Заложники квадратного метра - Караван
  • $ 498.55
  • 524.28
+8 °C
Алматы
2024 Год
27 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Заложники квадратного метра

Заложники квадратного метра

Бурный рост доходов казахстанцев привел к росту цен, но в одном отношении этот процесс можно считать благотворным. Владельцы недвижимости, особенно в крупных городах страны, в одночасье стали если не миллионерами, то весьма состоятельными людьми. Квартира, которая в конце 90-х годов стоила 5-6 тысяч долларов, сегодня стоит уже 70-90, а то и все 120 тысяч "зеленых". Зачастую это богатство "сваливается" на пожилых, социально ущербных людей, которые не в силах его даже осознать. Но это хорошо знают мошенники и бандиты, которые выискивают своих жертв именно среди такой категории казахстанцев, что порой приводит к драматическим последствиям.

  • 19 Июля 2007
  • 1275
Фото - Caravan.kz

Эта история могла начинаться так же идиллически, как сказка: «Жили-были два брата. Один был умный, а другой — слабохарактерный. Говорил умный своему брату: «Не пей, козленочком станешь!» Не послушался тот советов, и пошли у него всякие неприятности.…» Но в сказках всегда добро побеждает. В жизни бывает по-другому: верх берет зло — наглое, грубое, безнаказанное.
Житель Алматы Валерий Т. (фамилию потерпевших, по их просьбе, мы не называем), жил с родителями в квартире на улице Фурманова. Когда отец и мать умерли, он стал жить в ней один и начал, как это говорится — злоупотреблять. Здесь не место исследовать роль алкоголя в жизни нашего общества, но можно сказать, что большинство мужчин, хоть раз в жизни, пытались найти «разрядку» в дурманящих объятьях этого «заклятого друга». Причин может быть множество: бросила любимая, неприятности на работе, умер близкий человек — и надо как-то снять стресс. К счастью, огромному большинству из них такой вид безволия скоро становится противен, и они, встряхнувшись, возвращаются к нормальной жизни. А есть те, кто не может удержаться на краю. Валерий стал именно таким. Пил где попало и с кем попало, приглашал первых встречных к себе в квартиру, где также продолжалась гульба. Его брат Геннадий, человек непьющий и положительный, жил отдельно, но часто приезжал к брату, разгонял эти пьяные застолья и ругал Валерку — но без особых результатов.
А тот, кто пьет, рано или поздно увидит чертей. Появились они и в квартире у Валерия. Вначале были тихие и скромные, попросились только немного пожить, были мягки и услужливы: каждый день ставили бутылку или две, приносили закуску. Слабому, опустившемуся, больному человеку много ли надо? Один из временных жильцов, по имени Арон, через некоторое время резко изменился: стал вести себя в квартире, как хозяин, постоянно хамил и унижал хозяина.
Однажды, в конце 2006 года, когда постоялец посчитал, что «клиент дозрел», в доме появились еще два парня, по имени Канат и Мурат. Водка лилась рекой, и под звон стаканов все трое начали убеждать Валерия, что ему нужно продать им квартиру. Обещали взамен купить ему однокомнатную и дать еще 50 тысяч долларов, чтобы он смог отдать долю брату за квартиру, которая досталась им вместе от родителей. Валерий отказывался, но уговоры становились все настойчивее, дозы алкоголя — все больше, а потом пошли и угрозы. Арон отобрал ключи от квартиры и даже запретил Валерию подходить к двери. Даже сквозь алкогольный дурман Валерий почувствовал, что что-то неладно. Он попытался схитрить: буквально умолил Арона выйти на улицу погулять, и бросился бежать, но тот догнал его, затащил в дом и избил. Так Валерий стал узником в собственной квартире.
Не выдержав непрекращающегося морального и физического давления, Валерий согласился на продажу квартиры на предложенных условиях, но чтобы деньги выдали сразу. Они пришли к нотариусу, чтобы только оформить восстановление договора приватизации, но ему даже не дали прочитать текст доверенности, только ткнули пальцем: «Подпиши здесь!». Его протеста никто не слушал, Арон вырвал из рук бумагу и ответил за него, что он с текстом ознакомлен и претензий не имеет. Практически заткнув ему рот, Валерия вытащили на улицу, и только потом он понял, что подписал генеральную доверенность на квартиру.
Чертям оставалось немногое: избавиться от тела (вряд ли они его считали живым человеком). Однажды утром, после особенно сильного загула накануне, Валерий проснулся и понял, что Мурат везет его куда-то в машине. Закрыв от бессилия и отчаяния глаза, Валерий приготовился к самому худшему.
Но оставим пока Валерия едущего навстречу своей невеселой судьбе и вернемся к брату, Геннадию. Человек он занятой, работает много, но своего непутевого брата навещал регулярно. А тут звонит раз, другой — нет ответа. Приехал, открыл своим ключом дверь — и обомлел! Вместо брата в комнате находились несколько людей, одетых в форму полиции, которые сидели за столом и мирно выпивали и закусывали. «Гости» тоже, видимо, не ждали визитера. На вопрос хозяина (по закону Геннадий является наследником квартиры, как и Валерий), где его брат, и что они тут делают, «полицейские» грубо ответили, что про брата они ничего не знают, а квартиру он им продал. Геннадий тут же попросил бывшего вместе с ним зятя вызвать полицию. Услышав это, гости немедленно ретировались, пообещав напоследок, что у Геннадия еще будут неприятности.
Геннадий сменил замки в квартире и бросился искать брата. Но на его заявление в милицию ответа не было. Соседи показали, что весной они видели, как полубесчувственного Валерия двое парней тащили к какой-то машине. И его не видели уже полтора месяца, а вокруг квартиры шныряют незнакомые люди.
