Верующие заказали мир - Караван
  • $ 479.23
  • 534.96
+14 °C
Алматы
2024 Год
29 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Верующие заказали мир

Верующие заказали мир

В рамках третьего заседания Секретариата Съезда мировых религий, который пройдет в будущем году в Казахстане, в южную столицу съехались представители религиозных организаций из Израиля, Китая, Монголии, Кореи, Франции, Великобритании, Ирана, России, Индонезии.

  • 24 Июня 2005
  • 929
Фото - Caravan.kz

Состав был солидный. Вид у верующих — тоже внушительный: шляпы, четки, тюрбаны, халаты. Собравшиеся знали, что темой съезда станет: «Религия и международная безопасность».
Они же собрались понять, как религия может влиять на безопасность, каким образом она включена в политическую борьбу за мир, можно ли проявления терроризма положить на религиозную почву. Что у них получилось?
Увы, два дня работы секретариата совсем не были похожи на конструктивный диалог. Глубокие интеллигенты возвышенно любезничали друг с другом, сладко улыбались в перерывах, но ни за что не хотели дискутировать на тему: грозит ли человечеству создание единой миролюбивой религии.
Выступления больше походили на монологи, которые никому не были интересны. Возьмет слово один из выступающих и говорит сам для себя. Сложилось впечатление, что прибывшие на большой форум, выполняли какие-то негласные спецзадания, озвучивали заученные домашние заготовки, выверенные на родине, и напрочь отказывались думать самостоятельно в гостях.
Практически все доклады начинались с неминуемой лести мирной стране — Казахстану, взявшему на себя миссию собрать всех верующих за круглым столом переговоров, однако кроме хвалебных од услышать что-то более конкретное, было сложно. Самым распространенным слоганом чуть ли не каждого заявления было «диалог имеет целью установление мира между религиями».
Или: «Мы готовы поддержать идеологию мира между религиями. Мы рады тому, как развивается диалог. Хотим, чтобы ненависть между народами уменьшилась». (Мы тоже хотим, но как это сделать? — примеч. автора).
Общие фразы, гладкие слова, на них, если честно, мир не построишь. Однако верующие с завидным упорством повторяли одно и то же. Может, молились? Казалось, что все они ждут какого-то важного момента, сигнала, события, которое позволит им сбросить маски, отказаться от официальщины и раскрыть свои карты: как, как сделать так, чтобы религиозный мир стал гарантом безопасности?
Впрочем, далеко не все предпочитали прятаться за расхожесть и стереотипность. Некоторые выступления с большой натяжкой, но все-таки можно было отнести к откровенным, думающим, полезным. Среди смелых оказался представитель Англиканской церкви, Николас Бейнс, приехавший в Казахстан из Лондона. Он искренне признался, что когда собирался в Казахстан, его коллеги были уверены, что все страны, оканчивающиеся на «стан» — Узбекистан, Таджикистан, и так далее — проблемные, поэтому близкие и дальние друзья отговаривали его от поездки, не хотели, чтобы он рисковал. Но он прибыл в Алматы и нисколько об этом не жалеет. По крайней мере, сказал, что у него есть реальная возможность донести до всех собравшихся простую истину, без которой, как ему кажется, невозможен ни один диалог.
Николас Бейнс предложил ориентироваться на три вещи. Первая — нельзя теологию свести к чистой науке, поэтому верующие должны как можно больше между собой общаться, обмениваться опытом, знаниями. Вторая — язык. Он предложил очень аккуратно относится к языковым барьерам, не делать поспешных выводов из услышанного, так как язык — опасная территория.
Один не так сказал, другой не так понял, и вот, уже разгорелся конфликт. Поэтому господин Бейнс рекомендовал взять за модель общения на будущем конгрессе простую формулу: «Учиться думать, прежде чем слушать и говорить».
Умный великобританец, по сути, призвал всех к глубинной философии в надежде, что верующим такая логика вещей знакома. Однако поняли его приглашение общаться в духе, нравственно и светло, лишь единицы.
