Еще полгода назад точное количество существующих разрешительных документов по ведению бизнеса в Казахстане, куда входят лицензии, согласования, регистрации и т.п., не мог назвать ни один эксперт. За все время независимости страны никто не вел такого подсчета. Между тем, отечественные эксперты и сами игроки бизнес-рынка не раз говорили о существовании дублирующих документов. Кроме того, они отмечают отсутствие четких определений сроков рассмотрения заявления о выдаче и непосредственно самой выдачи разрешительного документа, а также необходимость замены разрешительного документа уведомительной регистрацией. В начале 2009 года экспертами проекта USAID по улучшению бизнес среды (BEI) совместно с представителями государственных органов и предпринимателями началось изучение этого вопроса и составление первоочередных задач.
«В первую очередь мы хотели выяснить общее количество разрешительных документов. После этого мы должны были их проанализировать и предложить к отмене ряд неактуальных и мешающих развитию бизнеса, — рассказывает Альфиям Заитова, эксперт по вопросам лицензирования и добровольной ликвидации. — Если тот или иной государственный орган хочет лицензировать ту или иную предпринимательскую деятельность, то, прежде всего, он должен опираться на принципы, закрепленные в Законе «О лицензировании» — введение лицензионного порядка по видам деятельности устанавливается в целях национальной безопасности, обеспечения правопорядка, защиты окружающей среды, собственности, жизни и здоровья граждан. Если при ведении определенного вида предпринимательской деятельности существуют такие риски, то ее следует лицензировать и как-то регулировать, если нет — то смысл необходимости получения того или иного разрешительного документа отпадает сама по себе. Сегодня же, к примеру, лицензируется деятельность по реставрации памятников, а также изготовлению флага и герба. На наш взгляд, в этом нет никакой необходимости».
Учитывая принцип актуальности и целесообразности, в марте 2009 года началась работа экспертов по двум направлениям: внутри министерств, и на уровне единой экспертной группы (ЭГ), которая должна была представить итоговый упрощенный вариант всех необходимых разрешительных документов по ведению бизнеса в стране.
«Это была сложная работа, — поясняет Альфиям Заитова. — Рабочие группы были созданы при различных министерствах, которые должны были не только самостоятельно определить количество разрешительных документов внутри своего органа, но и отметить среди них неактуальные. По нашим подсчетам, представители министерств должны были самостоятельно отвергнуть более 50% своих документов».
По словам эксперта, результат работы направлялся на рассмотрение членами ЭГ, которые из итогового списка были намерены исключить еще порядка 30% необязательных документов.
Однако, как выяснилось в ходе разговора с экспертом, многие министерства неохотно соглашались с предложением удалить тот или иной регламентирующий предпринимательскую деятельность документ, возникали споры относительно целесообразности некоторых из них, необходимости лицензирования того или иного вида предпринимательской деятельности.
«В итоге нам приходилось такие случаи рассматривать по нескольку раз, — продолжает Альфиям Заитова. — К примеру, Министерство юстиции РК отстаивало норму лицензирования адвокатской, нотариальной и оценочной деятельности. Добавлю, что в своей работе члены ЭГ основывались на результатах обоснования министерством необходимости того или иного документа. К сожалению, по этому документу Минюст не предоставил аргументированного ответа. Именно поэтому в результате мы выступили против существования такой нормы».
По словам специалиста, аналогичная ситуация была с Агентством по информатизации и связи (АИС) по 11 лицензиям, касающимся вопросов телефонной связи. Несколько иначе получилось с Министерством сельского хозяйства, специалисты которого категорически отказывались упразднить лицензирование по вопросу пестицидов.
«На наш взгляд, на первом и втором заседаниях они были неубедительны в своих доводах по защите этой нормы. Но они все же настаивали на своем. В ходе третьего заседания представители министерства выступили с такими доводами и примерами международной практики, что в итоге эксперты ЭГ признали данный вид предпринимательства, подлежащим лицензированию», — отмечает Альфия Заитова.
Есть и обратные примеры. Так члены рабочей группы Министерства по чрезвычайным ситуациям РК самостоятельно предложили к сокращению порядка 80% своих разрешительных документов, а эксперты Министерства транспорта и коммуникации и Министерства труда и социальной защиты республики предложили отменить около 50% своих документов.
По данным экспертов USAID изначально было 606 разрешительных документов, которые были представлены членам ЭГ на рассмотрение. В итоге эксперты пришли к мнению, что из этого числа необходимо ликвидировать 345. Однако позже выяснилось, что с учетом видов и подвидов документов, разрешительная система регулирующих актов несколько шире. В результате инвентаризация показала наличие порядка 1 000 разрешительных документов, 30-40% которых члены ЭГ предложили упразднить.
Всего с 30 апреля по 1 октября 2009 года было проведено свыше 55 заседаний ЭГ. В ходе этих встреч были рассмотрены около 1 000 разрешительных документов, включая виды, подвиды и подподвиды лицензий. В итоге были выработаны рекомендации по упрощению процедуры и квалификационных требований по отдельным лицензируемым видам деятельности, целесообразность которых была доказана государственными органами.
Стоит отметить, что решения ЭГ не является решением последней инстанции и носят рекомендательный характер.
«Между тем, все наши рекомендации будут представлены на рассмотрение премьеру-министру и в парламент. От их решения будет зависеть, как будут вноситься соответствующие изменения и дополнения в различные законодательные акты, Законы о лицензировании и другие нормативные документы, — поясняет Альфиям Заитова, подчеркивая, что такая работа в Казахстане была проведена впервые. — Уже сейчас мы отправляем свои рекомендации депутатам для ознакомления. Поддержит ли правительство такие инициативы, будет ясно в следующем году. Но пока, должна заметить, нас поддерживает ряд министерств республики».