Еду я на родину? - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
+3 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Еду я на родину?

Еду я на родину?

Оралманы, проживающие в поселке Актау Карагандинской области, написали письмо акиму области и в правительство Республики Казахстан.

  • 29 Ноября 2004
  • 2496
Фото - Caravan.kz

257 семей, приехавших на свою историческую родину, вынуждены жить в ужасных условиях: без денег, без работы, без перспектив на будущее.
Аким Карагандинской области Камалтин Мухамеджанов, решив самостоятельно разобраться в сложившейся ситуации, вышел из отпуска раньше срока и провел в актовом зале акимата поселка Актау экстренное совещание по проблемам малых городов.
Диалог между акимом поселка Самаком Мурзатаевым и оралманами не дал особых результатов.
Казахи пишут письмо карагандинскому акиму
В поселке Актау живут около двух тысяч оралманов, и все они испытывают большие трудности. Несколько многоэтажек в поселке остались без централизованного теплоснабжения. По мнению местных властей, виноваты в этом сами оралманы. Они вырезали летом трубы в подвалах и сдали их на металлолом. Но на такие поступки людей толкают ужасное материальное положение и беспросветная нищета. Многие приехали из Монголии без гроша в кармане и теперь продолжают влачить жалкое существование.
— Как будет себя вести любой из нас, окажись он за границей без знания языка? — спрашивал у местных чиновников Камалтин Мухамеджанов. — Будь он хоть врач, хоть инженер! Что же людям делать, если они даже куска хлеба выпросить не могут? Куда деваться, если на легальную работу их не берут? Семьи по 10-15 человек уходят в теневую экономику, в кабальные условия. Под покровом ночи начинают рыскать, искать и воровать цветной металл.
Территориально поселок относится к Темиртау. Однако оралманы, живущие в городе металлургов, причитающиеся им выплаты получили в отличие от актаусцев на все сто процентов.
На совещании было решено создать рабочую комиссию, которая будет координировать действия по выходу их критической ситуации. В первую очередь в старой части Актау откроется опорный пункт полиции — людское возмущение выплеснулось в стихийный бунт после убийства местными хулиганами 28-летнего оралмана Тохтара Жанбара. Полицейских снабдят дополнительной служебной машиной, на которой будет установлено круглосуточное патрулирование поселка.
Ежедневно из Караганды в поселок Актау будут приезжать мобильные бригады и специалисты разных профилей. Им предстоит привести в порядок социально-бытовую сферу поселка, организовать медицинское обслуживание, учебу оралманов по специальностям. До пятницы сотрудники паспортного стола должны разобраться с документами всех репатриантов и оформить гражданство, независимо от того, приехали они в Актау по квоте или на свой страх и риск.
Градообразующие предприятия Актау — цементный и шиферный заводы — подписали совместный меморандум об участии в развитии этого населенного пункта. В поселок будут вкладывать деньги, а начнут с открытия детского сада и строительства спорткомплекса.
Местному акимату предстоит решить проблему безработицы среди оралманов, для тех, кто будет ездить на работу в Темиртау, организовать специальный маршрут.
События в Актау сподвигли главу области Камалтина Мухамеджанова в 2005 году всерьез заняться поселками городского типа.
В декабре будет разработана специальная программа повышения уровня жизни ПГТ. Совещания по этому поводу будут проходить в областном акимате еженедельно. И раз в месяц с выездом в малые города. Их в области — 38. В поездках чиновники должны будут выяснить на местах, где какие беды: как обстоят дела с транспортом, с коммунальными услугами, с психологической обстановкой.
Все поселки разделят условно на три категории — перспективные, стабильные, и неперспективные. Последние планируют ликвидировать — их возрождение вылетит в копеечку, проще эти населенные пункты смести с лица земли, а жителей переселить в более благополучные районы.
Те поселки, которые еще можно реанимировать, получат реальную помощь. По крайней мере, власти обещают, что здесь не будет перебоев со светом и водой. Сейчас поселки не имеют собственного бюджета и вынуждены «заглядывать в карман города», которому они подчинены.
Случаи, когда акимы городов и районов тратят государственные средства на более «важные» нужды, совершенно забывая о подчиненных им поселках, не единичны. Поэтому-то с 2005 года, как сказал Камалтин Мухамеджанов, бюджет для поселков городского типа будет утверждаться отдельной строкой. А акимы будут отчитываться перед главой области. И добавил, что к концу года он подведет итоги — всех нерадивых акимов, не справившихся с поставленными задачами, уволит, а особо отличившихся представит к награде.
Родина-мачеха
Согласно последним прогнозам специалистов с каждым годом растет в нашей республике число иммигрантов. По данным ООН, поток миграции в Казахстан будет непрерывно возрастать вплоть до 2050 года.
