Беда ходит рядом… - Караван
  • $ 499.51
  • 525.83
-4 °C
Алматы
2024 Год
27 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Беда ходит рядом…

Беда ходит рядом…

Трагедия стран Юго-Восточной Азии, подвергшихся атаке цунами и землетрясению - одна из самых крупных катастроф современности.

  • 17 Января 2005
  • 980
Фото - Caravan.kz

Человечество вновь, в очередной раз убедилось, что, в сущности, его существование, да и существование всей земной живой природы — это лишь тончайшая пленка жизни на поверхности Земли и океанов, удивительный и хрупкий мир, нашедший свою единственную «нишу» между грозными силами космоса и огня земных недр.
Пока еще невозможно предотвратить подобные природные катастрофы, но современная наука уже дает возможность людям предсказывать их и принимать меры, чтобы хотя бы уменьшить их трагические последствия.
Угроза существует всегда, особенно там, где имеется наибольшая концентрация населения, в исторически сложившихся регионах традиционной жизни и хозяйствования народов.
Издавна они селились поблизости от больших рек, которые служили основой поливного сельскохозяйственного производства и транспортными путями. Сегодня, когда рост населения в этих регионах идет с угрожающей быстротой, увеличивается влияние техногенных факторов на природные системы, разрушение которых таит в себе возможности природных катаклизмов, с тяжелейшими итогами для людей и экономики.
В Казахстане также есть такой регион, где все острее встают противоречия между сложившимся уровнем хозяйствования и природными системами, нагрузка на которые уже подошла к опасному рубежу.
Это долина реки Сырьдарьи на всем ее протяжении, которая является главным источником водоснабжения, орошаемого земледелия, а сегодня — и энергетических ресурсов для населения Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана.
В пору СССР, куда входили все эти республики, существовала единая система управления и регулирования стоком реки, ее промышленной эксплуатации, что позволяло решать проблемы в комплексе.
Сейчас же, когда все эти государства получили независимость, а водное хозяйство перешло на принципы рыночных взаимоотношений, сразу «всплыли» на поверхность противоречия между интересами соседних государств.
Для Кыргызстана приоритетом стало получение электроэнергии, Казахстан и Узбекистан главную свою выгоду от вод Сырдарьи видят в орошаемом земледелии, дающем возможность существовать миллионам сельских жителей этого региона.
Таджикистану интересны оба этих направления, однако в силу общей экономической слабости государства он долгое время не мог реально решать многие водохозяйственные проблемы.
Возник очень сложный прецедент, требующий не просто экономических, но и политических решений, поскольку касается региона, в котором сосредоточено огромное количество населения этих стран, и для которых состояние Сырдарьи и Амударьи является буквально вопросом жизни. По расчетам ученых, к 2025 году население здесь может превысить 55 млн. человек.
Еще в начале 90-х годов прошлого века была создана Межгосударственная Координационная Водная Комиссия, основной целью которой было сохранять научно обоснованный режим регулирования, попусков и распределения воды, согласование интересов всех государств.
Однако полностью решить эту задачу Комиссии не удалось и по сию пору.
Многие рекомендации ученых и практиков водного хозяйства административными органами игнорируются.
Руководители водного хозяйства каждой из стран продолжают прежде всего решать свои народнохозяйственные задачи, отстаивать свои интересы, нарушая зачастую законные интересы своих соседей. Комплекс каскадов водохранилищ, построенных на реках Нарын и Сырдарья, однозначно перевел большую часть стока этих рек с режима орошения на энергетический, что нарушило сложившееся прежде равновесие.
Если до начала 90-х годов средние объемы попусков из Токтогульского водохранилища составляли зимой 2,2 млрд. кубометров, а летом 8,5-9 млрд. кубометров, то после 1991 года средний объем зимнего попуска стал превышать 7,2 млрд. кубометров и, соответственно, сократился в летние месяцы.
Начиная с середины 90-х годов летние попуски воды по Сырдарье стали впрямую зависеть от поставок электроэнергии, газа и мазута из Казахстана и Узбекистана Кыргызстану, на основе бартера.
