Проценты преткновения - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+21 °C
Алматы
2024 Год
22 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Проценты преткновения

Проценты преткновения

В последнее время вопрос о процентных ставках для кредитования реального сектора имеет больше политическое, нежели экономическое звучание.

  • 14 Декабря 2004
  • 1126
Фото - Caravan.kz

Правительство считает, что коммерческие банки могли бы снизить свою маржу и не устанавливать высокие ставки за риск, чтобы несколько улучшить условия кредитования малого и среднего бизнеса.
Банкиры, в свою очередь, говорят о том, что предпосылок для снижения ставок вознаграждения нет.
Где истина? Изменится ли ситуация в сфере кредитования в ближайшем будущем? Давайте попытаемся найти ответы на эти и другие вопросы.
За последние три года объем кредитов, выданных банками экономике Казахстана, увеличился более чем в 8 раз. На 1 августа 2004 года он составил 1233,1 миллиарда тенге или более 9 миллиардов долларов.
Доля кредитов в ВВП возросла с 7,4 до 27 процентов. Удельный вес долгосрочных кредитов (свыше 1 года) увеличился в кредитном портфеле банков с 49 до 66 процентов. Как видите, успехи неплохие. При этом средневзвешенная ставка кредитования имеет тенденцию к снижению. Она уменьшилась с 20,7 до 13,1 процента, в том числе по физическим лицам — с 24,4 до 17,5 процентов, а по юридическим лицам — с 20,5 до 12,2 процента.
Однако масштабы банковской системы относительно всей экономики страны достаточно небольшие. Если в Казахстане показатели «кредиты к ВВП» и «активы к ВВП» составляют порядка 27 и 47 процентов соответственно, то в Восточной Европе они превышают 50-60 процентов, а в некоторых развитых странах — более 100 процентов.
По сравнению с развитыми странами ставки вознаграждения в Казахстане действительно высокие. В США, например, с 2001 года процентная ставка упала с 6,9 до 4 процентов в этом году. В Японии — с 1,97 до 1,8 процентов. Как видим, наблюдается большая дифференциация. Но в сравнении с переходными экономиками позиции Казахстана наиболее предпочтительны. Например, в Украине и Белоруссии процентные ставки гораздо выше — в апреле этого года они составляли более 18 процентов.
При этом нужно отметить, что условия для финансирования малого и среднего бизнеса в Казахстане достаточно приемлемые.
С начала 2000 года объемы кредитования субъектов малого бизнеса возросли более чем в 6,5 раз и составили 259,6 миллиарда тенге. Доля кредитов субъектам малого предпринимательства в совокупном кредитном портфеле составляет 21 процент, то есть каждый четвертый-пятый тенге кредитов идет в малый бизнес.
И это при том, что данный вид бизнеса в целом оценивается банками как рисковый — у многих предпринимателей пока еще нет кредитной истории, эффективных бизнес-планов. Поэтому категория начинающих бизнесменов получает кредиты по высокие проценты. А те, кто твердо стоит на ногах, кто имеет историю взаимоотношений с банком и уже смог подтвердить свою способность возврата кредитных средств, как правило, получают кредиты на более мягких условиях, в частности, с меньшими процентными ставками и на более длительные сроки.
Банки нашли возможность для значительного снижения процентных ставок только по ипотеке. Дело в том, что ипотечные кредиты считаются менее рисковыми, поскольку обеспечены залогом в виде приобретаемой недвижимости. Причем, недвижимость в виде квартир и домов для банков — достаточно ликвидный залог. К тому же, государственная ипотечная компания, созданная специально для реализации жилищной программы, предоставляет банкам дешевые заемные ресурсы для ипотечных программ.
Последние два-три года объем ипотечных кредитов населению растет быстрыми темпами. Он уже достиг 63,3 миллиарда тенге, однако это лишь 5 процентов от общего объема кредитов. При средневзвешенной ставке по всем выданным кредитам в размере 13,1 процента, ставка по ипотечным кредитам составляет порядка 13,3 процента, а по малому бизнесу — 14,9 процента.
И все-таки, будут ли и дальше снижаться процентные ставки? В настоящее время вопрос об уровне ставок вознаграждения по банковским кредитам экономике активно обсуждается «финансовым треугольником» — Национальным банком, Агентством финансового надзора и Министерством финансов в рамках совместной рабочей группы. Придя к какому-то консенсусу, она должна будет внести соответствующие предложения в Межведомственную комиссию по реформированию финансовой системы при правительстве. Но специалисты, похоже, уже сошлись во мнении, что главным фактором снижения процентных ставок может быть только государственная поддержка и разделение рисков с банками.
Иначе говоря, положительный опыт с созданием Казахстанской ипотечной компанией нужно распространить на малый и средний бизнес.
Со стороны государства, уверены эксперты, важно создать условия для расширения возможностей кредитования реального сектора, ипотечного и потребительского кредитования в виде предоставления налоговых льгот, гарантий для заемщиков и др.
Со стороны же банков необходимо расширять набор финансовых продуктов, улучшать их качество, а также повышать эффективность бизнеса.
Но при определении процентных ставок необходимо учитывать как макроэкономические факторы, прежде всего, динамику экономического роста, инфляцию, платежный баланс, так и микроэкономические — цену заимствования и привлечения кредитных ресурсов, риск кредитования.
Эти факторы прямо и косвенно влияют на стоимость привлечения и размещения кредитных ресурсов банковской системы. При этом, разумеется, фундаментальное значение имеют рыночные экономические, а не административные меры.
В то же время, если государство будет активнее участвовать в софинансировании, то может произойти значительное снижение процентных ставок. Например, можно использовать часть бюджетных ресурсов для финансирования через банки заемщиков в рамках программ развития малого и среднего бизнеса, можно проводить рефинансирование банков через финансовые институты развития по приоритетным секторам и проектам. Достаточно перспективны различные формы софинансирования по приоритетным проектам финансовых институтов развития с банками.
Далеко не исчерпан и потенциал расширения системы предоставления государственных гарантий банкам по приоритетным крупным и средним проектам. Разумеется, при условии качественной экспертизы проектов и эффективного мониторинга, контроля за их реализацией.
Также члены рабочей группы предлагают усовершенствовать налоговое законодательство. В частности, уменьшить или снять имеющиеся в Налоговом кодексе ограничения на вычеты по процентным расходам банков, выплачиваемых нерезидентам, кроме того, сохранить льготное налогообложение инвестиционных кредитов, включая ипотечное кредитование.
Все эти меры в комплексе могли бы дать тот эффект, на который рассчитывает исполнительная власть.