Совет был создан 30 июня 1998 года для «обеспечения прямого диалога с инвесторами, работающими в Казахстане, а так же оперативного решения проблемных вопросов, связанных с их инвестиционной деятельностью» и с тех пор является совещательно консультативным органом.
Возглавляет его лично Президент РК Нурсултан Назарбаев.
Он же осуществляет его руководство, утверждает повестку заседаний, а так же председательствует на них. Сейчас в составе Совета действует пять рабочих групп: по вопросам налогообложения, законодательства, нефтегазового сектора, текущей деятельности иностранных инвесторов и повышения инвестиционного имиджа РК.
В состав Совета входят премьер-министр, председатель Национального банка, министры Республики Казахстан, а так же первые руководители международных финансовых организаций и иностранных компаний.
В Караганду на заседание Совета приехали руководители двадцати крупнейших корпораций и банков — президент Европейского банка реконструкции и развития Жан Лемьер, исполнительный вице-президент и управляющий директор «АБН АМРО БАНК НБ» Франк Кайларс, вице-председатель правления «Шеврон Корпорейшн» Питер Робертсон, директор «Дойче Банк Лондон» Александр Ломакин. Президент компании «Лукойл Оверсис Холдинг ЛТД» Андрей Кузаев, президент корпорации «Самсунг» Ву Тэк Чанг, старший вице-президент «Мицубиси Корпорейшн» Иоши Канно и другие не менее знаменитые господа. А также политическая элита страны — премьер-министр РК Даниал Ахметов, министр индустрии и торговли Сауат Мынбаев, министр экономики и бюджетного планирования Кайрат Келимбетов, министр финансов Арман Дунаев и руководитель администрации президента РК Адильбек Джаксыбеков.
Основной темой, вынесенной на повестку 13 заседания Совета, была роль Казахстана в региональном экономическом развитии Центральной Азии.
К слову, в своем февральском послании народу Казахстана президент говорил об идее создания Союза Центрально-Азиатских государств, которая, по словам Президента, принадлежит именно инвесторам. Им целесообразнее работать не с одной страной, а с целым регионом.
— В повестку дня я предложил нестандартный для Совета вопрос, — подчеркнул Нурсултан Назарбаев, — о региональном сотрудничестве и региональной интеграции. Казахстан является активным сторонником укрепления экономических отношений стран Центральной Азии. Судьбы народов здесь очень тесно переплетены. Исторически сложились тесные хозяйственные связи. ВВП составляет 60 миллиардов долларов. Имеются значительные природные ресурсы. Инвестиционный Фонд и Банк Развития Казахстана рассматривают сейчас возможность финансирования ряда проектов в соседних странах. И в этом деле нам не помешает поддержка зарубежных финансово-промышленных групп.
Кстати наш объем ВВП в два раза выше, чем ВВП всех стран Центральной Азии вместе взятых. По объему инвестиций Казахстан лидер не только в регионе, но и среди стран СНГ: с 2001 года в Казахстана вложено 40 млрд. долларов иностранных инвестиций, из них 8,5 в прошлом году. При этом в страну продолжают прибывать инвестиции, увеличивается добыча сырья и минеральных ресурсов. Всемирный банк включил нашу республику в двадцатку наиболее привлекательных стран для вложения капитала.
Президент предложил иностранным инвесторам не зацикливаться только на добыче сырья, а развивать сопутствующие секторы экономики — нефтехимический, машиностроительный и строительных материалов. Тем более особо привлекательной для инвестиций сейчас является нефтехимическая отрасль — она в 20 раз более прибыльна, чем сфера нефтегазодобычи.
Казахстан первым среди стран СНГ внедряет принципиально новые системы инновационного развития. Уже действуют три технопарка. Из семи кластеров Президент РК просил обратить внимание на производство оборудования для нефтегазовой отрасли.
— В Атырау и Актау уже есть такие заводы, — подчеркнул Нурсултан Назарбаев. — Но я прошу во всех будущих и действующих проектах учитывать этот момент: комплектующие выгоднее производить на месте. Сектор сервисных услуг надо развивать, привлекать собственные рабочие ресурсы.
Речь на Совете шла об объективном, естественном процессе взаимодействия экономик государств, связанных между собой геополитически, благоприятствующими успешному взаимному развитию. Создание общего таможенного пространства, воднотранспортного коридора, общего товарного рынка и рынка рабочей силы позволят более успешно развивать крупный и средний бизнес.
Колоссальные перспективы Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и других республик государств Центральной Азии обусловлены повышенным интересом к ним многих государств в мире, как к географическому центру континента, находящемуся на стыке транзитных путей — выходе к Персидскому заливу, Тихоокеанскому региону и так далее.
— Сегодня все понимают эффективность крупномасштабных экономик, — сказал Президент. — Достаточно сказать, что в Центрально-Азиатском регионе проживает 65 миллионов человек. Об их интересах идет речь. Уверен, народы региона поддержат мое предложение по объединению, потому что оно соответствует их интересам. Тем более, что есть ряд проблем, решение которых возможно только сообща. В частности, это Аральское море, наркобизнес и другие.
Региональная интеграция — непростая задача. В первую очередь, речь идет о союзе государств с разной степенью реформированности. С другой стороны, это послужит дополнительным стимулом для развития.
По словам президента Европейского банка реконструкции и развития Жана Лемьера, инициативы Казахстана предоставляют новые возможности для инвесторов и бизнесменов.
— Этого можно достичь при условии сильного лидерства и на основе инициатив, которые пользуются уважением всех участников. ЕБРР очень сильно поддерживает такой подход, — сказал Жан Лемьер. — С созданием общего рынка у инвесторов появятся новые возможности, а расширение бизнеса, в свою очередь даст региону новые рабочие места. Во-вторых, произойдет снижение транспортных и экспортных издержек для компаний, перемещающих товары и услуги между странами Центральной Азии.
