Упал, очнулся - попал... - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
+9 °C
Алматы
2024 Год
26 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Упал, очнулся - попал...

Упал, очнулся - попал...

Это может настичь любого из нас в любую секунду - раз! И все. Травмы. От вывиха пальца до перелома позвоночника. Не смертельно, но очень больно. И жуткое ощущение собственной неполноценности - вы пробовали завязать шнурки одной рукой? Причем левой?

  • 21 Февраля 2009
  • 1557
Фото - Caravan.kz

Отделение взрослое
Это, наверное, самое жуткое отделение Центральной городской клинической больницы Алматы.
Пациенты здесь лежат на кроватях с ручками управления, в коридоре натыкаешься на ковыляющих на костылях или закованных в гипс чуть ли не с ног до головы. Медсестры кого-то провозят в инвалидном кресле, или на каталке, укрытым с ног до головы. Из-за дверей палат порой доносятся душераздирающие крики.
Тем и отличается травматологическое отделение, что сюда каждый из нас запросто может угодить в любой момент — поскольку можно уберечься от СПИДа, простуды, инсульта и инфаркта. А вот травмы, тяжелые или легкие, приключаются, как правило, в самых заурядных местах, в абсолютно привычной обстановке, и не имеет значения какого вы пола, возраста и социального положения.
Врачи делят травмы на три основные категории — бытовые, автомобильные и производственные. Деление вовсе не условное. К примеру, зимой автотравм случается меньше — меньше транспорта на улицах и меньше его скорость. А вот число травм полученных в быту от времени года не зависит — зимой люди падают на гололеде, летом можно запросто не заметить бордюр или канаву. Что касается травм производственных, то их число в последнее время значительно выросло, и получают их в основном на стройках — либо это падение с высоты, либо неосторожная работа с механизмами — например, бетономешалками. Часто лечатся спортсмены. С огнестрельными ранениями привозят гораздо реже, чем в девяностые годы.
Обратимся к первоисточникам — пациентам травматологии. Их рассказы не тянут на эпизоды сценария фильма ужасов. Но школу жизни заочно вполне можно пройти…
…Бизнесмен ехал в такси на заднем сиденье. На перекрестке в бок машины врезался другой автомобиль. Водитель остался невредим, а пассажир, специально, безопасности ради, предпочитающий заднее сиденье, очутился в отделении травматологии со сложным переломом руки. Понадобились две операции.
…Тридцатилетнего мужчину сбила машина, когда он по обочине ночью возвращался домой. Водитель заснул за рулем, нажимать на тормоз пришлось сидящему рядом, и после этого машина проехала больше десяти метров, судя по следам от покрышек — вот какова была скорость в населенном пункте! Пострадавший попал в больницу на две недели с сильнейшим сотрясением мозга. Врачи считают, что ему очень повезло — если в области головного мозга свернулась и осталась кровь, значит, удар в спину запросто мог серьезно повредить позвоночник.
…Он спускался по лестнице в родном подъезде. В руке держал бутылку пива. Тут зазвонил мобильник. Через секунду мужик с пивом в одной руке, и с телефоном в другой, оступился и кубарем покатился по лестнице. Сломал ребро и повредил часть позвоночника. Четыре дня в больнице, на деревянном щите вместо матраца, три недели в жестком лечебном корсете. И белая зависть соседей по палате — быстро выпустили…
…Производственная травма — падение с пятого этажа строящегося дома. Гражданин несколько дней провел в реанимации, сейчас не говорит и не совсем понимает, где находится.
И это — пациенты только ОДНОЙ палаты.
— Как и в детском отделении, во взрослой травматологии девяносто девять процентов пациентов лечение получают хирургическое. Срочные операции делаются сразу же, причем операции любой сложности. Постоянно внедряются новые методы — например эндопротезирование, то есть замена сустава, — рассказывает заведующий отделением платной травматологии Центральной городской клинической больницы Алматы Берик Иргалиев.
— Можно ли сказать, что наши травматологи работают на уровне мировых стандартов?
— Пожалуй, так сказать нельзя. К примеру, в нашей больнице не занимаются позвоночником — и если операция предстоит сложная, лучше ехать в Россию, тот же Новосибирск. Почему так? Потому что лечение травм обычно предполагает большие затраты. А в Казахстане не производят те же пластины, шурупы — приходиться закупать все это за рубежом за весьма немалые деньги. Поэтому самые современные методики мы можем применить не всегда. Но мы ездим, учимся, постоянно внедряем что-то новое. И аппаратура у нас стоит достаточно современная, благодаря главному врачу, который постоянно отслеживает рынок.
— Но если пациент выбирает платное, а не бюджетное отделение, значит, он готов оплачивать все ваши затраты!
— Если пострадавший готов заплатить 80 тысяч тенге за лечение перелома бедра, то это не означает, что он выложит полторы тысячи долларов за стержень, который ставится в ведущих мировых клиниках. И столько стоит только стержень, без всего остального!
— Кто чаще получает травмы — молодые или пожилые? Мужчины или женщины?
— Ну конечно молодежь! И в основном мужчины. Большинство — в расцвете лет. Правда немало страдает и стариков — у пожилых людей тонкие и хрупкие кости. Сейчас, кстати, этот контингент омолодился и вовсе не нужно падать со второго этажа, чтобы получить серьезный перелом. Просто человек шел по улице, оступился, упал — и вот он, перелом бедра. А ведь у нас в больнице есть аппарат, который определяет плотность костной ткани, благодаря ему остеопороз можно выявить на ранней стадии и своевременно начать лечение.
Что придется пережить?
