Неподконтрольное зло - Караван
  • $ 480.5
  • 534.22
+22 °C
Алматы
2024 Год
24 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Неподконтрольное зло

Неподконтрольное зло

В эти дни в Подмосковье проходит новый "процесс века".

  • 2 Сентября 2007
  • 1325
Фото - Caravan.kz

Судят Александра Пичушкина, грузчика одного из подмосковных супермаркетов, знаменитого «Битцевского маньяка», который на протяжении последних пятнадцати лет убил 62 человека.
Подавляющее число убийств были совершенно безмотивными, если не считать мотивом то извращенное удовольствие, которое убийца получал, проламывая молотком совершенно незнакомому ему человеку череп, и затем глумясь над трупом.
Ему не нужно было ни денег, ни золотых украшений своих жертв, ни сексуальной разрядки — зло привлекало его, так сказать, в «чистом виде», как олицетворение безграничной власти над другим человеком.
Да и маньяком, то есть психически больным его назвать трудно — специалисты института Сербского более года исследовали его личность и определили, что Пичушкин совершенно нормален…
«Я хотел превзойти Чикатило, — совершенно спокойно, глядя в телекамеру, рассказывает о своих деяниях грузчик, — и если бы меня не остановили, я никогда не перестал бы убивать».
А пару лет назад в Алматы раскрыли банду убийц, которые выслеживали и зверски убивали проституток. Тоже — без вразумительных причин, «просто так». Или же придумывали эти причины позже, когда полностью насладились «кайфом», убивая беспомощную женщину…
Эти и тысячи — тысяч других преступлений — результат заложенного в человеке эволюцией инстинкта агрессии, который возник за миллионы лет и сегодня является неотъемлемой частью человеческой психики и физиологии. Так что же это такое — агрессия, этот «черный огонь», который горит в глубине человеческой души?
Многочисленные исследования ученых — этологов (специалистов по поведению и психологии животных); физиологов, психиатров и психологов, особенно научной школы Хейнрота, Альтмана и Лоренца привели их к однозначному выводу: агрессивность «сидит» в генах, заложена в природу практически всех животных, в том числе, и человека. Она является результатом внутривидового отбора, влиявших на наших предков десятки тысяч лет на протяжении всего палеолита.
Главная опасность инстинкта состоит в его спонтанности — человек, при определенном пороге раздражения обязательно должен реализовать его каким-то агрессивным актом, это находится вне его контроля.
При определенных условиях, например, когда группа людей вынуждена длительное время жить и тесно общаться только друг с другом, накопление агрессии тем опаснее, чем больше знают и любят друг друга члены этой группы. Психологи назвали этот феномен «экспедиционное бешенство» или «тюремный психоз».
В такой ситуации все стимулы, вызывающие агрессию и внутривидовую борьбу, претерпевают резкое снижение пороговых значений. Субъективно это выражается в том, что человек на мельчайшие жесты или действия своего лучшего друга, стоит тому только кашлянуть или высморкаться, отвечает «взрывной» реакцией, адекватной тому, как если бы ему дал пощечину пьяный хулиган.
Даже тот, кто понимает физиологические механизмы этого чрезвычайно страшного явления и предотвращает убийство друга, ничего не может поделать с самой мучительной потребностью сделать что-то резкой, жестокое, ужасное.
В этот момент лучше всего что-нибудь разбить, вазу, например, или заорать так, чтобы жилы на шее вздулись… Этот выход на языке физиологии называется перенаправленным или смещенным действием, и японские корпорации были не так глупы, когда в специальной комнате ставили резиновые копии своих самых дотошных менеджеров, с тем, чтобы каждый сотрудник, который «дошел до края», мог бы беспрепятственно и вдоволь излупить их дубинкой…
Общепризнанный авторитет в области поведении животных и человека, Конрад Лоренц, лауреат Нобелевской премии по биологии, выдающийся этолог, придерживался эволюционного подхода к агрессии, демонстрируя неожиданное сходство с позицией Фрейда.
Согласно Лоренцу, агрессия берет начало прежде всего из врожденного инстинкта внутривидовой борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и у других живых существ. Он предполагал, что этот инстинкт развился в ходе длительной эволюции, в пользу чего свидетельствуют три его важные функции. Во-первых, борьба рассеивает представителей видов на широком географическом пространстве, и тем самым обеспечивается максимальная утилизация имеющихся пищевых ресурсов. Во-вторых, агрессия помогает улучшить генетический фонд вида за счет того, что оставить потомство сумеют только наиболее сильные и энергичные индивидуумы.
Наконец, сильные животные лучше защищаются и обеспечивают выживание своего потомства.
