Как долго Курманбеку Бакиеву ходить в президентах? - Караван
  • $ 481.84
  • 531.33
+23 °C
Алматы
2024 Год
6 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Как долго Курманбеку Бакиеву ходить в президентах?

Как долго Курманбеку Бакиеву ходить в президентах?

В стране нет настоящего хозяина, нет лидера нации - вот причина всех ее несчастий…

  • 16 Марта 2007
  • 1551
Фото - Caravan.kz

Таков неутешительный вывод, к которому все чаще приходят не только эксперты, но и большинство населения, пытаясь понять: почему в стране так безнадежно прижились экономическая разруха и нищета, почему в Киргизии самый низкий из государств СНГ уровень жизни, откуда социальная нестабильность и неверие в свое будущее?
Об итогах тюльпановой революции
Сегодня, в канун революции 24 марта 2005 года, политологи прежде всего подводят итоги двухлетнего правления Курманбека Бакиева.
Они, увы, малоутешительны даже для недавних соратников президента: не сделано ничего существенного и значительного, того, что могло быть хоть как-то сплотить общество, вдохновить его на свершения, и чем можно было гордиться самому главе государства.
Лейтмотивом выступления оппозиции против прежнего режима был отказ от семейного правления, а оно при новом правителе только укрепилось; провозглашалась борьба с коррупцией, а она расцвела буйным цветом; новая власть обещала покончить с трайбализмом в кадровой политике и территориально-клановым противостоянием Севера и Юга страны, а на руководящие посты нынче выдвигаются исключительно выходцы из южных регионов, и отнюдь не по профессиональным показателям, а по признаку родства или преданности лично президенту Киргизии.
И еще многие благие идеи и начинания, с которыми выступали идеологи-романтики тюльпановой революции (ибо были в ней и такие) разбились о политическую и ментальную ограниченность нынешней правящей верхушки Киргизстана.
Эксперты сходятся в одном: народ получил наихудшего правителя за всю свою историю.
Недавно, кстати, депутат парламента Азимбек Бекназаров признался: мол, два года назад им попросту не на кого было ставить: уговаривали Аскара Акаева не бросать свой народ и страну на произвол судьбы, но президент-академик успел навострить лыжи.
И если уж один из тюльпановых вождей марта 2005-го так говорит, тогда, приехали…
Напомним, что Курманбек Бакиев в тот «судьбоносный» момент только-только проиграл выборы в парламент, но возглавлял одну из наскоро созданных оппозиционных организацией. Большинство воспринимало Курманбека Салиевича как абсолютно формальную, техническую фигуру в большой политике, и вдруг … он всплыл на поверхность общественной жизни: ставить было не на кого.
Ибо Феликс Кулов, считай, уже четыре с половиной года имел славу политического узника №1, правда, участвуя при этом в общественной жизни, раздавая из зоны интервью прессе направо и налево, критикуя акаевский режим (который, подчеркнем, позволял ему это делать).
Но когда его освободили, стало ясно, что Кулов «выпал из обоймы» большой политики, растерял связи и, так сказать, инструментарий общения с гражданским обществом.
Феликс Шаршенбаевич, обращаясь через телеэфир к соотечественникам в те достопамятные дни погромов и мародерства, говорил буквально следующее: «Не «по понятиям» себя ведете, зачем беспредел устраивать»?
И еще: «…вот я сейчас наведу в стране порядок — и дальше сяду досиживать…». Но не сел: новая власть оправдала его вчистую и по законам революционного времени.
Когда толпа брала приступом здешний «белый дом», в самой гуще событий были и Азимбек Бекназаров, и экс-министр иностранных дел Роза Отунбаева, и давний политоппонент Акаева Омурбек Текебаев, и ряд других деятелей, которые успокаивали толпу и решали: что делать дальше, кого ставить во главе страны.
Где же в это время был Курманбек Бакиев? Вчерашние соратники свидетельствуют, что сказался больным и ел дома манты. Так что пришлось будущего лидера страны отрывать от трапезы…
Киргизии нужен свой Путин или свой Назарбаев
Если сравнивать руководителей бывших советских братских республик, а ныне независимых государств, тот тут картина самая пестрая. Безусловно, повезло Казахстану.
