Рынок труда: гендерный дисбаланс - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-6 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Рынок труда: гендерный дисбаланс

Рынок труда: гендерный дисбаланс

Наверное, выражение "работа не волк - в лес не убежит" придумали в эпоху огромного количества вакансий и отсутствия такого социального статуса как "безработный".

  • 8 Марта 2009
  • 2028
Фото - Caravan.kz

Сегодняшняя ситуация выглядит с точностью до наоборот. Но, несмотря на существующую жесткую конкуренцию, нам все же стало интересно: кому легче найти новую, подходящую, хорошо оплачиваемую работу — мужчинам или женщинам?
С точки зрения казахстанского законодательства, в республике не должно быть разделения по гендерному признаку. Работодателю запрещено указывать пол предполагаемого сотрудника в объявлениях о вакансиях. В этом большую роль сыграл главный закон страны — Конституция. В статье 24 сказано, что каждый имеет «право на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии. Каждый имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации, а также на социальную защиту от безработицы».
Все вышесказанное должно являться гарантом, того, что в нашей стране мужчины и женщины имеют равные условия для труда. Однако на практике ситуация несколько иная. В объявлениях о свободных вакансиях можно без труда встретить «половые» ожидания работодателя: водитель — мужчина, няня для ребенка — женщина.
Или, другой пример: женщину нельзя увольнять, если у нее есть маленький ребенок, а мужчин — можно. Согласитесь, странно, ведь, как правило, пока женщина находится в декретном отпуске, единственным кормильцем становится мужчина. Чем не факт дискриминации, но уже в пользу женщин?
Кроме того, работодатель в некоторых случаях считает своим долгом спросить замужнюю женщину или девушку о перспективах обзавестись ребенком. Хотя сейчас работодателю нет необходимости оплачивать декретные, нежелание иметь в общей цепи кадров «слабое звено» — берет верх.
Однако у мужчин тоже появилась возможность находиться в отпуске по уходу за ребенком без сохранения заработной платы. Ранее ее не было, а теперь статья 195 гласит: «работодатель обязан предоставить отпуск без сохранения заработной платы работнику по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет: 1) по выбору родителей — матери либо отцу ребенка».
И это — пример истинного гендерного равенства в законодательстве о труде.
Если говорить о дополнительных бонусах, то специально для женщин был разработан список вакансий, которые им нельзя занимать по гендерному признаку. В этот документ ежегодно входит большое количество профессий, которые относятся к тяжелым: с поднятием различных тяжестей и работой с техническим инструментарием, создающим вибрацию опасную для здоровья.
В итоге все эти и многие другие факты указывают на то, что условия на рынке труда для мужчин женщин — не равные, плюс определенную роль сейчас играет кризис, существенно сокративший количество вакансий и увеличивший численность людей, пытающихся найти работу.
Обратимся к цифрам: по данным «HeadHunter — Казахстан» на рынке труда женщин чуть больше, порядка 52% и, соответственно, мужчин — 48%.
В стадии поиска работы больше всего женщин в возрасте от 26-35 лет — 47,5%, как и мужчин-соискателей из той же возрастной категории — 52,8%. Если говорить об уровне образования соискателей, то количество женщин с высшим образованием выше — 31,5% против 30,9%.
Если рассматривать по областям занятости, то социологи HeadHunter пришли к следующим выводам.
«Среди женщин лидирующая из профессиональных областей «Бухгалтерия/Управленческий учет/Финансы предприятия» (23,1%). Классика, переходящая из года в год: профессия, требующая терпения, усидчивости, повышенной концентрации внимания. На втором месте по популярности у соискательниц профессиональная область «Административный персонал»: таким популярным специализациям как секретарь, персональный ассистент, специалист АХО отдали свое предпочтение 11,3% опрошенных. На третьем месте рейтинга находится «Маркетинг/Реклама/PR» — 9,8% респондентов. Активные коммуникации с различными группами общественности, особенно на позициях пресс-секретаря, PR — менеджера, журналиста, креативная составляющая и динамичность, — все эти аргументы являются достаточно вескими при выборе данной профессиональной области женщинами. Среди мужчин наиболее популярна профессиональная область «Информационные технологии/Интернет/Телекоммуникации» — 20,2% опрошенных: возможно в силу стереотипа о несовместимости женщин и техники, возможно большинство женщин, в силу их коммуникабельности, общение с компьютерами и телекоммуникационным оборудованием не привлекает. Второй по популярности профессиональной областью стала область «Продажи» -15,2%, третье — «Производство» (7,1% респондентов)».
По большому счету гендерные предпочтения при выборе профессии являются вовсе не удивительным, а скорее закономерным фактом, который присутствует не только в Казахстане, но во всем мире. И этому факту есть вполне логичное объяснение. Начнем со стереотипов, вроде такого: женщина и техника — понятия разделимые. Согласитесь, многие так думают. Если все же сомневаетесь, вспомните, сколько из вашего окружения женщин — программистов, системных инженеров? Вот по этой причине некоторое количество талантливых математиков в юбках занимаются не обслуживанием электронно-вычислительных устройств и созданием программных приложений, а составлением финансовых смет, расчетами заработных плат и т.д.
Следующим фактором выбора профессии являются дополнительные условия труда. Скажем, работнице — вахтовику, которая занимается добычей нефти где-то посредине моря, несколько некомфортно осуществлять трудовую деятельность, если в это время ее дитя заболеет. Так как вернуться быстро с работы не представляется возможным, хотя бы с точки зрения расстояния. Поэтому многие женщины предпочитают выбирать условия труда приемлемые для совмещения работы и ухода за ребенком. В итоге это приводит к тому, что молодая мама вынуждена занимать более низкие должности, или работать на менее оплачиваемой должности, тем самым, теряя квалификацию или отказываясь от карьерного роста. Что и отражается в статистике по зарплатным ожиданиям.
Например, максимальное ожидание по заработной плате в долларах у женщины, работающей в отрасли добыча сырья — 4 605, а у мужчины — 6 578; в сфере информационных технологий — 3 947 у женщин и 5 000 — у мужчин (по данным компании HeadHunter).
Вывод один: существующие факты гендерного неравенства на рыке труда связаны не с законодательными механизмами, а с человеческим фактором, на который влияют, прежде всего, навязанные обществом стереотипы по части социальных ролей.

Рисунок с сайта http://av.li.ru