Я лечусь не бесплатно! - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-5 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Я лечусь не бесплатно!

Я лечусь не бесплатно!

Когда стало совсем плохо, я решила отлежаться дома в надежде, что "само пройдет"… Но не проходило, поэтому муж утром позвонил в поликлинику и вызвал участкового терапевта.

  • 14 Мая 2007
  • 1241
Фото - Caravan.kz

Звонок в дверь прозвучал в 5 часов дня. Усталая на вид женщина-врач поинтересовалась у меня, с какого дня болею, послушала легкие, проверила реакцию на возможный менингит и поставила диагноз: «вирусный гепатит».
Мои возражения по поводу того, что двадцать семь лет назад я дважды находилась в инфекционной больнице: по поводу гепатита А, а через год — с гепатитом В, участкового терапевта не убедили.
Здесь муж предположил, что обострение могло случиться из-за разносолов, которые я попробовала на банкете. Участковая подумала и дописала в направлении в городскую инфекционную больницу: «Острая кишечная инфекция».
— Так вас сразу примут в стационар, — объяснила врач.
— Но я не инфекционная больная, — возражаю, — у меня обострение хронического перцистирующего гепатита. Это случается время от времени. И я всегда лечусь в гастроэнтерологическом отделении.
— У меня практика 17 лет, я лучше знаю, — сказала участковая,- вызывайте «скорую».
И ушла.
Перспектива ехать в тяжелом состоянии в инфекционную больницу, чтобы потом переводиться в БСМП, где ждет в лучшем случае кушетка в коридоре, меня не вдохновила. Хотя специалисты в «скорой» работают опытные и могут сразу определить, куда меня отвезти. Но от этого не легче. Поэтому в этот же день муж устроил меня в частный медицинский центр. Пусть дороже, зато спокойнее… Тем временем наш автоответчик ежедневно вопрошал, почему мы до сих пор не приехали в инфекционную больницу, куда уже поступил сигнал о случае вирусного гепатита на участке.
А вообще, нынешнее состояние отечественной медицины лично для меня совершенно точно отражает строчка из советской поэзии: «Если я заболею — к врачам обращаться не стану…»
Даром лечиться обходится дороже
Только не подумайте, что я сейчас начну говорить о развале бесплатной медицины, о слабом финансировании и жалких зарплатах медиков. До сих пор живы в моей памяти случаи, когда в детской больнице целые палаты заражались дизентерией. И если бы не колоссальный врачебный опыт нашей знакомой, то моего сына бы просто залечили, так как поставили неверный диагноз. Помню и свое пребывание в терапии городской больницы, где врачи три (!) дня просто ждали, когда наступит кризис, и ничего не предпринимали. Написав записку, что «претензий к врачам не имеет», муж перевез меня в другую больницу…
А лекарства! Есть понятие «тетрациклиновых зубов». В свое время антибиотиком тетрациклин пичкали почти грудных детей по всякому поводу, и лишь потом выяснилось, что этому препарату многие из нас обязаны тем, что по прошествии лет пришлось воспользоваться услугами зубных протезистов намного раньше, чем следовало бы. Так «бесплатная» медицина (кстати, и стоматология) обернулась бОльшими тратами, чем многие себе это представляют…
Считается, что медицина есть бесплатная, плохая, и платная, хорошая. Во-первых, бесплатной медицины в принципе нет — за нее нами уже заплачено в виде налогов и ДМС (добровольного медицинского страхования). Чем обернулось для казахстанских граждан обязательное медицинское страхование — известно. Если вам говорят: «Что ж вы хотите за бесплатно?» — это неправильно.
Кстати, здоровье — величина экономическая. Здоровый человек больше произведет, здоровье его детей — экономия нервов, сосредоточение на работе. Здоровая беременная женщина — это здоровье ее детей. Здоровые пожилые люди — это меньше бюджетных расходов на те же лекарства и содержание больничных коек.
Но так, к сожалению, получается, что большую часть жизни мы все выступаем в роли больных…
Если ничего не болит, значит, умер…
Зимой — грипп. В течение года — ОРЗ. Весной — авитаминозы. Летние пожары вокруг города и период цветения тополей — обострения астмы. Перегрузки на работе — вегетодистонии. Остеохондрозы — и от подвижной, и, наоборот, от сидячей работы. Простите, такая интимная вещь, как геморрой, — у нас удел отнюдь не кабинетных чиновников, а женщин, рожавших в условиях советского родовспоможения.
