Welcome home - Караван
  • $ 483.23
  • 534.74
+14 °C
Алматы
2024 Год
2 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Welcome home

Welcome home

Казахстанские туристы наконец смогли вернуться с Хайнаня, а туркомпаниям предстоит выяснение отношений в суде.

  • 31 Января 2011
  • 2317
Фото - Caravan.kz

На этой неделе представители туристического бизнеса, так или иначе связанные с проблемными рейсами с китайского острова Хайнань, сообщили о том, что всех туристов удалось вернуть на родину, пишет газета деловое издание «Панорама». Часть из них в течение прошлой недели прилетали за свой счет, некоторых вывезли через Пекин или Урумчи, оставшихся удалось разместить на борту авиакомпании “Скат”. В Алматы последний самолет с туристами приземлился в субботу.

Хронология событий такова. По информации Казахстанской туристской ассоциации (КТА), 9 января авиакомпания Asia Wings вывезла 147 туристов (по другим источникам — от 140 до 180 человек) на Хайнань. Большинство из них полетело без китайских виз. На них была оформлена групповая виза с условием, что казахстанцы будут находиться в указанный период только на территории острова и не ступят на землю континентального Китая. Обратный рейс был назначен в ночь с 16-го на 17 января. Однако вечером 15-го числа стало известно, что чартер Asia Wings за отдыхающими не вернется. Рейс был отменен, причины китайские турфирмы своим клиентам объяснить затруднились.

Со следующего дня началась суматоха с попытками вернуть туристов домой. Заговорили о возможности купить билеты через Россию, Пекин или Урумчи. Но для двух последних вариантов требовалась виза. В понедельник, 17 января, отдыхающие сдали свои паспорта в соответствующие службы для получения визы. При этом, по словам туристов, варианты оплаты за эту услугу существовали разные. Кому-то оплачивала турфирма, кто-то был вынужден отдать собственные деньги (впрочем, было обещано, что по возвращении их вернут), были и те, кто оплатил самостоятельно и визы, и питание, и проживание, и обратный перелет. Казахстанцы получили на руки квитки о том, что визы будут готовы через неделю — 24 января. Получалось, что до этого времени они будут оставаться без документов, без билетов, а многие и без денег. По словам наших собеседников, в тот же день они позвонили казахстанскому консулу. И, быть может, именно благодаря вмешательству дипломатов визы чудесным образом были получены уже на следующий день. Впрочем представители турфирм как с китайской, так и с казахстанской стороны говорят, что это они добились ускорения процесса.

Постепенно люди начали покидать остров. Кто-то за свой счет, кого-то смогли “вытащить” их турагенты, лететь приходилось с пересадками. Случился и такой курьез. Когда в среду мы с другими казахстанцами прибыли в аэропорт, чтобы пройти регистрацию на рейс до Урумчи, то услышали очень странное замечание местного сотрудника примерно следующего содержания: да, билеты вам купили, но мест в самолете нет, надо было покупать… не только билеты, но и места. Впрочем, столь необычно прозвучал перевод с китайского, возможно, имелось в виду что-то другое. Факт, что на самолет в тот день мы не попали. В четверг, прибыв в аэропорт еще до начала регистрации, успели получить посадочные талоны в числе первых и благополучно улетели в Урумчи, откуда добрались до Алматы. Дорога заняла в общей сложности почти сутки. Но в целом история для нас лично завершилась благополучно — по возвращении получили компенсацию от турфирмы. Так повезло далеко не всем туристам отмененных рейсов.

В частных беседах люди рассказывали о том, как оказались на улице — ни отель, ни питание, ни визы, ни билеты им никто не предоставил. В итоге пришлось просить деньги у родственников и лететь самостоятельно. Однако по возвращении, после беседы со своими турагентами, пострадавшие уже не были готовы общаться с прессой. Таким образом, можно предполагать, что их затраты тоже были каким-то образом компенсированы.

Известный финансист Дмитрий ЖЕРЕБЯТЬЕВ также оказался на злополучном рейсе. Однако у него, в отличие от большинства туристов, была виза. Что позволило оперативно приобрести за свой счет билет и вылететь в Алматы. Ждать решения проблем, по его словам, времени не было — нужно было срочно выходить на работу. Г-н Жеребятьев сообщил Панораме, что намеревается обратиться в свою турфирму с требованием компенсировать его затраты.

