Дракон, пожирающий свой хвост - Караван
  • $ 480.5
  • 534.22
+18 °C
Алматы
2024 Год
23 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Дракон, пожирающий свой хвост

Дракон, пожирающий свой хвост

Наряду со многими другими экономическими проблемами, Казахстану придется в ближайшие годы решать проблему дефляции, - так считает Премьер-министр РК Карим Масимов. В 2009 году она может стать главной.

  • 29 Января 2009
  • 1552
Фото - Caravan.kz

По его словам, «мы на протяжении 2009, 2010 годов увидим не необоснованный рост, а, скорее всего, падение цен».
Казалось бы — ну и что? Радоваться надо, особенно после бурного роста цен на все и вся в позапрошлом и прошлом году! Стало быть, товары и услуги казахстанцам станут доступнее. Однако все не так просто. Дефляция — очень сложное и многогранное явление. И премьер это хорошо понимает. «Задача будет состоять в том, чтобы поддержать наших производителей, чтобы они не разорились в этот период, а наоборот, а мы бы помогли им, во-первых, соблюдать правила достойной конкуренции на нашем внутреннем рынке и, во-вторых, не потерять внешние рынки», — сказал К. Масимов.
О том, что такое дефляция и какие «беды» она с собой насеет, мы попросили поделиться с нами известного российского ученого, доктора экономических наук, заведующего сектором экономической конъюнктуры Института стран СНГ Михаила Абросимова. Он приехал в Казахстан для научного обмена с казахстанскими коллегами и участия в совместных экономических проектах.
— Дефляция, в буквальном переводе с латыни, означает «сдувание», «спад». В экономике она означает спад, замедленное падение или замедленный рост цен на денежно-кредитном рынке, который сопровождается снижением выпуска продукции и ростом безработицы. Дефляцией также называют искусственное изъятие из обращения избыточной денежной массы, проводимое правительством страны с целью снижения темпов инфляции. И проблема эта возникла не сегодня. Еще в ноябре прошлого года на «круглом столе» в Москве казахстанские и российские ученые и политики обсуждали тему «Глобальный финансовый кризис: его последствия и антикризисные программы России и Казахстана». Представители наших стран анализировали меры по преодолению кризиса. И уже тогда было видно, что проблема дефляции станет на повестку дня в скором времени, как в России, так и в Казахстане. Наши экономики очень похожи по структуре, они развиваются параллельно и, естественно, подвержены одним и тем же «болезням».
— Но снижение цен — это же благо для граждан страны, для экономики?
— Не совсем так. Для граждан, на первый взгляд, это благо: цены падают, товары становятся доступнее. Но для экономики в целом дефляция, дефицит денег, опаснее инфляции, потому что с ней гораздо тяжелее справиться. Дефляция вызывает спад экономики, так как в результате постепенного падения цен экономические агенты предпочитают не вкладывать деньги (не инвестировать их и не покупать), а накапливать, чтобы через некоторое время — а оно может занять и год, и несколько лет — потратить их более выгодно в результате снижения цен. В результате сильно падает спрос, что ещё больше стимулирует падение цен на товары и сокращение объёмов производства из-за того, что спрос чересчур низок. Возникает «порочный круг»: низкий спрос, нехватка денег диктуют снижение производства, значит — рост безработицы, что еще больше снижает спрос… Таким образом, дефляция означает не только снижение цен, но и падение доходов населения. Доходы могут снижаться гораздо быстрее сокращения цен. Экономику, которая впадает в период дефляции, весьма непросто вновь «настроить» на рост. В этот период деньги дорожают, их все ищут, и нормальный предприниматель не желает их инвестировать в производство. Потому что с низкими ценами нет надежд на прибыль. Если дефляция станет мощным фактором, государство бывает вынуждено национализировать компании и дотировать производство, чтобы избежать массовых увольнений и социальных потрясений. У китайцев есть такое выражение: «Дракон, пожирающий свой собственный хвост». Его вполне можно отнести к дефляции, где причины и следствия связаны в бесконечном круговом движении. Результатом является падение экономики. Неконтролируемое снижение цен на потребительском рынке опасно тем, что при этом сокращается прибыльность производства, и увеличиваются издержки. В результате начинается постепенное скатывание страны в экономическую рецессию.
