В первую очередь, на кредиты МВФ, которые крайне необходимы для преодоления реально существующего экономического кризиса внутри страны.
Проблемы видны невооруженным глазом: так называемая жесткая финансово-кредитная политика, ставшая главной причиной дефицита наличных денег, далеко несовершенная банковская система, которая зачастую не справляется с нынешними вызовами в экономике, отвлечение огромных средств на, мягко говоря, не первоочередные цели.
В марте миссию МВФ возглавлял советник Департамента Ближнего Востока и Центральной Азии г-н Эрик Де Врайер, который на своей итоговой пресс-конференции подчеркнул, что в связи с сохранением на мировых рынках высоких цен на основные экспортные товары Узбекистана, хлопок и золото, страна находится в хорошем положении, чтобы ускорить структурные реформы.
Буквально на днях сменивший Де Врайера на посту советника Департамента Ближнего Востока и Центральной Азии Джон Вейкман-Линн по итогам работы с 9 по 17 декабря заявил, что миссия поздравляет узбекские власти с высокими экономическими результатами за 2004 год, в частности, рост ВВП, превышающий 7 процентов, положительный внешнеторговый баланс более 1 млрд. долларов и рост золотовалютных резервов более чем на 30 процентов.
Весной этого года Де Врайер подметил динамику положительного сальдо Узбекистана во внешней торговле в следующих параметрах: 2002 год — 276,4 млн., в 2003 году — 760 млн. долларов.
Тогда же были отмечены «определенные успехи» в реформировании сельского хозяйства, энергетики и начавшейся административной реформе, вследствие чего миссия МВФ пришла к выводу, что благодаря жесткой денежно-кредитной политике в стране значительно снизился уровень инфляции.
Джон Вейкман-Линн отметил, что конвертация сумов в иностранную валюту осуществлялась достаточно успешно и способствовала достижению высоких экономических результатов.
Это также позволило обеспечить динамичный рост объемов экспорта, в том числе за счет опережающего роста экспорта товаров с высокой добавленной стоимостью. Также глава миссии МВФ заявил об ускорении процесса проводимых правительством Узбекистана экономических реформ, в частности, масштабной приватизации, ликвидации убыточных и низкорентабельных ширкатов и создании на их базе частных фермерских хозяйств, начале введения накопительной пенсионной системы и проведении административных реформ, призванных сократить присутствие государства в управлении экономикой.
Миссия, возглавляемая Де Врайером, еще весной говорила об искусственных ограничениях на доступ к наличным деньгам, в силу чего в Узбекистане возник дефицит наличности.
Что касается торговли, весной миссия указывала на имеющиеся административные барьеры, которые сдерживают развитие этого сегмента экономики.
На итоговой пресс-конференции 24 марта вице-премьер Рустам Азимов охарактеризовал ситуацию как «естественное последствие сжатия денежной массы и ужесточение денежно-кредитной, фискальной политики», при этом признав, что между правительством и МВФ имеются разногласия по поводу свободы торговли.
Позиция правительства Узбекистана сводилась к тому, что либерализация торговли должна последовать после либерализации в валютной сфере, а Международный валютный фонд полагал, что данные реформы можно проводить одновременно.
Интересной особенностью декабрьского визита миссии МВФ является то, что узбекские власти обещали прекратить практику финансирования бюджета страны за счет Центрального банка, и продолжить эту практику в 2005 году.
Миссия Де Врайера рекомендовала Узбекистану продолжить жесткую денежно-кредитную политику, правда, не за счет зарплат и пенсий, и принять меры по либерализации торговли, реформированию банковского сектора, сельского хозяйства и энергетики.
Миссия Вейкмана-Линна приветствовала намерение Центрального банка в будущем не допускать дефицита наличности и удовлетворять все заявки банков на наличные деньги. При этом и узбекское правительство, и Центральный банк заявили, что процесс внедрения пластиковых карточек будет добровольным для всех сторон.
По мнению независимых экспертов, в период между первым и вторым визитом миссии МВФ в Узбекистане ничего существенного в экономическом секторе не произошло.
Не считая острого дефицита наличности после введения чуть больше года назад конвертации национальной валюты, попыток внедрения пластиковых карточек, публикации в официальной печати проекта закона о накопительной пенсионной системе. Ощущая недостаток в источниках внешнего кредитования (заметьте, ни в ходе первого, ни в ходе второго визита миссии МВФ ни о каких конкретных кредитах не было и речи), узбекское правительство вплотную занялось поиском резервов внутри страны. Пластиковые карточки, реформа пенсионной системы, стремление контролировать всех без исключения предпринимателей вплоть до «челноков» — эти меры должны компенсировать не совсем лояльное отношение к Узбекистану со стороны международных финансовых институтов.
Примечательно и то, что сразу после завершения визита миссии МВФ под руководством Джона Вейкмана-Линна Центральный банк Узбекистана с 21 декабря этого года снизил ставку рефинансирования с 18 до 16 процентов годовых.
Судя по всему, Международный валютный фонд не зря приезжал в Узбекистан накануне Нового года.
Наша справка:
Статьи соглашения об учреждении Международного валютного фонда (Устав МВФ) были выработаны на Конференции ООН по валютным и финансовым вопросам, состоявшейся в 1944 в Бреттон-Вудсе (шт. Нью-Гемпшир).
Основная задача Фонда — создание валютных резервов, из которых правительства стран-членов МВФ могут заимствовать средства для преодоления временных нарушений платежного баланса и предотвращения диспропорций в мировой экономике.