Понаехали тут! - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Понаехали тут!

Понаехали тут!

Причин, по которым жители сел и маленьких городов решают переехать в города побольше, на самом деле немного. Топовыми среди них эксперты называют два желания людей: получить высшее образование и приносящую "большие деньги" работу.

  • 26 Февраля 2009
  • 1322
Фото - Caravan.kz

Так или иначе, ежегодно крупные города Казахстана «радушно» или не совсем, официально или вовсе неофициально принимают у себя свыше 300 тысяч казахстанцев, выходцев из сел и маленьких городов.
А что с «понаехавшими» происходит дальше, знают только они, департамент внутренней политики, да еще представители гражданского общества, специализирующиеся на проблемах и правах внутренних мигрантов.
То, что сама — бывший внутренний мигрант, я осознала недавно. Сегодня я — полноправная алматинка. У меня есть городская прописка, квартира (пусть не моя, а моего мужа, но все же), работа. Но пять лет назад вместо этого у меня на руках было удостоверение личности, свидетельствующий о том, что я «made in ЮКО РК» и сертификат о получении государственного гранта на обучение. Именно за знаниями я, как 10 моих других согруппников, приехала в южную столицу. Отучившись и осознав, что, по возвращении на малую родину, нас ждет работа дипломированных официантов или продавцов, мы стали искать более респектабельную альтернативу. Большинству из нас «повезло» — еще на первом курсе за право проживания в общежитиях нас принудили оформить временную регистрацию в Алматы. Но даже с такой регистрацией было намного проще устроиться на работу, чем тем, кто жил в съемных квартирах и потому остался при своей «родной» регистрации.
«На сегодняшний день любые мигранты у нас вне закона. И отношение к ним как к «понаехавшим», действительно, существует, — рассказывает Бахытжан Торегожина, руководитель Общественного фонда «Ар.Рух.Хак». — При этом наибольшие трудности испытывают молодые мигранты, у кого, как правило, нет городской прописки, необходимого образования, что сразу же усложняет процесс трудоустройства».
Без прописки в определенном городе, в Казахстане именуемой регистрацией, человек не может получать бесплатное медицинское обслуживание, у него возникают проблемы с устройством ребенка в школу. «Вот, например, в Шаныраке 1-2 сентября всегда бушует скандал, потому что детей, чьи родители не имеют регистрации по настоящему месту проживания, не хотят брать в школу. Но уже спустя несколько дней эти дети начинают учиться. В глубинке такие вопросы стоят еще жестче, — комментирует Асылбек Торегожин, директор Республиканского общественного объединения «Шанырак». Стоит отметить, что причиной создания этого НПО стали известные события в конфликтных районах Алматы — Шанырак и Бакай, где мигранты пытались отстоять свое право на жилье.
«Не имея собственного жилья, не имея регистрации, такие люди автоматически лишаются каких-либо прав на получение социальных кредитов и другой помощи государства, — продолжает Асылбек Торегожин. — К сожалению, внутренние мигранты сегодня рассматриваются государством как социальные аутсайдеры, между тем они являются гражданами, которые просто попали в затруднительную ситуацию. Но эта ситуация, в принципе, была создана усилиями государства, при которых стало невыносимо жить на селе. Люди ринулись в города, где нет специальных программ адаптации таких людей. Но именно на селе нужно создавать рабочие места, инфраструктуру, образование, жилье».
По словам эксперта, во Франции, например, существует специальный закон, согласно которому не менее 30% муниципального жилья строится «под аренду». Причем арендует такое жилье население, приезжающее в города из «глубинки». Но живут они там год-два. Этого времени им вполне хватает для того, чтобы решить свои жилищно-бытовые проблемы. «У нас же такие люди остаются один на один с такими проблемами. Отсюда криминализация обстановки в городах, которая особенно ощущается сегодня, в кризисный этап жизни всей страны», — добавляет лидер «Шанырака».
Кстати о криминализации обстановки. Уже в декабре минувшего года департамент внутренних дел Алматы заявил, что большую часть тяжких преступлений в южной столице совершают «приезжие из других регионов и государств». Это кажется вполне логичным, учитывая, что на волне участившихся сокращений сотрудников главы разных компаний в первую очередь стали «избавляться» от тех, «кто много возмущаться не станет, ведь все равно он/а работал/а без прописки».
Удастся ли превратится внутреннему мигранту в полноправного алматинца через три года или через 15 лет, по мнению экспертов, это вопрос законодательства, которого по вопросам внутренней миграции пока еще нет. «Между тем именно государство должно решать проблемы этих людей, сегодня остающихся один на один со своими бедами. В такой ситуации они вынуждены давать взятку, искать «крышу», — поясняет Бахытжан Торегожина.
«На мой взгляд, с того момента, как такой человек получил работу, нашел крышу над головой, он имеет полные права полноценного горожанина. Этот период не должен затягиваться на 10-15 лет, как это происходит у нас, а длиться от силы 3 года. Поэтому очень сложно ответить на вопрос, сколько у нас сегодня внутренних мигрантов по стране. Но то, что она большая, в этом нет никаких сомнений. И у меня нет никакой уверенности, что в период кризиса эта цифра будет уменьшаться», — добавляет Асылбек Торегожин.
Учитывая эти и ряд других проблем, три казахстанских НПО — «Шанырак», «Центральный Азиатский Институт Развития» (ЦАИР) и «Ар.Рух.Хак» при поддержке Европейской Комиссией в рамках Европейской инициативы в области демократии и прав человека решили реализовать двухгодичный проект «Шанырак — наш общий дом. Содействие мирному согласованию интересов групп. Поиск консенсуса по спорным и противоречивым областям вопросов внутренней миграции населения».
По словам организаторов, за это время они успеют подготовить и внести на обсуждение Правительством проект изменения в закон «О миграции».
Впрочем, альтернативой таким поправкам может стать отдельный закон о внутренней миграции, над проектом которого уже работают эксперты. По словам Алмаса Кушербаева, президента «ЦАИР», в результате непосредственного общения с внутренними мигрантами им удастся подсчитать их количество по стране. Ну а итогом такой работы организаторы надеются увидеть отдельные маленькие города и села со своей инфраструктурой, заводами, рабочими местами и учреждениями образования, из которых бы люди просто не хотели уезжать.
Звучит довольно утопически, но все равно как-то ободряюще.

Фото с сайта http://yvision.kz