Большинство экспертов сходятся в одном: Нурсултан Назарбаев — настоящий лидер своей страны, отец нации. И сколько бы западные идеологи не кричали об откате от демократии и укреплении авторитарных методов, зажиме свободы слова — главным критерием состояния дел служит уровень жизни народа, а он — самый стабильный и высокий из всех государств постсоветского пространства.
Здесь приличные заработная плата, пенсия, население имеет другие социальные гарантии, которые с каждым годом усиливаются. И потому экспорт революций в ближайшей перспективе в Казахстан вряд ли возможен: поборники «западных ценностей» могут отдыхать…
Ну и главное: у Нурсултана Назарбаева есть вполне обоснованная и прагматичная программа вывода своей страны в 50-ку самых развитых страны мира. На это нацелены экономические и социальные проекты, которые казахский лидер озвучил и в недавнем Послании.
России не очень повезло с первым президентом Борисом Ельциным — разрушителем и ниспровергателем по натуре.
Страну отдали на откуп олигархическому капиталу, а соотечественники в бывших братских национальных республиках враз оказались заложниками местных политических режимов и бытового национализма.
Наконец, Борис Николаевич, как известно, имел реноме крепко закладывающего за воротник человека, к тому же не очень воспитанного. Вспоминается, как описывал писатель В.Максимов пресловутое дирижирование Борисом Николаевичем Берлинским оркестром.
— Было очень стыдно, — вспоминает писатель, — и это руководитель великой страны, давшей миру гениев Пушкина, Менделеева, Толстого, Королева?..
То, что на смену эпохе разнузданной ельцинской демократии пришел жесткий прагматизм Путина, то, что ВВП «приставил к ногтю» олигархов, запустил Государственную программу по возвращению соотечественников и собиранию нации в кулак, — спасло страну от развала, а русских — от деградации, вдохнуло надежду в общество.
Я не знаю, насколько повезло Украине и Грузии, с их революционными вождями, а ныне правителями государств — Виктором Ющенко и Михаилом Саакашвили. Но они хотя бы имеют в своем активе некую идеологическую платформу, являются вдохновителями курса, которым пытаются вести свои страны. Это, как известно, курс строго на Запад.
У президента Киргизии Курманбека Бакиева отродясь не было никаких идей, социально-экономических программ, ибо он всегда слыл за исполнителя.
Подобно тому, как те же Россия и Казахстан имеют «технических» премьер-министров, так и Киргизия заполучила, увы, «формального» или «проходного» президента.
К. Бакиев никогда не обладал харизмой лидера. Он уже чисто визуально проигрывает тому же Феликсу Кулову: твердый подбородок, решительные жесты, энергичная речь.
У Бакиева и лексика невнятная, и жесты — мелкие, не солидные. Помню, как он убеждал нас, журналистов и редакторов, на одной из самых первых встреч после мартовского переворота: «Вы не думайте, что я мягкий и добрый: я вовсе не такой…». Но все видели: такой и есть, — не вожак…
О важности внешних характеристик для имиджа любого госдеятеля и его страны — знают все профессиональные психологи и политтехнологи.
Ведь «за» того же Кулова в случае прямого соперничества его с Бакиевым на досрочных выборах президента — проголосует прежде всего женская половина электората. Ибо в известном смысле Железный Феликс является для слабой половины населения страны — секс-символом.
Тогда как Бакиев на это «звание» и близко не тянет, также, как, к слову, и его главный соратник и личный враг Кулова — 1-й вице-премьер Данияр Усенов. Они, кстати, даже «повадками» схожи: оба никогда не говорят прямо, «путают след» — так что даже ближайшие соратники не знают, что у обоих на уме.
А еще вспомните известную поговорку «за одного битого — двух небитых дают». В общественном сознании твердо закрепилось: Бакиев «кинул» своего партнера по политическому тандему, предал его. А этого общественное мнение никогда не простит действующему главе государства.
Как политический деятель Курманбек Бакиев — феномен сугубо местного значения.
То, что его выбросило на поверхность социальной жизни — гримаса судьбы, если хотите. В каком-то смысле он, как госдеятель и лидер страны, является антиподом своего предшественника Аскара Акаева — президента-академика, из которого идеи били фонтанами: превратим Киргизию во «вторую Швейцарию», проложим Великий Шелковый путь, сделаем Кыргызстан общим домом для всех народов, и проч.
