Что само по себе, уже в недальней перспективе может угрожать безопасности государства.
Растет количество людей, которых называют «функционально неграмотными», то есть они умеют читать и писать, но их бедный культурный и интеллектуальный запас не позволяет им понять прочитанное, адекватно реагировать на сложные жизненные ситуации.
Поэтому ответственные политики, думающие о будущем своих народов, тоже озаботились этой проблемой. В недавнем Послании Президента Н. Назарбаева эта задача поставлена со всей прямотой: без резкого повышения интеллектуального и культурного уровня общества Казахстан не сможет рассчитывать достичь намеченных высот в конкурентном мировом сообществе, не сможет встать в число современных развитых стран.
Отсюда проистекают и огромные усилия, которые предпринимает государство: тысячи молодых людей направляются на учебу в ведущие учебные заведения Запада и Востока; финансирование науки в ближайшие пять лет должно увеличиться в двадцать пять раз; создаются мощные, современные научные центры; преобразуется система образования; во всех школах скоро будет Интернет — и многое другое…
Но задача повышения общего интеллектуального уровня социума необычайно сложна, она требует не только внешних условий, но и включения в дело внутренних, психологических факторов, побуждающих каждого человека стремиться к новым знаниям. Весь же опыт прошлых веков, тысячелетней традиции многих народов свидетельствовал, что, хотя знание и пользовалось в общей массе народа определенным авторитетом, мудрых людей уважали, однако само понятие «счастья человеческого» со знанием напрямую не связывали… И переломить эту психологию — чрезвычайно непросто.
Когда, всходя на костер, на котором ему предстояло сгореть за веру, религиозный реформатор Ян Гус увидел старушку, несущую к его костру вязанку хвороста (ради будущего спасения своей души), он воскликнул: «Святая простота!».
Глупость человека — единственного мыслящего живого существа на планете, столь часто встречается в мире, что ее по праву можно считать истинно человеческим свойством. Животные не глупы, потому что ведут себя естественно, согласно природе. И называя осла или собаку тупой, человек словно переносит на них свои психологические особенности.
Феномен глупости тысячи лет привлекал внимание философов и ученых. Они старались понять: в чем ее суть и истоки и почему достижение истинного блага, даже счастья человеческого, во многом определяется наличием именно этого состояния «святой простоты»?
Еще Софокл (в четвертом веке до нашей эры, между прочим!), сказал: «Счастлива жизнь, пока живешь без дум». О тесной связи блаженной жизни, без большого мудрствования, с глупостью, писали и Платон, и Эпикур и множество других мыслителей. Идеал детства, как времени блаженного неведения, казался многим из них венцом человеческих стремлений.
На протяжении многих веков к глупости, как важному социальному феномену, обращались самые выдающиеся умы.
Библейский царь Соломон: «Уста глупого идут в ссору, слова его вызывают побои. Язык глупого — гибель для него».
Ученейший Эразм Роттердамский написал целую книгу — «Похвала глупости», в которой не без остроумия доказал, что без глупости человечество просто не могло бы существовать, а разум и мудрость ведут только к неприятностям.
А вот перлы блестящих умов человечества на ту же тему: «Человеку свойственно рассуждать мудро, а поступать глупо» (Анатоль Франс); «У мудрости есть границы, глупость же безгранична». (Янис Райнис); «На фундаменте глупости не возведёшь здания ума» (Мигель Сервантес); «Упрямство и чрезмерный пыл в споре — вернейший признак глупости». (Мишель Монтень).
А сколько пословиц, поговорок создал фольклор разных народов: «Ум хорошо, а счастье лучше»; «Дураку закон не писан»; «Дуракам — счастье» и множество других…
Наши предки совершенно серьезно считали, что ум — помеха счастью. Вот мнение из древнерусского литературного памятника: «Счастливей всех шуты, дураки, сущеглупые и нерадивые, ибо укоров совести они не знают, призраков и прочей нежити не страшатся, боязнью грядущих бедствий не терзаются, надеждой будущих благ не обольщаются». Современные исследования психиатров во многом подтверждают такое мнение самым непосредственным образом.
Многие люди с нарушенной психикой, например — шизофреники и мегаломаны испытывают постоянно радостное, эйфорическое ощущение действительности, словно живут в ослепительно ярком мире своих видений…
Точно такого эффекта, хотя и очень кратковременного, добиваются и наркоманы. Бегство от ума и связанных с ним забот и опасений, жить легко и бездумно — вот знамя нашего времени.