Попав в отделение травматологии следует сразу же морально быть готовым к некоторым неприятным моментам. Например, к тому, что операция, несмотря на наркоз, не будет полностью безболезненной, что после операции придется пролежать в кровати несколько дней практически без движения, и обезболивающее в эти дни будет действовать весьма малоэффективно. Вполне возможно, придется привыкать по два часа лежать в полной неподвижности с иглой в вене, а ходить наполовину закованным в гипс. Придется привыкать к невкусной и скудной — зато диетической и полезной пище.
Придется привыкнуть переступать через себя во время так называемых «Больших обходов», когда тебя бесцеремонно рассматривает со всех сторон толпа студентов, а их, знающий все преподаватель, с очень умным видом, комментирует твои болячки, в том числе и те, о которых ты забыл, или даже не знал. Придется, стиснув зубы, и стараясь не заморачиваться, перенести самую мерзкую процедуру — клизму, которая без вариантов полагается перед операцией. Возможно, придется учиться все делать одной рукой, есть лежа в постели, а вместо похода в туалет пользоваться пластиковой бутылкой в положении лежа.
Одно поддерживает все это мрачное время: каждый прошедший день неуклонно приближает день свободы…
Отделение детское
Здесь, слава Богу, не слышно детского плача и криков — первая помощь малышам уже оказана. Дети смирно лежат в кроватях, иные — с диковинными приспособлениями рядом. Но то, из-за чего они здесь оказались …
Годовалого малыша придавил автомобиль — родной папа сдавал назад. Мальчику постарше полностью размозжило обе ноги — грузовик, в кабине которого он ехал, на трассе врезался в препятствие.
Аналогичная история — ночь, трасса, 150 километров в час, на обочине стоит неосвещенный трактор. В итоге трехлетний мальчик в отделении травматологии, без движения, даже без стонов. Рядом сидит мама и обмахивает сына веером. Девочка лет двенадцати возилась на балконе и упала с пятого этажа. Дешево отделалась, по мнению врачей — «всего лишь» сломала бедро. Мама с грудным младенцем шла в поликлинику и на пешеходном переходе их сбила машина. Достаточно?
— Здесь практически все случаи — из тех, что не укладываются в человеческое сознание, — говорит заведующий травматологическим отделением детской больницы №1 Алматы Анвар Кунанбаев. — Скажу одно — от обычных травм дети погибают редко. Самое страшное для ребенка — так называемая автотравма. Их мало от общего числа — процентов 8-10, но дело в том, что практически в каждой аварии ребенок не просто ломает себе руку, — как если бы с дерева упал. Как правило, в каждом случае повреждаются голова, живот, бывает, в довершение к этому ломаются кости таза, бедра… В результате, ребенок, минуя приемное отделение, тут же отправляется в реанимацию.
По мнению врачей наиболее часто самые страшные — автомобильные — травмы получают дети дошкольного и младшего школьного возраста. Объяснение простое — маленькие дети вступают во взрослую жизнь, и с какого-то момента им приходиться каждый день переходить оживленную улицу — а часто и не одну — но никто элементарным правилам дорожного движения их не учит! Не всегда и не всюду детей сопровождают взрослые, тогда как в любом крупном городе Казахстана немало перекрестков, где и взрослый запросто попадет под машину. Но если поведение взрослого, оказавшегося на проезжей части, перед мчащимся автомобилем еще можно предсказать, то как поступит в смертельно опасно ситуации шестилетний ребенок…
— Я свою доченьку лет до десяти буду водить в школу, и встречать из школы, — говорит мама шестилетней девочки, — а как же иначе? Вы посмотрите, какое у нас движение! Я сама, когда перехожу перекресток на пешеходном переходе, притворяюсь хромой — тогда водители, видя хромую, пожилую женщину, притормаживают. А если идешь нормально — запросто могут и не пропустить!
Но если наиболее опасен для детей травматизм автомобильный, то самая «популярная» причина детских проблем — травмы бытовые и уличные.
— Дети первых лет жизни страдают в основном от травм бытовых — например ожогов, — объясняет Анвар Кунанбаев. — Жертвы уличного травматизма — дети от шести до четырнадцати лет. Это падение с деревьев, качелей, и тому подобные моменты.
Кроме этого уличный травматизм можно разделить на «мальчишеский» и «девчоночий». Если девочки чаще всего получают травмы, прыгая через скакалочку, или играя в «классики», то мальчишки страдают, падая с заборов, качелей, деревьев, велосипедов, скейтов… Естественно, ведя более активный образ жизни, чем девочки, пацаны и травмы получают гораздо чаще.
— Самый травмоопасный по Вашему мнению возраст?
— Между шестью и восемью годами. Именно в этот момент ребенок уходит от ежеминутной опеки семьи и выходит в большую жизнь. Если из детского сада ребенок ни в коем случае не пойдет домой один, то из школы… Да, существует распоряжение непременно сопровождать первоклассников в школу и обратно, ну а если ребенок родителей не дождался? А еще есть большие перемены, когда можно поиграть на улице…
— Что Вы можете посоветовать родителям как специалист?
— Смотрите за детьми! Учите их правильному поведению на улице. Здесь, правда, надо еще чтобы взрослые не были равнодушными, чтобы любой из нас, не просто прошел мимо, а остановился и не поленился сказать — «ты — Петя, Вася, Серик, не лезь на это дерево, ветка сломается, и ты упадешь»! Надо чтобы любой взрослый, сидя на лавочке и видя, что ребенок делает что-то не то, остановил бы его.
— Самый запомнившийся случай?
— Их много. Обычно потрясают или автотравмы, или… Мама пошла в магазин и заперла спящего ребенка дома. Он проснулся — мамы нет, начинает ее искать, перевешивается через балкон четвертого этажа, и…

Фото с сайта http://www.segodnya.ua