Обиженная Анкара ищет альтернативу ЕС - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-4 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Обиженная Анкара ищет альтернативу ЕС

Обиженная Анкара ищет альтернативу ЕС

Заявление главы министерства иностранных дел Турции Ахмед Давудоглу о необходимости создания Евразийского союза как аналога Евросоюзу может быть продиктовано отчаянием.

  • 15 Февраля 2010
  • 2506
Фото - Caravan.kz

Мол, раз европейцы не видят в турках потенциальных партнеров, то Анкара создаст свой союз в противовес.
Окончание, начало см.здесь.
Целью такого тактического хода может быть попытка расшевелить европейцев и желание дать понять американцам, что Анкара готова играть, при определенных условиях против Запада. Причем, по полной: союз с Россией, всеми прикаспийскими государствами, контроль над энергоресурсами, и полный провал энергетической стратегии Запада по диверсификации поставок энергоносителей из Каспийского региона.
След Анкары на Кавказе
В начале 90-х годов Турция быстро наращивала экономические мускулы, в то время как на постсоветском пространстве шел процесс деинтеграции, связанный с развалом СССР, и экономическим упадком. К 2007 году Турция заняла государствам Южного Кавказа и Центральной Азии в общей сложности 1,5 миллиарда долларов. Вместе с тем параллельно шел процесс экономической экспансии — общая стоимость проектов Турции в этих странах составил 4,5 миллиарда долларов.
Причем, одновременно с усилением экономического присутствия, Анкара наращивала свое культурное и политическое влияние в Евразии. Чтобы выполнять поставленные перед турецкими бизнесменами задачи по проникновению в регион, были созданы Турецкое агентство международного развития и Центр культуры искусства.
Однако назвать военное присутствие Турции в государствах Южного Кавказа приоритетным нельзя. Наибольшую нервозность у турков вызывает непонятная позиция США, которые постоянно находятся в поисках других точек опоры в регионе. Турция, ранее активно использовавшаяся в этой игре в качестве опорного пункта, сегодня США не устраивает. А Турция, в связи с этим в настоящее время несколько иначе рассматривает цели США по утверждению своего военного присутствия в Южном Кавказе. Кстати, еще и данным обстоятельством продиктовано заявление главы внешнеполитического ведомства Турции, предложившего создание Евразийского союза.
Анкару весьма тревожит то, с каким рвением США создают небольшие точки военного базирования в Грузии и в Азербайджане, как альтернативу базирования на территории Турции. Военные базы США в Турции теряют свою актуальность из-за того, что США активно выдвигаются на Балканы и в Польшу. Актуальность Турции падает так же стремительно, как растет актуальность военного присутствия США в Ираке и районе Персидского залива. То есть, через некоторое время военные базы США в Турции могут быть полностью свернуты.
Чем глубже США внедряются в Азербайджан, тем в большей степени волнуются турки. Если значение Азербайджана для США вырастет, ровно настолько же снизится значение Турции для США. Двойственность же отношения Анкары к усилению военного присутствия США на Кавказе заключается в том, что в долгосрочной перспективе турки хотят с помощью США снизить влияние России и нарастить собственное. Правда, в краткосрочной перспективе усиление военного присутствия США на Кавказе с одновременным снижением своего, туркам вообще не нужно.
Однако любые факторы не мешают Турции работать в регионе самостоятельно. Совместно с Грузией она готовит военные кадры для грузинской армии и спецслужб, сотрудничает в сфере охраны государственных границ, в том числе морской границы. Активно занимается модернизацией грузинских военно-воздушных сил.
С Азербайджаном Турция договорилась не только совместно защищать стратегические коммуникации, морские порты, нефтепроводы, железные дороги, аэропорты, но и осуществлять постоянный мониторинг со стороны турецких военных вооруженных сил Азербайджана.
Усиление позиций Турции не совсем нравится США. Особенно американцев нервируют перспективы размещения военных баз Турции на Кавказе на постоянной основе. На временной, пожалуйста, без проблем.
На прицеле — Центральная Азия
Интересы США и Турции в Центральной Азии редко когда совпадали. В начале 2000-х годов, когда под предлогом борьбы с исламскими экстремистами США закрепились в Афганистане, центральное командование США имело планы по размещению в Кыргызстане и Узбекистане ограниченных контингентов турецких войск. Они должны были оказать помощь правящим режимам в борьбе с исламскими радикалами. Именно в конце 90-х годов экстремистские группировки активно внедрялись в Кыргызстан и Узбекистан.
