Пиратом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-5 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Пиратом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан

Пиратом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан

Члены казахстанской Ассоциации по защите авторских и смежных прав, сообщив об этом на пресс-конференции, намерены поставить перед правительством вопрос ребром: доколе в стране будет процветать пиратский рынок?

  • 28 Августа 2003
  • 1190
Фото - Caravan.kz

Торговля «левыми» дисками и кассетами, ретрансляция фильмов на телеканалах, штамповка видеокопий — этот широкомасштабный процесс сегодня не подвластен закону.
Наболевшее понятие «авторские и смежные права» юридически означает прежде всего то, что эти права — частные. А роль государства, призванного регулировать отношения в области интеллектуальной собственности, заключается именно в охране частных прав на нее.
То есть в идеале нормативно-правовая база должна быть настолько совершенной, чтобы позволить любому правообладателю, обиженному пиратами, без сучка и задоринки отстоять свои права, к примеру, в суде. В Казахстане закон «Об авторских правах» был принят в 1996 году, и с тех пор суровость его проявлялась лишь в разовых полицейских рейдах с отъемом «левых» дисков и кассет.
Собранный улов несколько раз показательно давили бульдозерами на радость телеоператорам, ценящим эффектные картинки. Пираты же немножко огорчались и возвращались к привычному делу, чтобы новыми трудовыми успехами ответить на происки законников. Слово «конфискация» все эти годы мало пугает подпольных работников культурного прилавка. И хотя в прошлом году у них изъято продукции на 48 миллионов тенге, это вряд ли нанесло ощутимый урон могучей империи — по мнению экспертов, здесь крутятся суммы в сотни раз больше. Торговые точки, в которых проверяющим видится сосредоточие зла, на самом деле — только видимый краешек айсберга, где за ничтожную плату работают люди, ничегошеньки не знающие об истинных размерах сверхприбыльного монстра. «Казахстанские криминальные банды создали сеть, по которой могут получать исходные пленки и выставлять на продажу пиратские копии уже на третий день с момента выхода фильма на экраны США», — говорится в отчете американской ассоциации производителей кинофильмов.
Вот это темпы! Вот это организация труда! При таком подходе к бизнесу конфискация содержимого какого-нибудь магазинчика для наших пиратов — что выстрел по воробьям. Конечно, в официальных отчетах эта акция будет упомянута, как большой и закономерный успех в борьбе с нарушителями, загребущие руки которых не знают покоя в деле подделки нежного культурного товара и обмана доверчивого покупателя. Главным достижением блюстители порядка считают даже не материальный урон хитроумным дельцам, а то, что должен увеличиться процент «правильной» продукции. Надо, мол, неуклонно стремиться к тому, чтобы именно ею и было заполнено 100 процентов рынка. Лично у меня, как у потребителя, возникает зудящая догадка и сильное беспокойство в области кошелька. Безусловно, мне льстит быть законопослушным гражданином и покупать исключительно в фирменных магазинах исключительно лицензированную продукцию. Но денег жалко, потому что гады-пираты ухитряются достигать-таки вполне приличного качества, и за сумму в приятное количество раз меньше можно слушать любимого певца безо всякого ущерба для здоровья и семейного бюджета. Утешить — причем надежно — любителей музыки и кино может тот факт, что армия пиратов не сдается, не уменьшается, а наоборот — крепит свои ряды и техническую мощь.
Упаковку кассеты или диска не отличишь от лицензионной, предательскую бегущую строку на видео давным-давно убирают с помощью компьютера. Даже голограмму, бывает, нанесут баловники для понта — нате вам, бдительные вы наши. Одно лишь пока не освоили — свежую придумку неугомонных японцев, которые разработали специальные водяные знаки для защиты видеодисков DVD. Но, думается, что на каждую такую заковыку найдутся хорошие мозги, в том числе, и у нас в отечестве. К примеру, по данным того же управления юстиции, на старейший и солиднейший магазин южной столицы «Мелодия» работал целый подпольный цех, производя продукцию высокого пиратского качества.
Почему это так раздражает служителей Фемиды? Неужели они ночей спать не могут, зная, что какая-нибудь поп-звезда не получила из Казахстана свои законные авторские за тиражирование голоса? Ведь, поди, не оголодала она от этого, не пошла по миру. А с какой стати мы должны приплачивать многочисленным заслуженным «фанерщикам» СНГ, которые нас, то есть публику, не уважают и при этом деньгу гребут лопатами? Потребитель знает одно — цена и качество его устраивают, но знать ничего не знает про закон об авторском праве, который государство, назвавшись цивилизованным, должно блюсти.