В результате все орошаемое земледелие долины Сырдарьи стало «пленником» этих энергетических режимов. На постоянных заседаниях Водной Комиссии этот вопрос поднимается регулярно, но воз, как говорится, и ныне там… Постоянный участник этих встреч, вице-президент Международной комиссии по ирригации и дренажу профессор В. Духовный в летом этого года на встрече в Алматы с горечью отмечал, что эгоизм гидроэнергетиков преодолеть никак не удается, что ведет в постепенному росту угрозы природных катаклизмов.
Это и неудивительно — за весь период с конца 70-х по 1994 год в водохранилище Арнасай было сброшено более 20 млрд. кубометров воды. После же перехода на энергетический режим, за последние 10 лет в Арнасай было сброшено более 30 млрд. кубометров — почти в три раза больше!
Результатом стали регулярные подтопления огромных площадей в Узбекистане, нанесшие немало бед, для ликвидации последствий которых пришлось затратить множество сил и средств.
Постоянно существует угроза подтоплений и в Казахстане, особенно в Кзылординской области, центральным звено водохозяйственной системы которой является Шардаринское водохранилище.
Увеличившиеся колебания температурных режимов погоды последних лет внесли свою лепту. Наводнение в этом регионе было и в прошлом году, а в этом только экстренные усилия позволили избежать большой беды.
Теплая зима увеличила приток воды в Шардару, усилилась и потребность сброса воды в низовья Сырдарьи. Возросший напор воды разрушил дамбы на некоторых участках, что привело к затоплению более 500 гектаров сельскохозяйственных угодий.
Только экстренные меры служб по чрезвычайным ситуациям, водохозяйственников, строителей позволили стабилизировать ситуацию, снизить попуски из Шардары с 750 до 600 кубометров в секунду.
Для этого пришлось открыть шлюзы левобережного канала Сырдарьи, все остальные внутрихозяйственные водные каналы и даже арычную сеть, что позволило уменьшить нагрузку непосредственно на водохранилища на 300 кубометров воды в секунду.
Но положение по-прежнему остается очень серьезным, резервы пропускной способности каналов находятся на пределе, а если приток воды весной еще увеличится? Сегодняшняя ситуация в Кзылординской области доказывает, что созданная система управления водным хозяйством ненадежна и если ее не исправить, угроза затоплений всегда будет висеть над жителями этого региона.
Сегодня весь сток Сырдарьи зарегулирован, но каждая страна, на словах признавая необходимость учета интересов своих соседей, по-прежнему использует ситуацию прежде всего с максимальной выгодой для себя.
Узбекистан может уменьшать зимние попуски воды по Сырдарье, которые несут нам множество проблем, однако Казахстану постоянно приходится вести утомительные переговоры по каждому такому случаю и возмещать возможные убытки узбекской стороне.
Длится это уже без малого десять лет. Выход учеными найден — строительство комплекса гидротехнических сооружений в Шиелейском районе, а также строительство Коксарайского водохранилища, которое выполняло бы функции регулятора стока реки в периоды пиковой нагрузки на Шардару.
Ученые-гидрологи и гидротехники считают, что задействовав Коксарай, Караозекскую гидротехническую систему, соединив каналами озера этих районов, можно было бы накапливать воду зимой, а летом постепенно выпускать ее в реку, создав тем самым стабильную систему защиты, как от наводнений, так и от угрозы дефицита воды.
Но проект Коксарайского водохранилища, хотя и рассматривался Правительством, к исполнению принят не был.
Причиной этого чаще всего называют значительные расходы, которых потребует строительство данного сооружения, однако дело не только в этом. Сам Комитет по водным ресурсам не слишком настойчиво отстаивал этот проект, поскольку в его недрах многие специалисты еще не имеют твердой позиции по проблеме.
Некоторые из них считают, что проблема многоводности Сырдарьи обусловлена естественными природными колебаниями стока, зависящими от циклических периодов похолоданий и потеплений, так что следует лишь подождать — и природа сама эту проблему благополучно разрешит. Зачем же тогда тратить деньги и немалые?
Действительно, в этих рассуждениях есть немало верного — Сырдарья, как и погода в последние годы, ведет себя по-разному. 1994, 1998 годы были многоводными, а потом цикл пошел на спад — в 2000 и 2001 годах мы столкнулись с резким падением объемов водостока, до 75% от среднегодовой нормы…
Поэтому, для принятия правильного решения нужны углубленные исследования, с применением самых современных научно-прогностических методов.
И решать задачи необходимо не поодиночке, не в рамках отдельных государств или ведомств, а на межгосударственном уровне.