Переселение этнических казахов началось еще в 1991 году. Однако власти, принимая первую волну, допустили немало ошибок и просчетов в размещении, обустройстве и трудоустройстве оралманов. Поэтому, начиная с 1993 года, казахстанское правительство вело квоту на иммиграцию для регулирования количества репатриантов.
Впрочем, как показала официальная статистика, несмотря на эти преграды, число переселенцев значительно превысило установленную квоту. Возвращаются они отовсюду — главным образом из стран постсоветского пространства, из Китая, Монголии, далее в этом списке идут Афганистан, Турция, Иран и Пакистан.
По последним официальным данным, в соответствии с Национальной программой возвращения оралманов за 12 лет нашей независимости было принято более 307 тысяч человек или 59 тысяч семей. Вроде бы, что тут плохого, да и статистики радуются: благодаря репатриантам к 2015 году численность казахстанцев достигнет 20 миллионов. Однако их нынешнее бедственное положение заставляет задуматься о целесообразности такого шага.
Проблем у переселенцев непочатый край. Вначале репатриантов государство вроде бы берет под свое крылышко, размещая их в так называемых центрах адаптации, независимо от того, прибыли они по квоте или нет. Правда, опять же, попасть в центр может не всякий. Там они, по идее, должны прожить первые три месяца до определения их дальнейшего места проживания. Обычно именно столько времени нужно для решения этого вопроса. А между тем, многие оралманы живут в этих пунктах гораздо дольше.
Во-первых, из-за острой нехватки жилья. Впрочем, даже если и решается вопрос относительно их дальнейшего проживания, то радоваться тут особо нечему. Как правило, оралманов отправляют в отдаленные районы, где нет ни школ, ни больниц, а предоставляемые дома либо ветхие, либо совсем непригодные для жилья. Купить же жилье самостоятельно переселенцы не могут. Да, согласно законодательству РК, семьи репатриантов получают единовременные пособия (15 МРП на главу семьи, 10 МРП на каждого члена семьи и транспортные расходы — до 50 МРП). В совокупности на семью из десяти-пятнадцати человек эта сумма едва превышает шесть-семь тысяч долларов.
На эти деньги особенно не разгуляешься: не купишь даже однокомнатную квартиру на окраине.
Во-вторых, для получения пособий и гражданства, репатриантам необходимо собрать кучу различных документов из разных ведомств, и, что самое интересное, порой их приходится предоставлять дважды. Хорошо, если есть родственники, которые могут помочь, в противном случае придется очень туго в преодолении всех бюрократических преград. К тому же большинство репатриантов, вернувшихся на историческую родину, все еще остаются гражданами той страны, откуда приехали.
Другой немаловажной проблемой остается незнание русского языка, который до сих пор является в нашей стране доминирующим, несмотря на принятый закон «О языке». Незнание языка приводит к тому, что переселенцы просто не могут трудоустроиться. Поэтому оралманы готовы выполнять любую работу на строительстве, сборе хлопка, табака и так далее за минимальную по казахстанским меркам плату.
Многие из них пытаются открыть крестьянские хозяйства, заняться предпринимательской деятельностью и народными промыслами. Однако чтобы добиться кредитов, им приходится опять-таки преодолевать немыслимые бюрократические и языковые барьеры. Да и земли, которые предоставляются оралманам из иммиграционных земельных фондов, — это отдаленные места, где, как правило, нет воды.
Впрочем, даже если переселенцы и находят работу и жилье, то не находят душевного покоя из-за того, что являются оралманами. Сами же братья-казахстанцы, к великому сожалению, не воспринимают переселенцев казахами, называя прибывших, скажем, из Китая — «китайцами», из Монголии — «монголами». Как в том анекдоте про переселенцев-евреев: в Союзе был жидовской мордой, в Израиле стал русской сволочью.
Поэтому после такого «теплого приема» оралманы правдами и неправдами предпочитают либо вернуться на свою вторую родину, либо переселиться в более крупный населенный пункт.
В настоящее время более чем в сорока странах мира проживают около пяти миллионов этнических казахов. Согласно официальным данным, большая часть оралманов проживает в Узбекистане — 1,5 млн., в Китае — 1,3 млн и около 900 тыс — в России. К примеру, только в этом году Казахстан принял ровно 10 тыс. семей этнических казахов со всех концов света. Наибольшее количество было зарезервировано за Узбекистаном — 6216 семей, далее шли Российская Федерация — 1445, Туркменистан — 781, КНР — 666, Монголия — 620 и Кыргызстан — 78 семей. Из республиканского бюджета для их обустройства в этом году было потрачено 4,6 млрд. тенге. А между тем, эта сумма смогла покрыть не более половины всех расходов.
Конечно, Казахстан может гордиться тем, что только в нашей стране, наряду с Германией и Израилем, проводится политика возвращения «своих». Но и в Израиле и в Германии переселенца встречают с трапа самолета, ведут чуть ли не за ручку в центр адаптации или специальную школу, да еще и отслеживают потом несколько лет — хорошо ли устроился прибывший. Наше государство пока подобного предложить не может.
Кстати, в 2005 году планируется увеличить квоту до 15 тысяч семей.