Может быть, Россия с ее бескрайними лесами и глубокими озерами?
Или узкие вымощенные камнем улочки Парижа? В любом случае, представление о доме, куда всегда хочется вернуться — у каждого свое.
Лично для меня — это маленькая станция Тюмень-Арык, Кызылординской области, расположенная в полупустыне, среди видимых глазу солончаков и урановых залежей где-то глубоко под землей.
В какой-то степени, я могу даже гордиться оригинальностью своей родины: ведь буквально в огороде, копни на 485 метров и можно собрать не одно ведро урана.
Правда тех, кто работает там, называют смертниками и лет через 15-20 они «переедут» за линию. Так мы называем место расположения кладбища, которое простирается вдоль железнодорожного полотна, разделяя одной линией две жизни: протекающую здесь/сейчас и вечную.
В последнее время «по ту сторону» многие знакомые переехали и не только из-за экологии, ведь наша область первая по количеству больных активным туберкулезом среди женщин 46,8% и 53,2% мужчин, больных анемией — 4950,6 на 100 000 человек.
Зато сейчас те, кто работает на рудниках, обеспечивают свои семьи, самые опытные получают аж 110 000 тенге и могут оплатить медицинское обслуживание. А как без этого: у нас же нет ни одного человека с улыбкой в 32 зуба, даже школьницы улыбаются вставными челюстями.
Хорошо, что услуги стоматолога недорогие по сравнению с городом. Удалить зуб можно за 100 -150 тенге без обезболивания, а с ним — плюс еще 1 800 тенге, вставная челюсть от 3 500 тенге, а вот пародонтоз лечить не каждый может себе позволить. В областной больнице такое удовольствие обойдется в среднем 24 000 тенге.
Да, сельчане еще могут получать медицинское обслуживание. Раз в год приезжает областная специализированная машина с медперсоналом, где местные жители проходят флюорографию. Правда, далеко не все этой манной колесной пользуются, ведь медицинские работники осматривают пациентов, находящихся на учете.
Но, если проблемы здоровья еще как-то можно решить (при наличии дензнаков), то вопрос качества воды, увы, жители, даже каждый сам для себя и в меру своих возможностей не решит.
Питьевая вода в пределах Кызылординской области согласно микробиологическим и санитарно-химическим показателям не соответствует санитарным нормам по химико-аналитическим коэффициентам жесткости, мутности, цветности, наличию сульфатов.
Несколько лет назад эту проблему в поселке решили, пробурив 10-метровую скважину, но, опасаясь за целостность и сохранность насосной станции, воду подают полтора часа в сутки. Специализированные колонки, находятся на большом расстоянии друг от друга и от домов, так что доступ питьевой воды ограничен.
С одной стороны почти в каждом дворе есть колодец, но вода в нем имеет соленый привкус, мутноватый цвет и осадок. Одним словом, ее можно использовать только для технических целей (помыть пол, полить двор).
Несмотря на столь тяжелые условия, большая часть населения поселка никому не жалуется — привыкли самостоятельно справляться с трудностями.
Конечно, можно спросить: что вас там держит? Уезжайте, бегите, не гробьте остатки своего здоровья!
Но нет, большинство никуда не собирается, и слабо, но уверенно возражает: куда мы поедем, ведь это наша родина…