Третьим элементом, способствующим достижению договоренности и понимания, по его мнению, должны были стать формулировки. Банально, однако, правдиво заметил, что часто в разговоре люди для друзей подбирают одни слова, получше, для врагов — другие слова, похуже. Это притворство. Все верующие должны пообещать друг другу, что они сознательно откажутся искажать чужую веру. Вести диалог может помочь только правдивость. Николас Бейнс задавал вопрос: «Что должно стать главным в таком разговоре?» И сам же отвечал: «Бог. Создатель. Будущий съезд должен донести до каждого верующего, что жизнь надо спасать не ради самих себя, а ради мира вообще».
В заключение своего выступления рассказал историю о том, как он в Лондоне опаздывал на одно собрание, и когда пришел, мест в зале не было. Чтобы никому не мешать, сел на пол. Это увидел мусульманин и предложил ему сесть с ним на один стул. Николас отказался, однако тот настоял. Мораль рассказа была ясна: все должны уступать друг другу в этом сложном мире, тогда жизнь будет радостной и комфортной.
Член офиса Всемирного совета церквей доктор Ханс Бертил заметил, что одним из главных вопросов встречи должны стать межрелигиозные отношения.
«Религия — не остров, — звучало в его докладе, мы больше не можем говорить об отдельных религиях. Мы все — часть целого. У нас есть задачи, которые мы можем выполнить только вместе. В частности, в ближайшее время все должны взяться за тему образования». Оказывается, среди верующих достаточно неграмотных, темных людей. Если этого не делать, СМИ быстро создадут негативные образы, подхватив которые, люди в силу своего невежества могут устроить столкновение цивилизаций. Поэтому все религиозные конфессии должны позаботиться о просвещении тех, кто идет за их храмами, церквами, монастырями. Незнание, непонимание, или поверхностные знания основ религии уводит людей в сторону, они становятся легкой добычей для террористов.
Юрий Тимофеевич Новгородов, заместитель Епископа евангелической лютеранской церкви города Астаны предложил создать Институт постоянно действующего диалога между материалистическим и религиозным миром.
Говорил, что это должны быть не великосветские встречи. Верующие не должны замыкаться только на обсуждении религиозных доктрин. Жизнь — гораздо шире. Надо сближаться с наукой и ни в коем случае нельзя выступать в роли судьей. «Мы всего лишь парламентарии», — говорил он. Заметил, что со дня заседания последнего секретариата, в мире произошло много событий, не все они были светлые. Самыми тревожными называл проявление экстремизма. В чем его опасность?
Экстремисты всегда прикрывались какой-нибудь идеологией, нынче избрали для своего щита ислам. Но завтра они могут сменить идеологические установки и тогда в качестве крыши выберут какую-нибудь другую религию, другие идеалы.
Однако люди должны знать, и это надо разъяснять мирному населению, что истинно верующий человек не может быть террористом. Террористы не имеют никакого отношения к Богу. В связи с чем, религиозные организации должны осознать всю свою ответственность перед людьми.
Цинн Юань, представитель Всекитайской ассоциации буддистов выразил уверенность, что если верующие захотят, они могут создать единую религию. Тогда бороться за мир в мире будет легче. Сказал, что если люди будут придерживаться в жизни нескольких принципов, то и войны никогда не будет. Назвал их: «Работать, а не наблюдать. Общаться, а не ждать. Вести диалог. Соблюдать мир и не препятствовать развитию».
Закончилась встреча принятием ряда документов, которые станут идеологической платформой съезда. Журналистам не дали взглянуть в эти постановления и правила, однако всем и без того было ясно, что там на первом месте стоит обязательство всех участников религиозного форума поддержать идею проведению съезда и клятвенное обещание — выполнять его решения.
При этом вопрос вопросов: как религия будет способствовать установлению мира в мире — остается открытым.
Уже после совещания один из гостей, услышав такую постановку, сказал: «Знаете, не ищите того, чего нет. Вот мы собираемся, ведем диалог, разве это уже не есть проявления дружелюбности?».
Может быть, он прав?..