Виртуальный ликбез - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+17 °C
Алматы
2024 Год
21 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Виртуальный ликбез

Виртуальный ликбез

Чем дольше живешь, тем чаще ощущаешь себя неучем, или недоучкой, в зависимости от уровня собственного критического восприятия.

  • 27 Октября 2006
  • 1222
Фото - Caravan.kz

Еще до вчерашнего дня для меня слово «неравенство» ассоциировалось с женщинами, гендером и детьми. В очередной раз, подконнектившись к всемирной паутине, в новостных блогах прочитала об информационном неравенстве в Казахстане.
Кто бы мог подумать, что в стране с развивающейся экономикой, где компьютер-развалюшку можно купить за 50$, существует проблема неравенства доступа к электронным ресурсам?
В кругу моих знакомых нет людей, которые хотя бы 6-8 часов в день не проводят за компьютером, из них 2-3 часа, как минимум, во власти интернета. Возможно, я живу в замкнутом е-мире, но в данном случае понятие ограниченности очень просторное.
Оказывается проблема «информационного неравенства» является глобальной и тесно связана с феноменом зависимости успеха человека от его отношения к компьютерной революции.
Суть проблемы состоит в неравном доступе к современным информационным технологиям для достижения социальных и экономических целей. Это связано как с недостаточным уровнем развития человеческого потенциала, так и с отсутствием у людей необходимых аппаратных и программных средств, а также доступа к коммуникациям.
Ситуация информационного пространства хорошо представлена исследованием Всемирного Банка 2006 года.
Итак, Казахстан занял 64-е место среди 68 стран в последнем «рейтинге е-готовности за 2005 год», а Россия и Украина — 52-е и 61-е места соответственно. Данный рейтинг измеряет среду электронного бизнеса страны через средневзвешенный индекс, состоящий из 100 количественных и качественных критериев, включая такие категории, как возможность подключения к сети Интернет, правовая, политическая, социальная и культурная, бизнес среда, поддержка электронных услуг.
К этому следует добавить, что, согласно данным Международного союза по телекоммуникациям об использовании Интернет на 2005 год, в Казахстане — 400 тыс. пользователей или 2,7% от общей численности населения.
Для сравнения, в Южной Корее, Сингапуре, Японии процентное соотношение пользователей Интернета составляет 67%, в Великобритании — 63%, Дании — 70%, США и Канаде — 68%, России — 16,5% и Эстонии — 50%.
Число Интернет-хостов на 10 000 жителей Казахстана составляет лишь 14,69, тогда как в России — 59,24, а на Украине 27,03.
Статистика также показывает устойчивый рост числа пользователей Интернета, прирост которых в Казахстане за 2000-2005 гг. составил 471,5%, в России такой показатель составил 664,5%, Эстонии — 82,8%, Канаде — 67,8%, Великобритании — 145,5%.
По данным казахстанских исследователей, самые «е-активная» отрасль экономики — нефтегазовая — 71%, далее тяжелая — 64%, пищевая и легкая промышленность — 55%, отрасли инфраструктуры — 54%, медицинские учреждения — 57%.
Замыкают список отраслей, приобщившихся к достижениям ИКТ, предприятия торговли, особенно мелкой — 50%, и строительства — 44%.
И еще самая большая доля предприятий и организаций, владеющих персональными компьютерами — в Астане — 85% и в городах нефтедобывающего Запада республики — 77%.
Смотря на весьма неутешительные цифры сухой статистики, правительство не стоит на месте и работает над развитием правовой базы для изменения ситуации.
Так, буквально на днях подписана программа по снижению информационного неравенства на 2007 -2009 годы. Общий финансовый объем составляет 15 584 676 тыс. тенге, из них объем финансирования из средств республиканского бюджета 13 701 595 тыс. тенге.
Планируется снижение тарифов на доступ к сети Интернет по телефонным линиям и выделенным линиям; в школах будет бесплатный Интернет; также будут развиваться беспроводная связь (Wi-Fi) и т. Д.
С целью создания условий населению для приобретения компьютерной техники, планируется выпуск компьютеров на базе Парка информационных технологий по доступной цене, а также льготное кредитование банками второго уровня и иными финансовыми организациями при приобретении компьютерной техники.
Привлекая широкие слои населения на обучение компьютерной грамотности, планируется создание дополнительных стимулов: предоставление слушателям бесплатной работы в сети Интернет на 10 часов; введение системы скидок при покупке компьютерной техники, компьютерной литературы и услуг сети Интернет для слушателей курсов компьютерной грамотности, прошедших сертификацию на любой уровень сложности; выпуск журнала «Желтые страницы Казахстана» (каталог казахстанских сайтов) и размещение электронной версии журнала на портале «электронного правительства».
Таким образом, расширяя границы компьютерной грамотности, республика надеется увеличить число пользователей информационных технологий, как минимум до 20%, сейчас этот показатель составляет 15,7%.
Обеспечивая население доступной по цене компьютерной техникой и недорогими тарифными планами пользования сетью Интернет, увеличится количество пользователей услуг «электронного правительства».
Нельзя сказать, что развитием и внедрением информационных технологий занимается только государство. Еще в 1996 году Фонд Сорос — Казахстан инициировал проект «Интернет-электронная почта». За это время было установлено оборудование в 47 школах Казахстана и проведено обучение учителей основным принципам работы в Интернете. Череда обучающих семинаров и тренингов продолжается по сегодняшний день. За счет американских налогоплательщиков в Kaznete появились сайты школьников, студентов и т.д.
Развитием информационного пространства занят не только Казахстан, многие страны Запада удешевляют стоимость техники. Уже давно никого не удивляют настольные компьютеры за 300 долларов США или «наладонники» за 150 долларов. Ну, и последнее ноу-хау — полноценный ноутбук за 100 долларов. Разработчики этого проекта утверждают, что они преследуют отнюдь не коммерческие, а образовательные цели, обеспечивая детей в развивающихся странах компьютером для обучения в начальных и средних школах. Оснащение каждого ребенка в мире ноутбуком позволит существенно повысить общий уровень образования, собственный мобильный компьютер будет стимулировать детей продолжать учебу не только в школе, но и за ее стенами.
Интересно, дойдет ли этот проект до Казахстана, и появится ли у наших детей возможность работы на персональном ноутбуке?
В любом случае можно сказать пользователей отечественного Интернета явно скоро увеличится, что, по сути, только радует.

Электронный адрес автора v_nechukhrannyy@mail.ru