Анкара сразу отмела эти планы, ибо не хотела быть втянутой в войну непонятно с кем. Это объясняется сложной диспозицией политических сил внутри Турции, где исламские радикалы пользовались широкой поддержкой населения. Участие турецких войск за пределами страны в войне против радикалов могло лишь укрепить влияние экстремистов внутри Турции и привести к непредсказуемым последствиям.
Позже государства Центральной Азии решили проблему борьбы с радикальным исламом при непосредственной поддержке России, отчасти — Китая. Вероятно, США надеялись, что Россия увязнет в этой войне с исламистами, но получилось обратное: США по уши увязли в Афганистане, и до сих пор не нашли приемлемого выхода из политического тупика. Нынешнее афганское руководство не пользуется популярностью среди пуштунов, а власть Хамида Карзая не распространяется дальше Кабула. Высокая же степень коррумпированности афганских властей делает их неэффективными.
Через своих военных атташе в странах Центральной Азии Турция хотела создать сильные лоббистские группы. Однако ничего, кроме локальных побед, добиться так и не удалось. Тому были яркие примеры. В свое время Узбекистан направлял в Турцию будущих военных летчиков для получения навыков пилотирования западных вертолетов. Но после возвращения на родину первой группы курсантов, президент Ислам Каримов запретил отправку второй группы: качество обучения вызывало множество справедливых нареканий со стороны самих курсантов.
Проблемы турков
Турция не может массово внедряться в Центральную Азию самостоятельно, без США. У Анкары на это нет ресурсов. Поэтому большинство военных проектов Турции в регионе носит локальный характер. Чтобы выйти на широкомасштабное внедрение, необходима материальная и военная помощь со стороны США.
Вместе с тем американцы не собираются ее предоставлять: в Овальном кабинете опасаются резкого усиления влияния Турции в Центральной Азии. Американцы не сомневаются в том, что, получив сильные позиции, Турция перестанет работать на США, и станет работать на себя.
США рассматривали и рассматривают Турцию как своеобразный культурный магнит для государств Центральной Азии. Если центрально-азиатские страны потянутся к Турции, это одновременно ослабит позиции России — другой задачи американцы в регионе не видят. Ибо все видят через призму хронической конкуренции с Россией.
Турков сильно напрягает и сближение позиций США и России. После того, как Джордж Буш-младший освободил Овальный кабинет Бараку Обаме, возникла ситуация, когда последний резко изменил свое отношение к России. Что немаловажно, и в плане присутствия государств в Центральной Азии тоже. Вроде стороны стремятся сегодня к одному: четко разделить зоны влияния и прийти к консенсусу — не лезть в зоны влияния друг друга.
США пошли на компромисс по противоракетной обороне в Европе, Россия разрешила транзит невоенных грузов по своей территории. Ко всему прочему, именно благодаря лоббированию со стороны России, государства Центральной Азии не были против транзита. Хотя, надо признать, у всех у них есть и собственный интерес в американском транзите.
Они ожидают, что транзит будет увеличиваться, а вместе с ним придут инвестиции, необходимые для модернизации национальных экономик. Понятно, что Турция в эту схему: транзит — инвестиции не встраивается.
Резюме
Турция вполне способна инициировать создание интеграционного объединения без участия США. Анкара стремится играть свою собственную роль в Евразии. При этом турки прекрасно понимают, что без России и использования ее влияния в регионе, создать стабильный Евразийский союз не получится.
Есть аналитики, полагающие, что Анкара пытается спекулировать темой Евразийского союза, чтобы подвигнуть США и Евросоюз к более активной интеграции с Турцией. Но эта версия не выдерживает никакой критики: Анкара не может не понимать, что стратегический союз с США на практике ничего Турции не дал.
Поэтому заявление главы турецкого внешнеполитического ведомства нужно воспринимать серьезно. Турция готова к созданию союза, где будет две доминанты — Россия и Турция. Насколько российское руководство готово к такому союзу, сказать сложно.
Надо полагать, в Кремле еще долго будут думать над серьезностью намерений Анкары. До тех самых пор, пока Анкара не представит очевидные доказательства своей готовности жить без США.