Другое дело, что почти всем прожектам экс-президента не суждено было сбыться из-за их оторванности от реалий жизни. Но таким уж он был — первый президент независимого Киргизстана: как воспарит над миром, так с трудом вернешь на грешную землю. И этим Акаев, к слову, многих и привлекал. Ведь народу так нужна была красивая сказка, а Аскар Акаевич как оратор-рассказчик превосходил всех: кого хочешь заговорит — даже целый народ и страну.
Однако 14-летнее правление Акаева окончилось не только его бегством из Киргизии, но в социально-политическом плане еще и тем, что здесь базис и надстройка (если прибегнуть к прежней совковой политтерминологии) разъехались между собой окончательно.
Ибо хотя страна первой в СНГ вступила в ВТО, получила демократию и свободу слова, все это зиждилось на экономическом развале и поголовном обнищании населения.
То, что Киргизстану не везет с правителями — горькая, драматическая насмешка судьбы (не хочется произносить слова «трагедия»).
Казалось бы, страна маленькая, всего-то 5 миллионов населения, великолепный природный ресурс: огромные запасы воды, горы, Иссык-Куль… Приди сюда хваткий, но честный правитель-менеджер, болеющий за страну и народ, истинный патриот и пассионарий — и всего за несколько лет Киргизия может сделать «скачок» вперед.
Кому быть следующим главой государства?
Главный вопрос, который нынче витает в воздухе: будет в апреле новая революция или нет? На 11 апреля оппозиция назначила общенациональный митинг протеста, который может стать бессрочным. Если, конечно, глава государства не проведет конституционные реформы — такое условие ему поставлено.
Условие это, как все понимают, абсолютно формальное. Ибо если два года президент и его команда занимались исключительно укреплением личной власти и самообогащением, то о каких кардинальных реформах — за месяц! — (а теперь и того меньше) может идти речь?!
Но…глава государства, судя по всему, испугался. Он уже готов встречаться с тем же Азимбеком Бекназаровым по поводу предстоящей 17 марта трагической даты — 5-летия Аксыйских событий на Юге страны (тогда была расстреляна мирная демонстрация, что и послужило катализатором последующих революционных событий и крушения акаевского режима); он уже предложил Феликсу Кулову вместе поехать в Аксыйский район; уже объявлено, что 21 марта глава государства встречается с руководителями оппозиционного движения «За реформы!»
Однако лидеры оппозиции, памятуя, как их «кинули» с ноябрьской Конституцией 2006 года, как потом начали поодиночке прессовать — вряд ли пойдут на компромисс. Тем более, что теперь они заполучили «вожака» — Феликса Кулова, который поставил на кон все, и пока не «додавит» Курманбека Бакиева — вряд ли успокоится.
Сегодня, похоже, только чудо может спасти главу государства. И даже, если он объявит о конституционных реформах, передаст всю полноту власти тому же парламенту — как политик К.Бакиев потерпел полное фиаско. Это понимают все.
На днях, к слову, замминистра культуры и информации страны Асанбек Сарыбаев публично объявил о своем переходе на сторону оппозиции; вслед за ним прокурор Галина Пугачева заявила, что вливается, так сказать, в ряды куловского «фронта»… И это только первая пощечина правящему режиму. Будьте уверены: с 11 апреля от Бакиева будут уходить косяками. Ибо как глава государства, он и только он несет ответственность за крайне нестабильную социальную обстановку в стране, когда противостояние Юга и Севера, клановых и политических группировок поставило общество на грань новой революции и гражданской войны.
Самая популярная киргизоязычная газета «Агым» на днях выдала сенсационную и скандальную новость: семья Бакиевых срочно переводит все капиталы за рубеж, и уже вроде как из Киргизии «уплыли» 20 миллионов долларов…Не исключено, что это злонамеренная газетная «утка», ибо владельцем газеты является один из самым непримиримых оппонентов власти — депутат Мелис Эшимканов.
Начавшаяся война компроматов, обливание оппонентов грязью и etc. — верные признаки очередной революционной ситуации в стране.