Но здесь-то и сосредоточена главная опасность агрессии для человека. Ни одно живое существо не может убивать своего противника на расстоянии. Разум и изобретательность человека дали ему такие средства. Теперь можно нажатием на спусковой крючок или на кнопку убить тысячи людей, но так, что убийца этого даже не почувствует, не увидит.
У животных для предотвращения убийства собрата природа придумала ритуалы подчинения и доминирования, своеобразные символы. Человек обошел этот запрет, и теперь убийство издалека для него эмоционально безразлично.
С другой стороны, вся история человечества базируется на бесконечных войнах одних групп людей против других. Антропологи давно уже выяснили с абсолютной точностью, что целые сотни тысячелетий человек в своих «гастрономических» предпочтениях был каннибалом — обглоданные и раздробленные человеческие кости — и в огромных количествах! — найдены на стоянках еще австралопитеков и африканского человека.
А некоторые ученые даже считают, что без каннибализма не смог бы развиться человеческий мозг — великое преимущество перед всеми другими видами животных и великая же опасность для него самого. «И мясо белых братьев жарить…» — это, оказывается, не поэтическая метафора, а точное отражение долгой эволюции людского племени. И разве мог бы этот инстинкт убийства, сформировавшийся за тысячи поколений, исчезнуть за три последних тысячелетия, которые можно назвать «цивилизацией»?
Сама писаная история человечества опровергает это. По подсчетам историков, со времен древнего Шумера и Египта на Земле прошло 14,5 тысячи больших и малых войн, унесших не менее трех миллиардов человек.
Это ли не яркое доказательство того, что инстинкт агрессии в человеке жив и благополучно перешел в космический век.
Но что же дальше? То неустойчивое равновесие, которое возникло на планете сегодня, то и дело вспухает метастазами локальных конфликтов. Арабы ненавидят евреев, тутси и хуту в Африке занимаются беспощадной резней, терроризм из индивидуального протеста становится большой политикой… Культурные запреты все время снижаются, а агрессивность современного капитализма рвет все традиционные социальные связи. Лоренц в конце жизни пессимистично предполагал, что для возвращения в беспощадный новый каменный век человечеству остается совсем немного — какой-нибудь крупный катаклизм… И начнется беспощадная война «всех против всех», человечество впадет в дикость, в каннибализм…
Избавиться от агрессивного инстинкта нельзя, человек может его только контролировать, с помощью разума и культуры, созданием положительных поведенческих стереотипов в обществе. Если в обществе эгоизм, жестокость, насилие, сексизм, стремление доминировать над своими собратьями превалируют над идеалами миролюбия, равенства и доброты — общество это, рано или поздно, обречено на распад.
Отсюда — растущее значение альтруизма и основанных на нем поведенческих норм для современной цивилизации, объединяющего всех членов общества, в противовес равнодушию и эгоизму.
Ученые — эволюционисты, этологи, в том числе и Лоренц, исследовавшие проблемы внутренней стабильности биологических сообществ, давно пришли к выводу, что в тех из них, где были развиты отношения помощи, сотрудничества и взаимоподдержки, вид развивался более успешно и получал больше шансов сохраниться в ходе жизненной борьбы, чем там, где господствовали отношения «каждый сам за себя».
И эта тенденция проходит через историю всех биологических видов, начиная от бактерий и кончая высшими млекопитающими. Благополучие вида определяется в первую очередь его численностью и ареалом распространения.
Например, крысы, в сообществах которых чувство бескорыстной помощи и всемерной поддержки своих собратьев чрезвычайно развиты, сегодня живут по всему земному шару, вплоть до Арктики, а их количество насчитывает миллиарды особей. А серый журавль — яркий индивидуалист, которому даже подруга нужна на короткое время, сегодня практически исчез…
Человек — существо социальное и без общества себе подобных жить не может. Если любого из нас, без всего выгнать в джунгли, то мы протянем там недолго. Но человеческое общество породило цивилизацию, возможности которой несравнимо выше возможностей любого отдельно взятого человека.
Более того: человеку для полноценного развития нужно общество других людей: примеры разных «маугли» неопровержимо доказывают это. Поэтому выживание общества — залог выживания человека.
Сегодня внутривидовая агрессия в человеческом обществе — общепризнанный научный факт. И от того, смогут ли люди найти механизмы эффективного контроля этого древнего инстинкта, будет зависеть будущее всех и каждого.

Фото с сайта http://lenta.ru