Гипертонии, язвы… Сейчас мы не говорим о совсем жутких вещах: рак, инфаркт, инсульт… Просто мы считаем естественным, когда что-то болит. И большинству не представить полного здоровья. Есть формулировка в медицинских заключениях: «практически здоров»…
Что это значит — «практически здоров»? Это — только оклемавшись от гриппа с температурой, несешься на службу, потому что даже если обращался за медпомощью, то от нее устал. Сначала — ждать весь день врача, а тут именно сейчас кончился хлеб и некому доползти до булочной. Лежишь голодный и несчастный. Потом номерки в поликлинику. Очередь. А врач-эндокринолог сам болеет, и к эндокринологу из другой поликлиники нужно записываться в 8 утра. А еще мочу в баночках носить…
Ладно, это ж для здоровья! Но, положа руку на сердце, кто вспомнит, чтобы врач сказал: «В вашей моче обнаружилась тенденция, свидетельствующая о некоем воспалительном процессе. Давайте его поищем, вдруг у вас не только грипп». Скажут: «Лейкоцитов много, ну так вы ж болеете». А вы и сами знаете, что болеете, — стоило с мочой возиться!
Или спрашивают: «А почки у вас в порядке? Печень в порядке?». А откуда я знаю, в порядке или нет. Это когда прихватит — узнаю. Или с давлением: «Какое у вас обычно давление?». А что я его — меряю с утра после чистки зубов? Так, голова болела, мальчики кровавые в глазах стояли…
Потом, когда уже зафиксирован стремительно молодеющий криз, вам говорят: «Нужно купить тонометр, нужно принимать таблетки по схеме. Вон в Америке все с тонометрами».
Но на самом деле тонометр нужен был раньше. Когда с врачами вас свел банальный бронхит. Вам сказали бы: «Вы ослаблены и переутомляетесь, давайте последим за давлением, чтобы гипертонии избежать». Чтобы потом не принимать всю жизнь таблетки по схеме. Потому что эта «схема» актуальна, когда болезнь уже хроническая.
Лично я не запоминаю названий лекарств, которые мне время от времени прописывают. Потому что выясняется: те, кто «принимают по схеме», испытывают проблемы с давлением ровно с такой же периодичностью, как и я…
Мне еще рано болеть…
В платных медицинских тоже не всегда так «по-буржуйски», как может показаться. Бывает обшарпанность стен и тусклые колеры интерьера, очереди, безразличие и грубость медиков. Одним словом: платная медицина — та же бесплатная, только за деньги.
Конечно, картина не такая уж безрадостная. Слава богу, и выбор появился, и уж хоть за деньги-то кое-где вас все же прекрасно «пролечат». А уж врачи от бога как были, так и никуда не делись. И все-таки…
Именно «пролечат», а не вылечат. Будете скрипеть, но ходить. Будете мучиться изжогой, но не корчиться от чудовищных болей. Будете шмыгать носом, но температура не поднимется. И никто из нас в один прекрасный день не придет в медучреждение и не скажет:
— Я практически здоров, но у меня все болит. Возможно, что-то я уже навсегда запустил. А возможно, я еще могу чем-то не заболеть. Я готов вести правильный образ жизни. Однако — экология, плохие жилищные условия, нервы, перегрузки. Но я хочу быть совсем здоровым! У космонавтов тоже перегрузки и замкнутое пространство. Но для сохранения их здоровья что-то существует, почему бы этому не существовать для меня? Это «что-то» для меня может обойтись дешевле, чем для освоения космоса. Осмотрите меня, обследуйте, дайте индивидуальные рекомендации. И чтобы без очередей и равнодушия. Ведь я — один у себя, единственный. И для страны и общества я тоже — единственный, который может много сделать, если будет жить полноценно. И валовой национальный продукт будет быстрее расти.
А если вы не хотите этого делать, потому что у вас маленькая зарплата? Извините, почему вы мстите мне за эту зарплату? Я в чем-то провинился? Я украл ваши деньги? Не хотите работать за эти деньги — ищите другую работу, на завод идите, учитесь на станочника, у них зарплаты большие. Ах, вы врач? А в чем это выражается? Для того чтобы выписывать больничные листы, нужно всего лишь уметь писать…
…Как часто медики действительно героически спасают наши жизни. Но, наверно, всем было бы лучше, да и дешевле, чтобы эти жизни пореже приходилось спасать.
И чтобы в вашем детстве доктор не спрашивал у вашей мамы: «А чем вы его обычно лечите? Вот и лечите». А знал бы, что этот ребенок — его постоянный пациент, все детали здоровья которого должны отслеживаться в динамике. И тогда в зрелом возрасте вам не приходилось бы делать выбор: или сидеть на работе с больной головой, или целый день провести в унылых коридорах медучреждения, в обнимку с баночкой мочи…
И заражаться неизличимо лишь от одного взгляда на больных…