Однако еще в 2000 году Казахстан присоединился к Женевской фонограммной конвенции, согласно которой должны охраняться права тех исполнителей и композиторов, чьи произведения записаны на аудиокассеты. По идее, студии звукозаписи обязаны выплачивать вознаграждение зарубежным авторам. Вам смешно? Мне тоже. В действующем законодательстве нет норм, регулирующих правовые отношения с иностранцами, а даже если бы и были, то вряд ли соблюдались на практике.
Авторское право среди других категорий гражданского права — совсем дитя, и двухсот лет не наберется. А стихи или, скажем, музыку стали считать личной собственностью лишь в середине позапрошлого века. В Бельгии был принят закон, гласивший, что только сочинитель может использовать плоды своего интеллектуального труда в любой форме и любым способом, остальные же граждане обязаны воздерживаться от посягательств на его законные права.
Вскоре и другие европейские страны сочли нужным оградить свои таланты от копирования и подделок. В Советском Союзе авторское право защищалось гражданским кодексом, но только касательно гонорарной части. Во всем остальном государство считало творческого человека своей исключительной собственностью — писатель или композитор не мог по сути распоряжаться судьбой своего произведения, у него никто и не думал спрашивать разрешения на использование, к примеру, названия для производства мыла или конфет.
Итак, теоретически закон не оставляет сомнений: автор — есть единственный владелец прав на свое произведение, и без его согласия никто в мире (при жизни бесценного автора) не может использовать в своих корыстных целях даже кусочек из его шедевра. Если же автор покинет грешный мир, то плодами его труда никто не вправе распоряжаться прежде, чем через пятьдесят лет (в старом законе доступ разрешался вдвое быстрее). Кары расхитителям чужих сочинений закон сулит немалые — либо штраф, либо, согласно статье 184 уголовного кодекса РК, до пяти лет лишения свободы как с конфискацией имущества, так и без оной. Но такие суровые прецеденты в отечественном судопроизводстве не отмечены ни разу. По мнению самих правообладателей, статьи закона безнадежно устарели: информационные технологии сделали за несколько лет гигантский скачок, с пиратами бороться день ото дня все сложнее. Тот же Интернет открыл широчайшие перспективы для безнаказанного попрания всех и всяческих прав. Доказать что-либо автору, чье сердцем выстраданное произведение гуляет по сайтам под разными именами, практически невозможно. Обидно, конечно…
В республике существует Казахстанское авторское общество, созданное, собственно, самими нашими авторами. Их права оно защищает постфактум : заметил композитор, что у него «сплагиатили» что-либо, он идет в общество, а уж оно потом, решившись на иск, мается в суде. Дело доказательства плагиата — непростое, долгое, нервное.
Легче уладить конфликт, буде он возникнет, в досудебном порядке, мирно — чем, в общем-то, чаще всего и занимается данная организация. Вновь созданная отечественная ассоциация намерена прежде всего подать личный пример принципиальности — то есть те производители, которые в нее вступят, обязаны, даже не взирая на убытки, блюсти закон и, не щадя живота, бороться с его нарушителями.
Сегодня в Казахстане 9 из 10 видеокассет и компьютерных программ продаются незаконно — то есть с нарушением прав их создателей. Давить катками ни в чем не повинные кассеты проще всего. Немыслимое с точки зрения небогатого меломана варварство производится во многих странах, но там это выглядит как назидание, как символ неизбежного фиаско подпольных студий и левых продавцов. У нас — как главный итог расследования. Меж тем пиратство туго закручено в клубок экономики. Там, где у граждан в кошельках негусто, оно не исчезнет никогда. Слушать музыку, хохотать или плакать над фильмами хотят все, купить дорогущие — то есть оберегающие своей ценой права авторов — кассеты могут единицы. Теневой многомиллионный бизнес неистребим, потому что давно приучен «отстегивать» кому надо. И как бы ни желали множить свои доходы популярные и не очень музыканты, режиссеры и авторы хитов-однодневок, от бедной страны им вряд ли что-то обломится.
На мой взгляд, проблема даже не в том, что у нас закон плох и денег нет. Существует гигантская — и, пожалуй, непреодолимая — разница менталитетов. Если на Западе любая частная собственность — нечто святое, то у нас больше уважается как бы «ощутимая» — автомобили, недвижимость и т.д. Такая эфемерная область, как искусство, не воспринимается потребителем всерьез. И если у него есть выбор между лицензионной — но дорогущей — кассетой и дешевой контрафактной, естественно, он предпочтет последнюю. И он не виноват — он так воспитан. Поэтому, прежде чем «суровить» законодательство в отношении пиратов, надо бы призадуматься: а в состоянии ли мы вступить в цивилизованные международные отношения, отработанные годами и привычные потребителю по конечной цене продукции? Или нужно вначале каким-то образом пробудить у народа гражданскую сознательность?