Власть, конечно, тоже отмалчиваться не собирается. Недавно увидела свет некая декларация о не использовании грязных технологий в прессе и о том, как правильно надо нам, журналистам, распоряжаться свободой слова…
Ее подписали руководили проправительственных СМИ, (Гостелерадиокомпания, газеты «Вечерний Бишкек», «Слово Кыргызстана» и другие) на которых в плане «чистоты» морально-профессиональных качеств уже клеймо некуда ставить…
Однако — вернемся к главному. Ужель оскудела земля киргизская людьми неординарными, настоящими патриотами своей страны и народа?!
Да нет, конечно. Просто главная интрига (таковы уж особенности внутренней политики) раскручивается вокруг двух фигур — Курманбека Бакиева и Феликса Кулова. Мало хорошего, но то, что все нынче поставлено на кон и зависит от воли именно этих двух людей — факт неоспоримый.
Вот Феликс Кулов заявляет: я, мол, не буду баллотироваться на главный пост в стране в 2010-м году (когда по Конституции должны состояться следующие выборы), а выступаю сейчас за досрочные президентские выборы потому, что душа болит за судьбу Отечества…
Ладно. Но что-то Феликс Шаршенбаевич ни слова не говорит о том, имеет ли он сам виды на президентское кресло в случае досрочных выборов?
Получается, если не говорит, значит, имеет. Хотя для Отечества, всего общества, всей страны было бы благом, если бы наконец сошли с арены политики прежней волны. И Курманбек Бакиев и Феликс Кулов — люди из обоймы Аскара Акаева, это все то же старшее поколение 60-летних политиков, которые уже ментально не способны к прогрессу.
Если у них лично какой-то шанс? Как у лидеров нации — никакого! Ибо они по своим профессиональным и моральным качествам не способны вывести страну из кризиса, обеспечить ей социально-экономический рывок вперед.
И если с именем Курманбека Бакиева нынче прочно ассоциируются территориально-клановые (аильные) методы управления страной, то при правителе Кулове Киргизия вполне может превратиться в полицейско-мафиозное государство.
Ибо, как уже неоднократно было отмечено, Феликс Кулов — деятель социального экстрима: в политической «мочиловке» ему нет равных, а вот реформатор из него — никудышный.
И Курманбек Бакиев и Феликс Кулов нынче по разные стороны баррикады. Но в плане социально-исторической перспективы оба — «наследие прошлого», от которого надо поскорее избавиться, оно тянет страну в пропасть…
У обоих есть только один шанс: он же и последний. Курманбек Бакиев может добровольно согласиться на досрочные выборы (как того требует оппозиция), а на них — снять свою кандидатуру. А вот Феликс Кулов (если он действительно готов действовать открыто, «лоб в лоб» — как он это декларирует) должен объявить, что ставит на другого политика и сделает все, чтобы тот пришел к власти.
Возможно ли такое, способны ли Бакиев-Кулов поступиться личными амбициями?! Шанс тут, судя по всему, самый мизерный. Но если оба используют его — во имя будущего страны, — то пусть тогда хоть новый тандем создают…
Стране нужен лидер новой формации. И среди поколения нынешних 40-50- летних политиков тут есть вполне перспективные личности. Это такие деятели, как депутат парламента Омурбек Текебаев, промышленник и бизнесмен Алмазбек Атамбаев, спикер парламента Марат Султанов
При всей разности этих фигур, они в плане своих профессиональных и моральных качеств, социальных перспектив имеют очень хороший ресурс. Причем, наибольшие шансы, без сомнения, имеет Омурбек Текебаев. Он уже был спикером Жогорку Кенеша, является главой одной из самых авторитетных партий «Ата Мекен», был даже соперником на президентских выборах у Аскара Акаева.
Наконец, Текебаев — выходец с Юга страны, так что южане в моральном плане могут быть вполне удовлетворены (ибо лет эдак с полста «наверху» находились выходцы с Севера).
Но за Текебаевым пойдет и северный электорат, ибо он уже показал себя политиком, для которого интересы всего общества, нации — превыше клановых и региональных.
Именно такой человек имеет хорошие перспективы сплотить народ, и тогда у всей страны появится исторический шанс переломить ход судьбы в свою пользу.
Парадокс момента в том, что зависит это сегодня — ни от самого Текебаева, ни от воли общества (ибо таковым благополучно манипулируют и власть и оппозиция), — а от того, как поведут себя президент и лидер «объединенного фронта» — Железный Феликс.

Фото с сайта http://ru.kabar.kg