Аномальные дети - Караван
  • $ 481.84
  • 531.33
+13 °C
Алматы
2024 Год
6 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Аномальные дети

Аномальные дети

Детей с врожденными пороками в Степногорске становится больше. Медики фиксируют, что количество выявленных малышей с патологиями только за минувшие 9 месяцев уже превысило годовые показатели прошлогодних лет.

  • 19 Октября 2009
  • 5724
Фото - Caravan.kz

Врачи женской консультации бьют тревогу и призывают будущих мам, как можно раньше проходить необходимые обследования.
CONTRA
Если ножки не бегут по дорожке
Двухлетняя Мила большую часть времени проводит у мамы на руках. А если очень хочется побегать, то начинает передвигаться сидя или лежа, по-пластунски. Врожденная косолапость обеих ножек девочки стала настоящим шоком для семьи, в которой второй ребенок был планируемым и долгожданным. «Конечно, к такому мы совсем не были готовы, — рассказывает мама Милы, сама медик по образованию, — ведь в роду ни у меня, ни у мужа никого с косолапостью не было. Так что фактор наследственности вроде как исключался. Но когда мы проходили обследование в Астане, врачи-ортопеды сказали, что возможно в этом виноваты условия работы, а мне действительно по роду деятельности приходилось работать с токсичными медицинскими препаратами, плюс неблагополучная окружающая среда». Сейчас большую часть времени Мила проводит вместе с мамой в больницах и реабилитационных центрах. У этой семьи все-таки есть реальный шанс на то, что хирургическое вмешательство поможет в дальнейшем дать полноценную жизнь их девочке. Только вот и таких деток, и с более тяжелыми врожденными патологиями в Степногорске за последние годы стало рождаться больше.
Без рук и без голов
— Ох уж эти врожденные пороки…, — озабоченно качает головой заведующая женской консультации Наталья Чекменева, — с чем это связано не знаю! Может пора уже привлекать ученых?
В этом году малышей с аномалиями появилось на свет целых 37. Еще у нескольких беременных степногорских женщин УЗИ и другие обследование также показали наличие патологий плода. Если даже учесть, что рожениц в этом году немного меньше по сравнению с прошлым годом — их количество не превышает 1000, — то получается, что с патологиями все равно детишек появляется больше. Практически каждый 27-й ребенок! Для сравнения, еще два года назад на 1100 беременностей плодов с аномалиями было выявлено только 24, то есть каждый 47-й ребенок. Впрочем, вряд ли родители будут успокоены новостью, что они попали в печальный список хоть 27, хоть сотыми. За каждой статистической единицей — чья-то жизнь и трагедия. Врач при мне пролистывает печальный список маленьких степногорцев, появившихся в этом году на свет с патологиями. Как будто читаешь медицинскую энциклопедию. Потому как полный набор аномалий: отсутствие правого легкого, синдром Дауна, недоразвитие левой кисти, синдром Эдвардса, отсутствие желчного пузыря и пищевода, синдром Денди-Уокера, гидроцефалия. У некоторых новорожденных сразу целый букет заболеваний. А у других патология только одна, но такая от которой бросает в дрожь, например, аноцефалия — отсутствие мозга. Потенциальных родительниц, как правило, ждет аборт. Но самое страшное — от этой беды не застрахован никто! Врачи констатируют факт появления малышей с тяжелыми пороками и во вполне благополучных семьях. Недавно у одной из жительниц, которую врачи ну никак не могли отнести к так называемой группе риска: хороший детородный возраст, социальный статус и материальная обеспеченность эскулапы определили у ребенка гидроцефалию. Случайность? Или может быть, действительно во всем виновата наша экология? Сами врачи пока настаивают только на том, чтобы будущие родители как можно серьезнее относились к воспроизведению своего потомства. «Обидно, когда женщины приходят вставать к нам на учет уже упустив сроки, — делится Наталья Чекменева, — а ведь сейчас выделяются значительные суммы для обследования беременных!». Скажем, генетический и биохимический скрининг делается на ранних сроках, и в 9 недель уже можно получить результат этого анализа. Повторно анализ на генетику делается уже с 16-ти до 20-ти недель беременности. А срок для УЗИ — до 12-ти недель. Только вот будущие мамочки нередко отчаянно затягивают со всеми обследованиями. Да и врачи не скрывают, что ранняя диагностика больше нужна все-таки для того, чтобы избавиться от ребенка с пороком еще на ранних сроках беременности.
Ну а напоследок информация, вроде бы не имеющая никакого прямого отношения к поднятой выше проблеме.
Из официальной прессы: «По итогам государственной экологической экспертизы выявлен целый ряд нарушений стандартов, норм и экологических требований. В числе наиболее крупных загрязнителей окружающей среды называются хвостохранилища предприятий СГХК и «Казахалтын», а также ТЭЦ города. Только на 782 га хвостохранилища горно-химического комбината захоронены почти полмиллиона тонн радиоактивных отходов. На сегодняшний день карта №1 СГХК и испарительная выведены из эксплуатации, но для поддержания их безопасности требуется постоянная поставка материала для рекультивации. Руководство СГХК признается, что ни материала, ни средств на продолжение работ по реконструкции хвостового хозяйства они не имеют. А значит, требуется принять срочные меры, чтобы испарительная и обсыхающая карта №1 не начали пылить, загрязняя радиоактивной пылью весь район».

