Будущее кыргызского энергетического комплекса - Караван
  • $ 498.55
  • 524.28
-2 °C
Алматы
2024 Год
26 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Будущее кыргызского энергетического комплекса

Будущее кыргызского энергетического комплекса

По традиции, наступление весны в Центральной Азии способствует активизации действий республик региона в решении своих водно-энергетических проблем.

  • 24 Мая 2007
  • 1317
Фото - Caravan.kz

И нынешний весенний сезон не стал исключением. Насущная проблема использования воды уже сейчас подталкивает многих политических руководителей предпринимать действия в направлении ее решения.
Так, Бишкек на прошлой неделе начал очередное обсуждение с Душанбе идеи создания регионального водно-энергетического консорциума. Между тем, еще в апреле Казахстан и Россия согласились принять участие в строительстве на территории Кыргызстана Камбаратинских ГЭС.
Напомним, что строительство Камбаратинских ГЭС было начато незадолго до развала СССР. Возведенная до половины Камбаратинская ГЭС-2 и начавшаяся стройка Камбаратинской ГЭС-1 после обретения республиками независимости были заморожены из-за нехватки финансирования.
Вместе с тем, 27 апреля 2007 года между тремя странами Казахстаном, Россией и Кыргызстаном в рамках проходившей трехсторонней встречи энергетиков был согласован проект разработки предварительного технико-экономического обоснования строительства Камбаратинских ГЭС в Кыргызстане.
По данным ОАО «Электрические станции» (Кыргызстан), ее представители согласовали проект совместно со специалистами АО «КазКуат» (Казахстан) и ЗАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» (Россия).
Стороны договорились о создании совместного предприятия. Участие в строительстве Камбаратинских ГЭС остается открытым и для других инвесторов. При этом каждая страна по-своему рассматривает свое участие в энергетической сфере Кыргызстана.
Интересы Казахстана в Кыргызстане представляют собой составную часть внешней политики республики, направленной на развитие торгово-экономических отношений, а также расширение сотрудничества со странами региона в энергетической сфере.
Все это укладывается в разработанную концепцию национальной безопасности, где одно из значимых мест уделяется энергетическим вопросам.
Кроме этого существуют два основных обстоятельства, способствующие более активной деятельности Астаны по отношению к Бишкеку.
Во-первых, принимая во внимание зависимость юга Казахстана от энергетики Кыргызстана (ОАО «Электрические станции» (Кыргызстан) является экспортером электроэнергии в южные области Казахстана), Астана в силу сложившейся необходимости начинает процесс инвестирования энергетической сферы Кыргызстана.
Тем самым РК пытается решить проблему снабжения южных областей страны электроэнергией. Тем более, что именно Казахстан становится основным потребителем электроэнергии Камбаратинской ГЭС.
Во-вторых, накопившийся инвестиционный потенциал в Казахстане не находит своего применения, а существующие внутри республики сферы применения финансовых средств, получаемых от продажи нефти и газа за рубеж, освоены.
А по сообщению российских СМИ доля казахских инвестиций в киргизскую экономику составляет около 60%.
Факт того, что АО «Каз Куат» являющееся предприятием, входящим в состав АО «Казахстанский холдинг по управлению государственными активами «Самрук», принимает участие в данном проекте, является лишним подтверждением данного тезиса.
Поэтому выход казахстанских финансовых институтов на региональный уровень является осознанной необходимостью, которая гармонично вписывается и во внешнеполитическую стратегию страны.
Интересы России в регионе также согласуются с последними инициативами президента страны В.Путина в направлении консолидации усилий российских энергетических компаний и финансовых институтов по отношению к Центральной Азии.
Основная цель в данном случае заключается в расширении зоны влияния Москвы на территории региона. И в частности, на Кыргызстан. Среди основных векторов деятельности России в регионе наиболее интересными в данном случае являются следующие.
Во-первых, Россия уже давно работает в Центральной Азии в энергетической сфере. И вопрос о строительстве Камбаратинских ГЭС не является для Москвы чем-то принципиально новым и неизведанным.
Еще в 2004 году в Бишкеке между ОАО «Электрические станции» и «ИНТЕР РАО ЕЭС» было подписано соглашение о стратегическом партнерстве и сотрудничестве, включающее пункт о совместном участии сторон в инвестиционных проектах в сфере электроэнергетики Кыргызстана. Уже тогда внимание двух компаний было сконцентрировано на завершении строительства Камбаратинских ГЭС-1 и ГЭС-2. Поэтому активизация переговорного процесса по завершению строительства с участием Казахстана подтолкнуло Россию к занятию более четкой позиции в отношении судьбы данных проектов.
Во-вторых, Москва на протяжении нескольких лет является потребителем кыргызской электроэнергии. Так, начиная с 2003 года Кыргызстан начал экспортировать через Казахстан электроэнергию в сибирские регионы России. Принимая во внимание развитие Новосибирской и других, граничащих с Казахстаном областей России, потребность в энергоресурсах Кыргызстана будет расти. Этот момент во многом и стал определяющим в действиях Москвы.
В-третьих, Россия, видя активность Казахстана в регионе, понимает, что, промедлив, она может упустить многие привлекательные энергетические проекты в Центральной Азии, что негативным образом повлияет на региональное лидерство Москвы.
В данном случае Россия понимает, что ее тактика, условно формулируемая как «расширение политического влияния через расширение своего участия в энергетических проектах» по отношению к республикам Центральной Азии при дальнейшей пассивной позиции может потерпеть фиаско.
Поэтому участие Москвы в энергетических проектах в республиках Центральной Азии является вполне обоснованным шагом.
Вместе с тем и Кыргызстан, и Узбекистан имеют свои интересы по отношению к будущему энергетического комплекса.

Продолжение следует