Родственные отношения Казахстана и Кыргызстана должны быть приоритетными - Караван
  • $ 480.11
  • 532.25
+24 °C
Алматы
2024 Год
2 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Родственные отношения Казахстана и Кыргызстана должны быть приоритетными

Родственные отношения Казахстана и Кыргызстана должны быть приоритетными

О своей оценке прошедших  в Казахстане  президентских выборов и перспективах казахстанско-кыргызских отношений в интервью Казинформу рассказывает лидер коалиционного большинства в парламенте Кыргызстана Канатбек Исаев.

  • 14 Апреля 2011
  • 1783
Фото - Caravan.kz

 Канатбек Кедейканович, на недавних президентских выборах в Казахстане Вы присутствовали в качестве зарубежного наблюдателя, хотелось бы узнать Ваши оценки.

— Действительно, недавно мне довелось посетить Казахстан в качестве наблюдателя на президентских выборах. Мне было очень приятно видеть, что с самого утра активность населения была высокой, мы наблюдали   большую посещаемость избирательных участков.

В целом, выборы в Казахстане проходили спокойно, не использовался административный ресурс, не было подвоза избирателей. На одном из участков, мы — зарубежные наблюдатели, стали свидетелями закрытия голосования и процедуры подсчета голосов. Честно говоря, для меня было шоком, когда   в десятках бюллетеней мы увидели вписанные слова благодарности в адрес Президента страны Нурсултана Абишевича Назарбаева.

Конечно же, бюллетени были испорчены, но было приятно  то, что люди искренне пытались пожелать Лидеру нации крепкого здоровья, долголетия. Кстати, наблюдатели из дальнего зарубежья также были удивлены таким отношением к Президенту.

На всех участках проводили т.н. «экзит-пул». Я специально стоял рядом с организаторами опроса и слушал, что люди отвечают при выходе. Подавляющее большинство отвечали: «За Назарбаева». Многие эмоционально и вдохновлено высказывали поддержку Президенту Казахстана, и уже никто не сомневался в результатах выборов. Это, наверное, результат его многолетнего труда.

 Как должны развиваться отношения Кыргызстана и Казахстана в ближайшее время?

— Как говорит Президент Казахстана Нурсултан Абишевич Назарбаев,  «кыргызы и казахи самые близкие народы». У нас почти одинаковый язык, мы легко общаемся друг с другом. Я думаю, что в экономическом плане у нас много общего: границы, культура, традиции. Мы должны друг друга поддерживать.

Так получилось, что экономика Кыргызстана сегодня, к сожалению, испытывает трудности, и мы нуждаемся в поддержке братского народа. Наши родственные отношения должны быть на первом месте. У каждого народа есть свои «подъемы» и «падения». Когда было трудно казахскому народу, мы, кыргызы, всегда были готовы помочь. Конечно, и Казахстан нас хорошо поддерживает, особенно в последнее время, и мы этого не забудем.

 

 Говоря о внутренней ситуации в Кыргызстане,   местные СМИ муссируют мнения о том, что грядет развал коалиции большинства. Сохранится ли парламентское большинство? И в целом, как вы охарактеризуете политическую ситуацию в Кыргызстане? Не ждет ли  республику «третья волна» революции?

— Прежде всего, мы первыми из стран СНГ вступили на путь парламентской формы правления. В нашем политическом лексиконе появились новые слова — «коалиция», «фракция», «коалиционное соглашение».

Сказать, что нынешняя коалиция просуществует долгое время или проживет несколько месяцев, будет преждевременным. На сегодня внутри коалиции есть взаимопонимание. Я думаю, что в ближайшее время вопрос развала коалиции неактуален. И парламентская форма правления, я думаю, это шаг вперед для Кыргызстана.

Но у нас в коалиции три фракции из 77 депутатов, и, соответственно, столько же мнений. Поэтому иногда возникают жаркие споры, дебаты. Однако, полагаю,  именно в споре рождается истина. Сейчас многое в стране зависит от коалиционного правительства.

Если оно будет работать во благо народа, то никакой революции не будет. Если же будут повторяться ошибки прежних руководителей, то история  показала, что из этого получится.

 Какие экономические меры сейчас предпринимаются коалиционным правительством? На что направлены усилия кабинета министров?

— После распада Союза ССР Казахстан, Россия и Кыргызстан стартовали примерно с одинаковых позиций. В связи с тем, что Кыргызстан — компактная республика,  на начальном этапе определенное преимущество было на его стороне.

Но два предыдущих семейно-клановых режима работали только в целях личного обогащения. В связи с этим Кыргызстан оказался в незавидной ситуации. Произошло сплошное разворовывание государственных средств.

Первая задача коалиционного правительства — все финансовые потоки направить в нужное русло. Перед всеми руководителями государственных предприятий поставлена жесткая задача, заключены контракты, в рамках которых они обязуются увеличить прибыль предприятия.

Руководитель справляется — значит остается на должности. Что касается энергосектора — одной из самых коррумпированных отраслей, с управляющими также заключены подобные соглашения. Они должны уменьшить потери на определенные проценты.

Все это должно привести к пополнению государственного бюджета, так как у нас бюджет принят с дефицитом в 20 млрд. сомов. Для Кыргызстана это очень большая сумма, почти четверть всего бюджета. Чтобы закрыть этот дефицит, нам потребуется много усилий. Ставится задача перед налоговой инспекцией, таможенной службой — на двадцать процентов увеличить сборы. По итогам первого квартала, они справляются с этой задачей. Конечно, это сложно из-за нестабильной ситуации после второй революции. Объективно, у нас наблюдается отток зарубежных инвесторов.

 Если говорить о перспективах вхождения Кыргызстана в Таможенный союз, каково ваше мнение?

— Среди государств-соседей, партнеров самый большой процент товарооборота занимают Россия и Казахстан. Поэтому, это лично мое мнение, мы должны войти в Таможенный союз. В программе партии «Республика» сказано, что мы должны строить стратегическое партнерство с ближайшими соседями.

Перед парламентскими выборами мы заявили, что выступаем за стратегическое партнерство с Россией и Казахстаном.

 Расскажите, пожалуйста, о себе, о своем карьерном росте?

— Почти пятнадцать лет работаю на государственной службе. Занимал ответственные посты в министерстве финансов, в фискальных органах. Был на хозяйственной работе. В 2005 году баллотировался в депутаты, но занял второе место, проиграл человеку, близкому к «семье» бывшего президента. С этого началась моя политическая карьера.

На парламентских выборах 2007 года был сторонником оппозиционной партии. В 2008 году был избран мэром второго после Бишкека промышленного города Токмок, где проработал на посту градоначальника почти два года, до «апрельских событий». Временное правительство пыталось меня снять, но народ не позволил. Отношу себя к создателям партии «Республика».

В нашей партии собралась идейная молодежь, которая решила самостоятельно идти на выборы. Видя ошибки временного правительства, мы решили идти на выборы отдельной политической силой. И наши расчеты оказались правильными. Мы были в числе победителей. Сейчас мы являемся партией власти. Сегодня я — руководитель коалиции парламентского большинства в Жогорку Кенеше.

 Спасибо за интервью.