Жан Лемьер отметил, что Казахстан очень быстро продвигается по пути реформ, и сегодня перед ним стоит задача диверсификации экономики. Он высоко оценил банковский сектор и усилия РК, предпринятые для вступления в ВТО.
— Это важный шаг на пути партнерства в глобальной экономике, — сказал Жан Лемьер.
Кроме того г-н Лемьер подчеркнул, что инициатива Президента Республики Казахстан должна заинтересовать и другие государства, расположенные в прикаспийском регионе. А так же страны, находящиеся южнее Каспия, и даже Китай.
Далее прессу, следящую за ходом Совета по трансляции из зала заседания, попросили удалиться. После чего началось совещание в закрытом режиме. Согласно программе заседания вице-председатель правления «Шеврон Тексако» Питер Робертсон должен был выступить на тему «Конкурентоспособность, Казахстан и Центральная Азия», исполнительный вице-президент «БиДжи Групп» Чарльз Блэнд с докладом о казахстанском лидерстве в Средней Азии и за ее пределами.
— На сегодняшнем заседании мы договорились о создании единого энергетического и транспортного консорциума, — скажет Президент позже на встрече с журналистами. — Руководители Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана нас поддержали. Конечно, будет непросто — у нас разные экономики. Но я считаю, надо работать, искать компромиссы.
Кстати, в создании единого экономического пространства отказалась участвовать Туркмения.
На вопрос корреспондента агентства «Рейтер» о том, как Президент относится к инициативе премьер-министра Великобритании Тони Блэра о повышении прозрачности финансовой деятельности предприятий добывающей промышленности, Нурсултан Назарбаев ответил следующее: «Я никогда не видел проблемы в транспарентности нефтяных потоков. Мы поддерживаем предложение британского лидера. В этом должны принять участие все нефтедобывающие компании республики».
После окончания работы Совета глава Казахстана провел двухсторонние встречи с главами корпораций.
Следующее заседание Совета состояться в ноябре этого года в Астане, на котором будут рассмотрены конкретные наработки предложений Президента, порученных группой по нефтегазовому сектору Совета.
А незадолго до этого…
… Центрально-Казахстанская ассоциация предпринимателей распространила свое обращение, адресованное Президенту РК, а так же Совету иностранных инвесторов.
«В условиях нарастающей глобализации и международной конкуренции Казахстан находится на периферии мировой экономики. Наша страна производит не более 0,06% общемировой продукции. Производительность труда в промышленности составляет 19% к уровню данного показателя в США. ВВП на душу населения к соответствующему показателю развитых стран не превышает 15%.
Перед нами стоит очень серьезная задача — достичь стратегической цели — трехкратного увеличения ВВП к 20015 году. Перед государством и бизнес сообществом, кроме того, наш Президент поставил задачу — войти в число 50-ти конкурентоспособных государств мира.
В мировой экономике конкурируют не страны, а фирмы. Ни одно правительство в мире не способно так чувствовать игру рыночных сил, как сами участники конкуренции.
… Создаются курьезные прецеденты. Судите сами. РГП по лесозаготовке в Министерстве сельского хозяйства сами себе выдают лицензии, занимаются вырубкой леса и, несмотря на официальный запрет, экспортируют лес в Китай и даже Данию. РГП «Центр правовой статистики и информации» Министерства юстиции активно торгует нормативно-правовыми актами, к разработке которых никакого отношения не имеет.
В ряде областей действуют организации по закупке и продаже лекарственных средств. А при одном из горздавотделов страны есть предприятие по влиянию на газеты и журналы.
Вопреки закону созданы РГП «Центры недвижимости», которые занимаются оценкой и экспертизой недвижимости, что противоречит сути и букве нормативно-правового акта. Центры противодействуют конкуренции.
Иногда появляются не совсем понятные госпредприятия. При Министерстве здравоохранения создано казенное предприятие «Республиканское торгово-снабженческое объединение». В Министерстве транспорта и коммуникаций действует предприятие «Информационно-презентационный центр МтиК РК», которое презентует непонятно что.
… Если собрать все слезы малого бизнеса, пролитые у планового отдела грузовых перевозок «Казахстан Темир Жолы», то появится второй Балхаш. КТЖ не отвечает за сохранность перевозимых грузов. Даже арендованные у дочерней компании полувагоны с грузом железная компания не принимает для отправки.
Анализ показывает, что при приведении времени простоя вагонов к нормативам намного сократится количество эксплуатируемых грузовых вагонов и не будет необходимости тратить финансовые ресурсы на закуп дополнительных вагонов.
Искусственно создаваемый дефицит породил условия для мздоимства. За каждый получаемый вагон предпринимателю нужно платить.
Из-за непонятной позиции «Казахтелекома» и позиции Комитета связи не развиваются услуги IP-телефонии. Хотя из опыта богатых стран мы знаем, что лицензирование услуг интернет-телефонии и передачи данных не требуется.
… Мы боремся за свое и светлое будущее страны в судах на протяжении долгих лет. Обращаемся к органам прокуратуры за поддержкой. Участвуем в законопроектных работах, экспертных советах министерств. Доказываем, что у малого бизнеса особая социальная роль в обществе и к нему надо относиться по-особому бережно, пока он не будет создавать до 70% ВВП.
… Мы обращаемся к Вам, Нурсултан Абишевич, с единственной просьбой — обсудить на Совете иностранных инвесторов в Караганде вопрос о цивилизованных принципах деловой этики иностранных компаний по отношению к субъектам малого и среднего отечественного предпринимательства и принять соответствующий меморандум, который мы готовы подписать».