Жанна Зуева, специально для Караван.kz

От редакции: Когда материал поступил в редакцию, мы вспомнили и о другом мнении, которое не так давно прислала наша читательница. Она полемизирует с еще одной, более ранней публикацией Караван.kz на ту же тему — Жестокие игры генов.
Сегодня мы публикуем и его, поскольку поднимаемая проблема достаточно велика и многогранна, она имеет не только физиологическую и социальную, но и этическую сторону.

***

PRO

Солнечные дети

Статья Жестокие игры генов начинается с того, что рождение ребенка-инвалида является шоком для всей семьи. И это правда. Однако основное положение статьи, что инвалиды — «недочеловеки», что их жизнь — сплошное страдание, уж лучше бы им не жить, по меньшей мере, ошибочно.
Возьмем синдром Дауна, при котором в каждой клетке организма находится одна лишняя копия 21-ой хромосомы.
Не будем говорить о том, что Господь не совершает ошибок, или давить на эмоции, рассказывая, как открыты душою и сколько радости приносят «особые» дети. Рассмотрим лишь факты.
Вот какую мысль хотелось бы донести: в человеке с синдромом Дауна нет НИЧЕГО, чего не могло бы быть у человека с обычным набором хромосом.
Синдром Дауна не является болезнью, потому говорить, что кто-то «болен», «страдает» синдромом Дауна, — неправильно, как и называть его «неизлечимым недугом». В статье также ошибочно указано, что эта «болезнь» является наследственной. На самом деле обычная трисомия (до 97% людей с СД) — это спонтанная мутация. Такой ребенок может родиться в любой семье, у совершенно здоровых родителей, ведущих правильный образ жизни.
Что же такое синдром Дауна, если не болезнь? Слово «синдром» означает совокупность признаков, имеющих единый механизм возникновения. Синдром Дауна подразумевает наличие лишней хромосомы, набор внешних признаков (которые могут наблюдаться, а могут и отсутствовать) и отставание в развитии; нередко встречаются также врожденные пороки внутренних органов.
Так, среди детей с синдромом Дауна до 40% имеют порок сердца, среди обычных новорожденных процент намного меньше. Однако врожденные пороки более или менее успешно исправляет современная медицина, причем точно так же, как у людей с обычным набором хромосом. Мнение о том, что люди с синдромом Дауна не живут долго, сложилось тогда, когда операции на сердце были редкостью. Сейчас же средняя продолжительность жизни человека с СД — 50-60 лет. Так что ни о каком «медленном умирании» и речи быть не может.
Внешние признаки включают, например, раскосые глаза, плоскую переносицу, чуть искривленный мизинец и так далее. Их лечить вовсе не надо, так как они уж точно не относятся к «болезням». Не случайно синдром Дауна раньше называли монголизмом: для монголоидного типа людей характерны именно такой разрез глаз и «уплощенное» лицо. Для Казахстана это вполне типичная внешность.
Теперь об отставании в развитии. Да, это не лечится, поскольку тоже не относится к болезням. Зато это корректируется с помощью методов педагогики.
