В Узбекистане, где казахская диаспора самая многочисленная, в течение двух последних лет существует так называемая мода на Казахстан. Не только этнические казахи, но и представители других национальностей соревнуются друг с другом в том, кто успешнее адаптируется в соседней стране и сможет устроиться на новой родине с максимально возможным комфортом.
Причем, наиболее преуспевшие в этом деле бывшие узбекистанцы считаются в Узбекистане счастливчиками.
Вообще, казахская диаспора в Узбекистане, по разным источникам, насчитывает от 1,5 до 2 миллиона человек. Места компактного проживания — Ташкентская, Навоийская, Джизакская области и Республика Каракалпакстан (автономия в составе Узбекистана — прим. А.А.). Несмотря на низкий уровень жизни и проблемы с поиском достойно оплачиваемой работы в Узбекистане, казахи, по большей части, не особенно торопятся покидать насиженные места и переезжать на постоянное место жительства в Казахстан. Казалось бы, получается нонсенс. С одной стороны, в Казахстане есть все, чего не хватает здесь — приличная по меркам Узбекистана заработная плата, перспектива жить и растить детей в этнически более однородной среде и, самое главное, возможность дать детям образование на родном языке. Но теория часто не имеет корней в реальной жизни, и всегда возникают нюансы, которые заставляют этнических казахов оставаться в Узбекистане.
Работать там, жить здесь
Мало кто из узбекистанских казахов откажется переехать в Казахстан. Другой вопрос, каким будет их статус, смогут ли они приобрести жилье и получить хорошо оплачиваемую работу. Часто, опасаясь вышеназванных трудностей, казахи предпочитают отвечать: «лучше работать там, а жить здесь». И тому есть множество объяснений.
Во-первых, проблемы адаптации в Казахстане пугают многих казахов. Сорвать с насиженного места семью, вывезти ее в другую страну без гарантий трудоустройства, решится далеко не каждый. Поэтому столь популярны в Узбекистане наборы в разного рода строительные бригады, которые регулярно выезжают в Астану, Алматы, Атырау, Шымкент и Актау на строительные объекты. Там они зарабатывают неплохие по здешним меркам деньги, и возвращаются в Узбекистан. Если спросить у членов таких бригад: хотят ли они переехать в Казахстан на постоянное место жительства, многие из них ответят утвердительно, да, хотят. Но вместе с тем опасаются, что не смогут занять ниши на рынке труда, которые сейчас занимают коренные казахи.
Во-вторых, многие этнические казахи не уверены в собственных силах. С одной стороны, в Казахстане ощущается дефицит рабочей силы, специалистов. В принципе, работу найти можно. С другой же стороны, этнические казахи видят и конкуренцию на рынке труда. Часто по приезду в Казахстан они заняты на работах, которые коренные жители страны делать не хотят. Зачастую они связаны с большими затратами физического труда и, по меркам Казахстана, малооплачиваемые и непрестижные.
Отсюда и вывод: лучше работать в Казахстане, а жить в Узбекистане. При этом мало кто из них беспокоится по поводу того, что однажды такая практика привлечения рабочей силы из Узбекистана может закончиться. Или Узбекистан усложнит процедуру выезда собственных граждан на работу за рубеж, или Казахстан усилит контроль в плане регулирования миграционных потоков.
Старикам везде у нас дорога…
Правовая неразбериха в узбекско-казахстанских отношениях способствует появлению довольно курьезных явлений. Немало пожилых казахов, продолжая жить в Узбекистане, поменяли гражданство на казахстанское. Причина в том, что минимальная пенсия в Казахстане превышает здешнюю в несколько раз. При этом в областях Узбекистана многие продукты и услуги намного дешевле, чем у соседей. Поэтому покупательская способность казахстанской пенсии заметно выше. Понять пожилых людей можно: им тяжело на склоне лет решиться на переезд из одной страны в другую. Как известно, гражданство по квоте получают целыми семьями, и если молодые перебираются в Казахстан, то люди в возрасте зачастую остаются жить в Узбекистане.
