Бакытжан Жумагулов: "Формат ЕНТ В 2011 году не изменится" - Караван
  • $ 479.71
  • 533.77
+15 °C
Алматы
2024 Год
25 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Бакытжан Жумагулов: "Формат ЕНТ В 2011 году не изменится"

Бакытжан Жумагулов: "Формат ЕНТ В 2011 году не изменится"

Современное развитие общества требует совершенствования системы образования: инвестиций в образование и науку, расширения доступа населения к сети Интернет, повышения качества учебников и эффективности ЕНТ.

  • 22 Декабря 2010
  • 5537
Фото - Caravan.kz

Обо всем этом в интервью агентству Интерфакс-Казахстан рассказал министр образования и науки Бакытжан Жумагулов.

— Бакытжан Турсынович, недавно вы на своем официальном интернет-блоге сообщили, что министерство образования и науки Казахстана изучает возможность введения в 2011 году системы электронного обучения e-learning в организациях среднего образования. Что конкретно подразумевается под этой системой?

— Электронная система обучения сейчас только создается. Изучается вопрос, как она будет действовать, все ли школы будут выходить в интернет. Мы хотим создать общеминистерский портал, через который все учебники будут передаваться школам, в школах будут свои серверы, которые позволят нам, если даже нет общей связи с интернетом, чтобы в автономном режиме каждый в своем компьютере получал любые ответы на все интересующие вопросы. Все уроки там будут, все учебники, самостоятельные работы. Эта система даст возможность учиться в любое время где угодно и когда угодно — в школе, дома, библиотеке. Эта система позволяет ребенку предоставить образовательные услуги в любой точке, где он находится. В эту программу также закладываем то, чтобы была достаточная обеспеченность детей компьютерами. Эту программу сейчас мы в министерстве активно обсуждаем.

— Эта система предполагает обучение школьников по электронным учебникам?

— Что касается электронных учебников, то они тоже будут находиться в сервере министерства. Но пока мы не отказываемся от наших традиционных учебников. Пока они параллельно будут у нас, хотя в мире известны страны, которые уже даже отказались от этих учебников. Кроме того, благодаря этой электронной системе родители будут иметь возможность проследить, как его ребенок занимается, посещаемость занятий, как он отвечает на уроках. То есть эта такая полностью автоматизированная система e-learning, которая позволит нам выйти на совершенно новый образовательный уровень. Но этот вопрос сегодня обсуждается активно, потому что многие технические вопросы — предоставление широкополосного Интернета и другие вопросы — находятся у нас еще на стадии активного обсуждения. Думаю, что мы с этой программой выйдем в ближайшее время в правительство.

— Бакытжан Турсынович, следующий вопрос касается пересмотра формата единого национального тестирования. Министерство не раз заявляло, что намерено с 2011 года ввести вместо ЕНТ двухэтапную систему тестирования выпускников школ, то есть национальное тестирование и комплексное тестирование. Что решено по этому вопросу?

— Уже полтора года обсуждается вопрос: разделить ли ЕНТ на два этапа — на национальное тестирование и на комплексное тестирование. Сегодня, проанализировав со всех сторон (что говорит школьное общество, мнение родителей, самих учеников), мы пришли к выводу — в следующем году все оставить в таком же виде, в каком было все последние шесть лет. Не надо мучить людей новыми подходами. Если вводить эти два уровня тестирования — возникают дополнительные сложности, которые сегодня нежелательны.

Но в одном я твердо убежден — в том, что надо менять содержание ЕНТ. Структура ЕНТ нормальная, а вот контент, содержание… Нужно, чтобы были творческие задачи, чтобы это не было просто зазубриванием. Этот вопрос сегодня больше занимает внимание министерства образования и науки.

ЕНТ можно разделить на два, три, пять этапов — без проблем. Главная суть заключается в том, чтобы ребенок мог творчески мыслить и творчески решать те задачи, которые ставит перед ним единое национальное тестирование.

Само единое национальное тестирование за эти шесть лет себя оправдало в целом — мы от многих коррупционных дел избавились, дети получили возможность с любой точки Казахстана поступать в любой вуз страны, то есть обеспечен равный доступ к образовательным услугам.

— Вы недавно сообщили в парламенте, что министерством составлен список из 125 ученых-соотечественников, которых хотите пригласить в Казахстан на работу. Удалось ли вашему ведомству решить вопрос о возвращении их из-за рубежа?

— Мы сегодня проанализировали — наиболее продвинутых казахстанских ученых в разные годы уехало в разные страны 125 человек. Это абсолютно не значит, что 125 человек надо вернуть в Казахстан. Многие ученые закрепились, многие имеют мощные лаборатории, у многих семьи и так далее. Цель не стоит их всех пригласить в Казахстан. Если мы, определив приоритеты Казахстана в науке, точечно будем среди 125 ученых искать тех, кто нам нужен сегодня, конкретно с ними будем работать, если в Казахстан приедет 7-10 человек по тем приоритетам, где мы хотим развивать нашу науку, то это был бы серьезным успехом в последующие годы. Потому что приехавшему сюда ученому мы создаем научные условия, лабораторию.

Но самое главное, вокруг одного ученого мы сажаем 10-15 молодых ребят, которые будут работать в этом направлении. Тогда в ближайшие два-три года мы получим своих ученых, которые могли бы эти направления дальше продвигать. Что касается оплаты, то мне разные данные дают о зарплате этим ученым. Этот вопрос тоже изучается. Да, зарплата может быть определяющим фактором, но для настоящего ученого, вот я себя считаю настоящим ученым, прежде всего, я думаю, та атмосфера, то творчество, те научные возможности для самореализации, получения научных результатов — это важнее.

— Кто-нибудь уже готов вернуться в Казахстан?

— Откликнувшихся на наше предложение уже три человека. Мы работаем сегодня, будем работать и дальше. Да, высказываются, что могут быть и слабые среди них. Никто ничего не гарантирует, но мы изучаем очень тщательным образом, чтобы этот ученый, который приедет, принес хорошую пользу нашему государству.