Для ребенка с синдромом Дауна обычно отставание в моторике из-за врожденного гипотонуса мышц. Но почти все такие дети уже к двухгодовалому возрасту умеют ходить, а с помощью регулярных упражнений, которыми родители могут заниматься с ними на дому, могут овладеть нужными навыками и раньше. Существует ряд учебных пособий, специально разработанных для детей с отклонениями в развитии, прежде всего это «Программа «Каролина»» и «Маленькие ступеньки».
Проблемы с речью поможет решить логопед-дефектолог. Большинство людей с синдромом Дауна способны не только пользоваться туалетом, одеваться, полностью себя обслуживать, но и готовить еду, делать уборку, они вовсе не нуждаются в постоянном уходе родителей.
Вопреки тому, что утверждается в статье «Жестокие игры генов», дети и взрослые с синдромом Дауна вполне могут (и должны!) жить полноценной жизнью. Если они и «обречены на страдание», то исключительно из-за негативного отношения к ним общества. Прессинг на родителей часто начинается еще во время беременности или сразу после рождения малыша: откажитесь от него, все равно ничего хорошего из него не выйдет. А мнение общества формируется, в том числе, и статьями в прессе.
А что если люди изменят свое отношение к синдрому Дауна? Это не фантастика. За рубежом такие дети ходят в обычные школы, где им уделяют особое внимание, а потом устраиваются на работу, где приносят тому же обществу ощутимую пользу. Обязанности уборщика, подсобного рабочего в супермаркете, озеленителя, сельхозработника им вполне по силам. Люди с синдромом Дауна хорошо справляются с такими видами работы, они ответственны и старательны.
Однако способности людей с СД не ограничиваются механической работой. Среди них немало художников и скульпторов (Реймонд Ху, Джудит Скотт, Майкл Джонсон), актеров (Бобби Бредлоу, Крис Берк, Сергей Макаров, Мария Нефедова), музыкантов (Мигель Томазен, Сюджит Десаи). Недавно весь мир облетела новость о присуждении испанцу Пабло Пинеде, сыгравшему главную роль в фильме «Я тоже», престижной кинопремии. Вот что говорит художница по цветному стеклу Аня Суза: «Мне себя не жалко, и я не хочу, чтобы кто-то относился ко мне с жалостью. Я получаю удовольствие от жизни, так что меня незачем жалеть. Хотела бы я, чтобы те врачи, кто предсказывал мое будущее, посмотрели, чего я достигла».
Русская девочка с синдромом Дауна написала стихотворение, которое завершается строчками: «У собаки есть душа, // А у человека? Вот вопрос». Призадумаешься.
Врач имеет право рекомендовать пренатальную диагностику по желанию пациента, но недопустимо искажение фактов о диагнозе, лишение семьи права выбора. Было бы неплохо, если бы медики, прежде чем брать на себя ответственность, действительно пообщались с семьями, в которых растут дети с синдромом Дауна (многие даже не догадываются, что их жизнь расписывается как «постоянный кошмар»).
Или хотя бы посмотрели в глаза малышу на фотографии, иллюстрирующей статью «Жестокие игры генов».

Ольга Лисенкова, автор сайта http://sunchildren.narod.ru