А Валерия тем временем завезли далеко — аж в какое-то село Уйгурского района. Держали взаперти, выйти на улицу не позволяли, поили водкой и пивом, угрожали, что убьют и зароют, если он не подпишет им какие-то бумаги. Словом — классический заложник. Так они вынудили его подписать расписку о получении девяти миллионов тенге, обещая, что однокомнатная квартира и 50 тысяч будут у него позже.
Но в июне Мурат занервничал. Он сказал, что Валерия ищут родственники, и ему нужно приехать в Алматы, чтобы успокоить их. Пусть говорит, что он лечился у матери Мурата, а то его убьют. Видимо, усилия Геннадия, который не оставлял поисков и нанял хорошего адвоката, принесли свои плоды. Бандиты, очевидно, не знали, что у Валерия есть брат, и что он не оставит его в беде. И в начале июня измученный, худой, больной Валерий смог обнять брата. Мурат, вместо объяснений несший какую-то чушь, уверявший, что он ничего не знает про продажу квартиры, сразу слинял. Так горестные приключения несчастного Валерия кончились.
Думается, лежать бы его бездыханному телу в неизвестной степной могиле, если бы не брат и не разобщенность мошенников. Дело-то, в сущности, очень опасное — за похищение человека у нас по головке не гладят. Но квартиру эти мерзавцы все же сумели продать. Адвокат Ляззат Бекенова тут же подала заявление о возбуждении уголовного дела по факту похищения человека и мошеннического завладения квартирой. Но в районном УВД Алматы до сих пор никакой работы не видно. Полицейские явно не торопятся заниматься этим делом, они даже не удосужились наложить арест на квартиру, давая шанс мошенникам производить с ней манипуляции. Вопиющая наглость бандитов и пассивность полиции вызывает закономерные подозрения, что здесь, возможно, дело явно «нечисто» (вспомните людей в форме полиции, которых Геннадий застал в пустой квартире!). Потерпевшие и адвокат обратились в Департамент внутренних дел Алматы, но и там пока реальных шагов по изобличению мошенников и восстановлению справедливости не предпринято. Но Валерий и Геннадий решили не сдаваться и идти до конца. Еще есть шансы доказать, что право и закон в Казахстане — не пустые слова.
Но главное в этой ситуации, коль скоро проблема с заложником Валерием, к счастью, завершилась более-менее благополучно — вернуть квартиру. А вот это сделать труднее всего, дела такого рода даже в судах порой не находят справедливого решения. Нужно доказать, что купивший квартиру человек знал, что она продается в нарушение закона, то есть что он не является добросовестным приобретателем. Мошенники учитывают это обстоятельство, а также и то, что в делах такого рода имеется определенный срок исковой давности. Поэтому они, в первую очередь, всеми силами пытаются затягивать дело и препятствовать своевременному поступлению дела в суд. Второе — они пытаются в самое кратчайшее время перепродать похищенную квартиру несколько раз, чтобы к последнему приобретателю у суда (если дело до суда все же дойдет) не было никаких претензий. «Я ничего не знал, я — не я, и лошадь не моя! А вот квартира — моя!».
Учитывая, очевидно, важный общественный резонанс таких дел, а также их растущее количество, Верховный суд страны буквально на днях выпустил постановление, в котором рассматривались судебные споры, связанные с защитой прав на жилище. И ситуация с Валерием в данном постановлении изложена со всей полнотой. Верховный суд постановил, что если собственник сам не продавал жилище, а его продало лицо, не имеющее на это право, собственник, согласно статье 261 Гражданского кодекса, должен предъявлять виндикационный иск об истребовании жилища у добросовестного приобретателя, а не иск о недействительности сделок. В таком случае суд должен применить метод «срочной» защиты спорной собственности, с тем, чтобы она не могла быть в очередной раз перепродана новому покупателю. Это важное разъяснение Верховного суда могло бы защитить жертв мошенников и одновременно обеспечить права добросовестного приобретателя. Однако когда еще это нормативное постановление дойдет до судов всех инстанций.
Одновременно важнейшую роль в пресечении действий бандитов и мошенников должны играть правоохранительные органы, но они, как мы видели на примере Валерия и его брата, действуют очень и очень медленно. Хотя найти преступников в данной ситуации — не надо быть комиссаром Мегрэ — известен и адрес, где бандиты держали в заложниках Валерия, известны имена и приметы мошенников, его ограбивших; наконец — есть документы, с именами и фамилиями тех, кто продавал квартиру, кто регистрировал эти сделки. Если бы захотели — нашли бы преступников за пару дней.
Если бы история Валерия и его семьи была исключением — да где там! Только на протяжении двух месяцев в газетах было опубликовано несколько материалов о подобных случаях. Полтора года преступная группа похищала и спаивала людей в Семее, обманом завладевая их квартирами и продавая ворованное жилье. Трупы несчастных хозяев выбросили за городом.
Или вот, другая ситуация — пожилую женщину насильно похитили, объявили психически больной, а квартиру продали. И это только те вопиющие случаи, которые стали известны журналистам, а сколько еще неизвестных, бедных, несчастных стариков, пьющих или просто обманутых мошенниками мужчин и женщин, скитаются сегодня по задворкам городов, питаются из помоек, умирают в канавах! А закон, который должен жестко пресекать подобные поползновения бандитов — молчит.
Фото сайта prv-2006-03.photosight.ru