Алматинка Гульжан САУРЫКОВА отдыхала на Хайнане со своей семьей. Когда стало известно об отмене рейса, туристы стали проверять свои документы. Г-жа Саурыкова выяснила, что ее турагент приобрел путевку через “Алатау-тур”. Среди казахстанцев поползли слухи, что именно эта компания “своих” отдыхающих вызволять не намерена. Пару дней семья Гульжан прожила в трехзвездочном отеле, условия в котором ей очень не нравились. А потом даже из этой гостиницы их попросили съехать. Пришлось снимать жилье за свой счет. В этой ситуации, рассказывает туристка, некорректно повели себя гиды. Они требовали купить билет за свои деньги и только при их посредничестве, при этом называли цену, которая была значительно выше, чем в офисе авиакомпании. Аналогично они повели себя, когда г-жа Саурыкова попросила забронировать для ее семьи номера в той гостинице, где они изначально отдыхали: вновь была затребована очень большая сумма. Женщина обратилась напрямую в отель и заплатила меньше.

Впрочем, все гиды, представители турагентств вели себя по-разному. Единой политики не было. Одним туристам везло что с оформлением виз, что с билетами, другим — не очень. К примеру, гиды, работавшие с г-жой Саурыковой, пытались даже шантажировать ее, не отдавая паспорт с визой. Улететь ее семье удалось рейсом “Ската” в субботу, билеты оплатило алматинское турагентство, представители которого все время были на связи со своими туристами.

Этим же рейсом пришлось вернуться и тем туристам, которые должны были провести на курорте еще 2 дня. Им сказали, что рейс Asia Wings отменен и вылет в субботу — их шанс вернуться домой. От продолжения отдыха пришлось оказаться.

Тем временем в Алматы 19 января Казахстанская туристская ассоциация провела закрытое совещание, посвященное “чрезвычайной ситуации, сложившейся на рынке чартерных перевозок”. Прессу на встречу не пригласили. По ее результатам руководитель КТА Рашида Шайкенова отправилась в Астану, чтобы обсудить там ситуацию и меры, которые необходимо предпринять для предотвращения таких случаев в будущем.

В понедельник генеральный директор компании On Travel Наталия ЛИННИК рассказала Панораме, в чем были причины отмены рейса. По ее словам, заказчиком чартера выступала “Алатау-тур”. Эта компания была ответственна за заполнение большей части кресел. Исполнителем была Asia Wings. Уже в конце декабря, по словам г-жи Линник, стало ясно, что “Алатау-тур” не справляется — задолженность на тот момент составила Т12 млн. В связи с чем On Travel была вынуждена приостановить один из посленовогодних рейсов. Его отправили лишь через несколько дней. Но и это не решило проблему — задолженность не погашали. И тогда 14 января, то есть за 3 дня до даты вылета, On Travel известила “Алатау-тур”, что рейс с Хайнаня в Алматы отменяется. У первой были и свои туристы на острове — те, кто покупал путевки через компанию Tursal. Г-жа Линник заверяет, что им было предоставлено и жилье, и питание, и визы, и билет до дома. Но если у кого-то произошло иначе или же остались какие-то претензии, ему следует обратиться к своим турагентам, а тем, в свою очередь — в On Travel. На момент нашей встречи четыре такие претензии в компанию уже поступили.

Руководитель туроператора, отвечая на вопросы Панорамы, проинформировала, что с претензиями о проблемах со здоровьем никто не обращался. Хотя была информация о том, что на Хайнане вынужденно задержались беременная и больной диабетом, у которого заканчивался инсулин. О них г-же Линник ничего не известно. (Беременная женщина с трехлетней дочкой действительно были на этом рейсе. Более того, на Хайнане они обе приболели. И, по словам туристов, вернулись в Казахстан за свой счет. — А.Д.).

“На совещании в ассоциации мы пришли к тому, что необходимо пересматривать наш закон о туризме и законы о страховании, — заявила г-жа Линник. — Поэтому уже сегодня президент КТА улетела в Астану, чтобы с Комитетом индустрии туризма обсуждать этот вопрос”. По мнению собеседницы, пока не будут внесены законодательные поправки, регулирующие подобные случаи, они еще будут возникать.

Между тем, по неофициальной информации, ЧП на Хайнане может привести к отзыву лицензии как “Алатау-тур”, так и On Travel. Мы попросили г-жу Линник прокомментировать вероятность подобного развития событий. “Лишить лицензии можно только после решения суда. А приостановка деятельности — в компетенции Комитета индустрии туризма”, — ответила она.

Пока же On Travel готовится к судебному разбирательству с “Алатау-тур”. Подготовлен иск о компенсации материального ущерба и нанесении вреда профессиональной репутации. Кроме того, On Travel намерена добиваться компенсации затрат, связанных с вывозом туристов с острова и покрытием их расходов.

Источник: Амина Джалилова, деловое издание «Панорама»
Алматы — Хайнань — Урумчи — Алматы