основания думать, что нынешние президентские выборы в Украине — последние выборы переходного периода. Сегодня многие на Западе пугают друг друга тем, что Янукович отбросит Украину на 20 лет назад, и в эту страну вернется Украина, пупком привязанная к России.
Такие прогнозы, по крайней мере, не серьезны. Янукович пойдет на сближение с Россией, чтобы решить основную проблему — энергетическое обеспечение украинских предприятий. Он как раз представляет восточные регионы страны, где концентрация промышленного потенциала предельная. Пойдет ли он дальше, неизвестно.
Скорее нет, чем да. Еще одним фактором сближения России и Украины может стать придание русскому языку статуса второго государственного. Но сделать это в современной Украине, без формальной поддержки западных регионов, будет крайне сложно.
Через пять лет на место нынешних кандидатов на пост президента должны прийти другие люди. Процесс демократизации выведет на поверхность людей, не связанных ни с «Нашей Украиной», ни с БЮТ, ни с «Партией регионов». Они должны составить конкуренцию лидерам, которые появятся в вышеперечисленных политических партиях и движениях.
2015 год станет еще одним годом разочарований. Янукович уже сегодня не может предложить программу возрождения Украины. Потому что не знает, как это сделать. То есть станет президентом, который будет заниматься тем же, чем и Ющенко: перераспределением того, что успел перераспределить предшественник.
Разумеется, это ничего в Украине не изменить. И даже раньше чем через пять лет вызовет апатию.
Поэтому с большей долей вероятности можно сказать, что к власти придет человек, который уже засветился на украинском политическом небосклоне — Сергей Тигипко.
И пойдет новый отсчет…