В последние полтора года этнических казахов, желающих выехать на ПМЖ в Казахстан, заметно поубавилось. Это, в первую очередь, связано с теми переменами, которые произошли в сфере миграционной политики в Казахстане. Если раньше репатрианты могли претендовать на жилье, то сейчас осталась лишь единовременная денежная помощь: по 1200 долларов на члена семьи. Трудно представить, что казахская семья из Узбекистана способна на такие деньги приобрести жилье в Казахстане. Еще труднее представить, что на проданную в Узбекистане недвижимость можно приобрести равноценную в Казахстане. Становится понятным, почему узбекистанские казахи не спешат переезжать на этническую родину: кроме привычного круга общения и среды обитания можно сильно потерять и в социальном статусе.
Как найти золотую середину
Переезжать в Казахстан узбекистанские казахи часто вынуждены из-за опасений по поводу будущего своих детей. Многие из них вполне справедливо полагают, что перспективы в Казахстане предпочтительней, чем в Узбекистане. На переезд толкают и проблемы с получением среднего образования на казахском языке в Узбекистане, и дальнейшие неясные перспективы их детей в вузах.
Сегодня обучение на казахском языке в Узбекистане ведется в 522 школах, из которых 234 — чисто казахские, остальные — смешанные. Настоящий бич для узбекистанских казахов закрытие школ с казахским языком обучения.
Правда, этот процесс имеет в своей основе объективные причины. Закрытие казахских школ происходит не по инициативе узбекского государства, а в силу того, что родители сами отдают детей в узбекские школы. Причина понятна, детям легче будет поступить в узбекистанские вузы, где экзамены принимаются на русском, узбекском и каракалпакском языках.
Многие дети казахов, отучившиеся в казахских школах, вынуждены искать счастья в казахстанских вузах. В основном едут в Шымкент и Туркестан. Правда, на учебу обычно поступает небольшое количество ребят, остальные вынуждены возвращаться домой. Практикующееся в Казахстане единое национальное тестирование (ЕНТ) по окончании средних школ недоступно детям узбекистанских казахов. А учиться на платной основе для выпускников узбекистанских школ весьма обременительно.
Еще одна большая проблема в том, что школьная программа в Узбекистане предусматривает использование только тех учебников, которые изданы в внутри страны, а казахстанскими учебниками можно пользоваться лишь в качестве дополнительной литературы. Во всем Узбекистане давно перешли на латиницу, тогда как в казахских школах обучение по-прежнему ведется на кириллице. Дети пользуются латинским алфавитом только на занятиях узбекского языка. Получается нонсенс: вступительные экзамены в узбекистанские вузы принимаются на латинице, что заведомо ставит выпускников казахских школ в менее выгодные условия.
Ментальность никто не отменял
Многие узбекистанские казахи довольно свободно говорят на родном языке. Это связано с тем, что, оказавшись вдали от родины, они с большим рвением тянутся к родной речи и культуре. Популярность Шымкента как потенциального места для постоянного проживания как раз и связана с тем, что ментальность казахов южных регионов Казахстана близка ментальности казахов из Узбекистана.
Они прекрасно понимают друг друга, а обычаи и традиции узбекистанских казахов и казахов из ЮКО во многом схожи. Но, как говорится, Шымкент большой, но всех желающих вместить не в силах. Поэтому потенциальные репатрианты вынуждены ехать дальше, где наиболее привлекательными местами для проживания являются Жамбылская, Алматинская области, город Алматы. В северные регионы Казахстана едут менее охотно, ибо разница в ментальности узбекистанских и тамошних казахов очевидна.
Но ведь и в южных регионах Казахстана не обходится без проблем. Обычно, приезжие более набожны, чем те, кто живет здесь уже давно и считается коренным населением. С другой стороны, узбекистанские казахи часто лучше знают родной язык, чем местные жители той же национальности.
Отсюда непонимание между ними, самоизоляция приезжих, что не может не раздражать местных казахов. Зачастую последние воспринимают самоизоляцию приезжих, как неуважение к коренным жителям Казахстана. На этой почве могут возникать конфликты на бытовом уровне, а адаптация узбекистанских казахов растягивается на долгие годы. Полностью адаптироваться к новым условиям могут лишь дети репатриантов, которые со временем впитают в себя ценности и обычаи мест, куда переехали их родители.
В Узбекистане мода на Казахстан. Здесь видят не только успехи географического соседа в экономике, но и прекрасно осознают, что увеличивающаяся разница в уровне жизни между странами становится непреодолимой преградой перед теми, кто хочет вернуться на этническую родину.
Фото сайта rin.ru