Виды и возможности человеческой глупости поистине неисчерпаемы. Она встречается везде — и на вершинах власти, и в убогих хижинах, на работе и в семье, в поступках и помыслах, среди людей образованных и совсем невежественных.
Чернобыльская катастрофа — результат глупой самонадеянности, ошибки, допущенной очень умными людьми. Чернобыльские техники постоянно нарушали правила безопасности, потому что знали — в правилах есть некий запас прочности. Они, понадеявшись на этот запас, стали проводить на свой страх и риск эксперимент, играя мощностью реактора. И заигрались: взрыв энергоблока чуть не превратил половину Европы в Хиросиму…
Как ни странно, глупый человек у власти — это не всегда беда для народа. Вершины могущества США достигли при Рональде Рейгане, когда пал коммунизм, а он сам говорил о себе: «Я не настолько умен, чтобы врать». А вот данные одного американского исследовательского института, который доказывает, что Джордж Буш — младший обладает самым низким умственным коэффициентом среди американских президентов за последние шестьдесят лет. По его данным, у нынешнего главы Белого дома этот показатель равен числу 91.
У последних шести президентов-республиканцев умственный показатель в среднем составлял 115,5, причем, самым высоким уровнем — 155 — обладал Ричард Никсон. И что же? Никсон ушел с огромным скандалом, а Буш правит уже второй срок. Ни на рост экономики страны, ни на ее лидерство в мире это не повлияло…
Дуракам и идиотам на вершине власти мы обязаны замечательными достижениями в искусстве: например, баварский король Людвиг II был долгие годы безумен, но он правил вполне успешно и создал сказочный горный замок Нойшванштайн в Баварии, по его заказам творил свои оперы Вагнер…
Углубленные многолетние исследования привели к поразительным выводам: оказывается, уровень интеллекта у детей связан не с уровнем образования, не с влиянием телевидения и других электронных средств информации. А зависит главным образом от… режима питания матери в течение первого года жизни ребенка и характеристики личной гигиены ребенка на этом этапе его жизни!
Генетика — вот где скрыты тайны и ума, и глупости.
Второй фактор, который способствует явлению функциональной глупости — это социально-психологический фактор. Целый ряд социально-психологических факторов, например, утечка умов, миграция, резкое ухудшение материального статуса семей и т. д. приводит к снижению интеллектуальной способности населения.
В психологии общеизвестна эта зависимость. Чем выше социально-экономический статус семьи, тем выше интеллект ребенка. Чем ниже материально-экономический статус семьи, тем ниже тот же показатель. Выводы — однозначны. И конечно, огромную отрицательную роль, способствующую росту феномена социальной глупости, оказывают психологические факторы. Среди них — разрушение образа стабильного будущего, и возникновение нового, угрожающего образа мира. Он подавляет человека своей мощью и сложностью — и человек предпочитает махнуть на них рукой, не пытаясь их как-то осмыслить.
Закончить я хочу выдержкой из Монтеня, слова которого, как мне кажется, дарят надежду в этом глупом мире. «Истинно сказано: познание умножает скорбь. Слишком многое открывается умному, и что? Лишь возрастает уныние, обозленность и отчаяние. Человек становится мизантропом, его недоверие к людям приобретает все более уродливые и жестокие формы. Дурак, напротив, делает мир добрее. Каждый имеет право быть дураком. Это такое же святое и нерушимое право, как право на жизнь, на свободу, на крышу над головой. И отнимать его так же преступно. Ум — насилие над личностью; он прельщает нас отвлеченными и устремленными в неведомую бесконечность идеалами. Кому он принес счастье? И кто смог достичь его? Действительность оказывается хитрее, изворотливее самого умного; и нет такого мудреца, который никогда бы не обманулся».
Этим, пожалуй, можно утешиться, но делать такие принципы руководством к действию — невозможно.
Сегодняшнее казахстанское общество должно выработать новую рациональную «философию знания», можно даже сказать — идеологический канон для будущих действий, который стал бы на место исторического и интеллектуального пессимизма. Глупость, как основа счастья, должна потерять свою привлекательность, хотя бы для большей части людей…
Карикатура Александра Зудина с сайта www.cartoon.ru