Рисков и в банковской, и в страховой, и пенсионной системе более чем достаточно.
Все это усугубляется стародавними проблемами на фондовом рынке, пусковой механизм для которого пока в Казахстане еще не изобретен.
Если рассматривать финансовые сектора не вкупе, а каждый по отдельности, то наиболее устойчивым к рискам можно считать банковский.
За последние пять-шесть лет крупные казахстанские банки сумели нарастить капитал, обзавестись не только клиентурой, но и связями в международном банковском сообществе, получить высокие рейтинги от международных рейтинговых агентств, выстроить свой менеджмент в соответствии с международными стандартами.
Это помогает системе оставаться устойчивой, несмотря на то, что есть мелкие и откровенно слабые банки, которые в скором времени, возможно, в условиях, когда идет естественный процесс роста концентрации на рынке, они уже не смогут существовать, если только не займут пусть небольшую, но эксклюзивную нишу.
То, что банки уже не могут существовать благодаря только присутствию в них крупных корпоративных клиентов, совершенно очевидно (а таких банков после десятки первых еще очень много).
Им нужно привлекать дополнительные финансовые ресурсы не только и даже не столько для дальнейшего развития, но прежде всего — для существования. Однако привлекать депозиты населения (что и для крупного банковского бизнеса до сих пор, несмотря на крупные синдицированные займы, является наиважнейшей задачей) становится труднее. Конкуренция на банковском рынке принимает все более острые формы. И понятно, что население предпочитает иметь дело с крупными и, как это ему представляется, более надежными банками. Кроме того, мелкие банки не имеют возможности выхода на внешние рынки капитала за отсутствием рейтинга и, как следствие, доверия.
Поэтому в ближайшее время в Казахстане банковская система начнет ужиматься — за счет схода с дистанции самых слабых игроков.
В этих условиях, безусловно, на первый план выдвигается задача сделать этот выход наиболее безболезненным. Чтобы не пострадали ни вкладчики, ни клиенты, ни сама банковская система.
Именно поэтому в АФН разрабатывают меры, которые будут направлены на оценку рисков и поиск путей выхода из проблемной ситуации. И хотя в Казахстане уже наработан опыт по преодолению кризисов разного плана в банках, тем не менее, регулятор рынка прокручивает всевозможные сценарии и пытается найти ответы на все потенциально возможные вопросы.
В то же время самой чувствительной к современным рискам оказалась пенсионная система. Если соотносить состояние рынка пенсионных услуг с международным классификатором рисков, то, в принципе, он находится в кризисном состоянии.
Так, развал пенсионной системы могут повлечь ухудшение ситуации на фондовом рынке и рыночный риск. Рынок ценных бумаг находится в стагнации, и дальше ухудшаться ему некуда.
Пенсионные фонды испытывают острую нехватку инструментов инвестирования на фоне активно растущих объемов пенсионных активов. Кроме того, НПФ уже полтора года фиксируют отрицательную реальную доходность и надежды на то, что ситуацию можно быстро исправить, нет.
А если сюда добавить неполную собираемость пенсионных взносов, что отражается не только на будущих доходах будущих пенсионеров, но и, в конечном счете, на имидже пенсионной реформы, то картина в целом ясна: на рынке пенсионных услуг наблюдается кризис. Конечно, он еще не системный, но при стечении неблагоприятных обстоятельств (например, разразится банковский кризис или в стране начнется общий экономический спад) может стать таковым.
Несколько лет подряд, начиная с 1998 года, рынок пенсионных услуг развивался довольно динамично, несмотря на то, что в целом доверия населения к нему не было. Теперь, когда это доверие появляется, вдруг возникают проблемы системного характера. Именно поэтому АФН во избежание системного кризиса в пенсионной системе разработал программу по ее развитию и если она будет внедрена, то развала рынка Казахстану удастся избежать.
Наименее восприимчив к финансовым кризисам страховой сектор, но зато для него существуют риски, которые носят, так сказать, внутренний характер. Например, возникают риски, которые страховые компании покрыть не в состоянии. Но это скорее виртуальные риски, чем реальные. Тем не менее, они существуют и накладывают свой отпечаток на развитие страховой индустрии. Однако в Казахстане существует одна особенность, которая может отразиться на устойчивости страхового сектора. Дело в том, что самые крупные страховые компании, как правило, аффилированы с банковским сектором — являются дочерними структурами, входят в одну финансовую группу и т.д.
И поэтому, если в стране разразится банковский кризис, то пострадают и страховые организации. Более того, страховщики могут пострадать и в том случае, если обанкротятся хотя бы один-два крупных банка: цепная реакция все равно произойдет.
В этих условиях особенно важен консолидированный надзор, чему, судя по всему, и будет уделено со стороны регулирующего органа особое внимание.
Что касается непосредственно фондового рынка, то регулирующий орган в период кризиса получает чрезвычайные полномочия, начиная от временного закрытия рынков до права молчать о плохих новостях. Тем не менее, регулятор уверен, что до рыночного шока в Казахстане не дойдет. Прежде всего потому, что с принятием программы развития рынка ценных бумаг на 2005-2007 годы появляется надежда на то, что неработающие рынки начнут работать, а работающие — стремительно развиваться.
Так, особое внимание уделено совершенствованию корпоративного управления. С момента утверждения Экспертным советом по вопросам рынка ценных бумаг в 2002 году рекомендаций по применению принципов корпоративного управления лишь некоторые акционерные общества стали внедрять корпоративные стандарты.
Теперь, скорее всего, требования об обязательном раскрытии эмитентами информации о применении норм корпоративного управления будут внесены в листинговые правила. Подобные правила существуют на многих крупнейших торговых площадках — Нью-Йоркской фондовой бирже, Токийской фондовой бирже и т.д., продвигая, таким образом, нормы корпоративного управления в компаниях., с одной стороны, и увеличивая свой рыночный потенциал — с другой стороны.
Именно открытость и прозрачность участников фондового рынка способна дать толчок для развития фондового рынка.
Как бы то ни было, создание системы мониторинга и оценки системного риска жизненно необходимы для финансовой системы Казахстана.
Всегда лучше включать сигналы раннего предупреждения, чем бессильно разводить руками после финансового краха. Так что мы смеем думать, что самого страшного в Казахстане все-таки не произойдет.