— Но ведь, как известно, само государство порой проводит дефляционную политику, не так ли? Для чего это делается?
— Действительно, дефляционная политика является одним из способов сокращения высокой инфляции. Она подразумевает регулирование потребительского спроса в виде методов ограничения денежного спроса через денежно — кредитный и налоговый механизмы. Это — снижение государственных расходов; повышение процентной ставки за кредит; усиление налогового пресса; ограничение денежной массы. Однако все это хорошо в теории — практика доказывает, что дефляционная политика не может быть долгой. Рост налогов, формирующих доходную часть бюджета, работает на краткосрочный результат. Но в долгосрочном периоде такая политика оборачивается снижением инвестиций и замедлением экономического развития. Высокие ставки налогов могут вызвать сужение налоговой базы, то есть суммы доходов, с которых идут отчисления в бюджет. И тем более такая политика неэффективна в пору кризиса всей мировой финансово-кредитной системы. Поэтому совершенно правильно поступают правительства и России, и Казахстана, что активно вмешиваются в экономику, поддерживают банки и системообразующие предприятия, что предпринимают все усилия по обеспечению занятости населения. Нужно сохранить спрос, не дать ему неконтролируемо падать. Тогда есть надежда, что экономика постепенно выправится.
— Но хватит ли у правительств России и Казахстан сил и средств, чтобы победить дефляцию, дать возможность банкам и компаниям пережить это трудное время и восстановить экономический рост?
— Россия и Казахстан за последние годы создали неплохую финансовую «подушку», благодаря беспрецедентно высоким ценам на свои экспортные товары — это факт. И сегодня они имеют возможность оперативно и эффективно помогать своим национальным экономикам. Но хватит ли для этого средств — не знаю. Ведь масштабы государственной поддержки сегодня уже беспрецедентны, это десятки и сотни миллиардов долларов! В США счет уже скоро пойдет на триллионы долларов. А экспортные доходы наших стран продолжают снижаться. Надолго ли хватить накопленных на «черный день» запасов — никто не знает… Все будет зависеть от глубины кризиса, от того, насколько жизнеспособной окажется мировая экономика, и прежде всего — в США, которые, как ни смотри, все послевоенные годы они были «мотором» мировой экономики. К тому же ситуация осложнена солидными долгами, которые накопили банки и корпорации. Казахстан в прошлом году заплатил по долгам14 млрд. долларов (11 млрд. основного долга и 3 млрд. — проценты). В России до конца 2008 года и в первом квартале 2009 года должны вернуть заемщикам 150 млрд. долларов. И вся эта ноша поневоле ложится на плечи правительств. Но выхода нет. За долги бизнеса платит государство. И это тоже понятно, иначе многие активы, включая и предприятия, могут перейти к зарубежным хозяевам. А такого суверенное государство допустить не имеет права.
Сегодня, как никогда, высока роль государственного регулирования. Направить усилия на структурную перестройку всего экономического базиса, умело и осторожно вести денежно-кредитную политику, балансируя между инфляцией и дефляцией, сохранять производственный потенциал и перестраивать его в соответствии с новейшими тенденциями мирового развития — только на этом пути можно добиться успеха. Мы еще не все осознаем, что мир вступил в эпоху кардинальных перемен. И кризис — только «спусковой крючок» процессов, смутные образы которых еще только угадываются в ближайшем будущем.
Какими они будут — в немалой степени сегодня зависит и от правильно выбранной экономической политики наших государств.

Рисунок с сайта http://www.from-ua.com