Болашаковцы "оранжево поют" - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
+4 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Болашаковцы "оранжево поют"

Болашаковцы "оранжево поют"

Республиканское движение в поддержку учителей "Болашак" выбрало оранжевую символику и подвело под свой выбор философско-эстетическое обоснование.

  • 13 Июля 2005
  • 1218
Фото - Caravan.kz

Образованные люди против цветных революций — они за «солнечный круг в детском рисунке», прогресс и доступное образование. «Апельсиновые» одежды выбрали специально, чтобы посигналить, покричать, чтобы их заметили, обратили внимание. Тогда, может быть, у них все получится: энтузиастам — общественникам удастся привлечь внимание к многочисленным проблемам учительства страны.
Впрочем, они не наивничают и не надеются, что одним только внешним видом можно что-то изменить в сфере образования, потому и говорят о более действенных механизмах борьбы за свои интересы.
Фархат Касенов, председатель движения, преподаватель КазГНУ не идеализирует силу цвета, просто связывает свободу выбора своих единомышленников с хорошими перспективами сотрудничества с депутатами, созданием фракции коллег, «болеющих» за образование в стране. К тому же, с его слов, приняв боевой окрас, учителя полны решимости и готовности действовать. Что они могут не на словах, а на деле?
Ирина Смирнова, депутат городского маслихата, директор языкового лицея № 68 говорит, что создан республиканский штаб «Болашака». И хотя огромное количество учителей полны скепсиса по поводу пробивной силы новой организации, в контору начинают поступают звонки, стекаться жалобы и предложения.
В частности, в последнее время, в связи с повышением зарплаты госслужащим, было сделано несколько заявлений о нарушениях, связанных с повышением заработной платы учителям. Учителя говорят, что не во всех учебных заведениях «повышение» вступило в силу. Администрация школ и вузов делает странные перерасчеты и уверяет педагогов, что увеличением количества денег не пахнет. Болашаковцы говорят, что в ближайшее время будут созданы комиссии, в школах и вузах начнется повальная проверка бухгалтерии.
С чем еще намерено бороться образованное НПО? В конце учебного года по Алматы прокатилась волна забастовок учащихся, поднятых в защиту своих директоров, которых приказом сверху увольняли с работы. Болашаковцы понимают, что общественными силами такую проблему, как руководящие кадры в образовании не решить. Однако берут тему на карандаш. Кроме того, защитникам интересов учителей предстоит иметь дело и исполнительной властью, так как в ее вотчине находится распределение социального жилья. По данным болашаковцев среди нуждающихся довольно много подставных лиц. Настоящие педагоги не могут «поднять» льготную ипотеку, между тем в списках очередников уже стоят далеко не учителя. Общественники хотят проверить законность распределения социального жилья и поднимать вопрос о снижении его стоимости для учителей.
Из ближайших мероприятий с «оранжевым оттенком» у всех на слуху акция «Орбита сотрудничества» — когда учителя в духе Макаренко (это у него был пример заразительным) вышли чистить русло речки Алматинки. В настоящее время проходит еще одна: «Оранжевый троллейбус». Она уже началась. В южной столице те, кто пользуются маршрутами троллейбусов 12, 7, 9 заметили, что население обслуживают не только кондуктора, но и молодые люди в рыжих футболках — волонтеры движения. Все они согласились на работу в общественном транспорте с одной единственной целью: привить населению культуру общения. «Долой хамство и агрессивность» — под таким негласным лозунгом болашаковцы напоминают все о том, что человек — это звучит гордо. Обалдевшие алмаатинцы, отвыкшие от чайных церемоний в общественном транспорте, темнее менее принимают «доброе слово» волонтеров.
В ближайшее время ожидается проникновение «оранжевых» под крыши дворовых клубов. В настоящее время в южной столице зарегистрировано около 70 дворовых организаций, однако не все они придерживаются программы работы с детьми. Есть и такие, которые давно изменили профиль, получив от государства неплохой спортивный инвентарь. Дворовые клубы, вернее их хозяева, откровенно «куют железо, не отходя от кассы», преследуя личную выгоду, тогда как для детворы их элит-салоны, числящиеся на бумаге как массовые и чуть ли не благотворительные, остаются недоступными.
Как еще проявят себя болашаковцы? Лариса Дубровина, член движения говорит, что их объединение готово взять на себя проблему трудоустройства учителей. Школам не хватает молодых кадров. Между тем люди с высшим образованием стоят у прилавков. Поэтому все, кто захочет вернуться на работу в школу, могут обращаться в организацию, им будут помогать с трудоустройством.
Не забыли болашаковцы и про новое поколение. Уже сформировано молодежное крыло объединения. Они называют его пятой колонной в государстве. Открыто говорят, что среди них много пока нейтральной молодежи, которая разочаровалась в оппозиции и в тоже время испытывает недоверие к провластным структурам.
Движение молодых выражает свое сомнение в способности существующих партий представлять интересы работников сферы образования. В частности, молодые отмечают, что оппозиция не видит реальных позитивных изменений, не поддерживает социально-значимые и интересные проекты, так как слишком увлечена перспективой цветной революции. Из существующих партий болашаковцы больше всего критикуют «Руханият». Говорят, что именно она должна была отстаивать интересы работников сферы образования, однако со времени своего появления не провела ни одного стоящего мероприятия, продолжая существовать только на бумаге.
Молодые учителя и студенты педвузов хотят создать что-то свое? Скорее всего, да. По крайней мере, вокруг этого движения собираются интеллигенция, представители науки, работники новых технологий. Они понимают, что образование — слишком широкая сфера, чтобы говорить только о нуждах педагогов. Они видят жизнь шире, глобальнее. Оттого и хотят получить от нее больше. Однако добиться ощутимых результатов без власти сложно. «Болашаковцы» уверены, что у них есть ресурсы для лидерства в общенациональном масштабе.
Однако политологи, наблюдая за развитием движения, пока удерживаются от оптимистических прогнозов. Трезвые умы с трудом верят в мажорное будущее учителей: отечественная система образования не любит новизны, активности и гибкости. Самая закрытая в государстве, она держится на жесткой вертикали подчинения, с которой может поспорить только армейская тупость.
В ней все наказуемо: инициативы, живой ум, нестандартность. Кстати, опыт противостояния НПОшников с традиционной системой в нашем обществе уже был. Знаете, чем закончился вызов? Дружбой. Жутко формальной и бесполезной. Однако все в прошлом смелые организации, оценив весовую категорию » врага» в лице чиновников от образования, в очень короткие сроки заключили перемирие и перешли на сотрудничество. Как признаются лидеры НПО в образовании, по-другому сосуществовать с департаментами и Министерством образования и науки РК нельзя.
Выдержат ли такую дружбу «рыжие» болашаковцы? Не согнутся?