Судя по записям древнегреческого географа Эстрабона, вина эти были весьма неплохи и составляли существенную часть торговли жителей древней Испании с иноземными купцами.
А первая винная лавка (вернее, то, что от нее осталось) была обнаружена при раскопках города Помпеи. Глазам изумленных археологов предстала уцелевшая каменная плита, служившая вывеской: предмет, искусно высеченный на ней, лаконично и недвусмысленно говорил о предлагаемом товаре. Это был кувшин с вином.
Современные аналоги «альбумсов» (так в древней Греции назывались каменные и глиняные билборды) куда красочнее и зазывнее. Торговцы градусом пускают в ход всю свою фантазию, изощряясь в названиях и слоганах. В российской глубинке видел я уютный магазинчик под многообещающей вывеской, понятной абсолютно всякому постсоветскому человеку — «С похмела». Открыт, естественно, круглые сутки. То есть можно начать с вечера, а утречком здесь же поправить пошатнувшееся здоровье. И судя по сияющим витринам и хорошему настрою продавцов, заведение проблем с выручкой не испытывало.
Казахстанский покупатель уже давно привык к круглосуточной работе не только крупных супермаркетов, но и крошечных избушек с гордой надписью «Дукен». Обычно на окнах таких лавочек тоже пишут названия продуктов, и, как правило, сразу же за «Хлебо-булочные изделия» следует «Вино-водка». Инопланетянин, впервые прибывший на Землю и изучающий наши привычки, решил бы, что это и есть наиважнейшие продукты, необходимые для жизни человеческой. Это мнение, безусловно, укрепилось бы после визита и в более цивильный торговый центр, где широкие ряды с бутылками разнообразных марок, причудливых расцветок и форм, таинственно и заманчиво сверкая, теряются вдали. В любое время дня и ночи, в любом месте любого населенного пункта нашей страны, по любой приемлемой для него цене гражданин может прикупить пиво, вино, водку, бренди, текилу, коньяк, шампанское, ликер и т.д., и т.п. Независимо от крепости и количества емкостей. Хорошо это или плохо?
Если в стране нет сухого закона, спиртное производится и ввозится из-за рубежа, следовательно, оно реализуется открыто и легально, в доступной гражданам форме. Но как именно реализуется? Попытки регламентировать данный процесс в мире предпринимались неоднократно.
В СССР были талоны на водку, продажа ее с 14 часов, одна бутылка «в одни руки»… Были и вырубленные виноградники, и «трезвые» свадьбы, и принудительное лечение алкоголиков в ЛТП.
Все начинания, связанные с оздоровлением образа жизни населения путем насильственного сокращения норм выпивки, всегда шли сверху. Никто никогда не спрашивал собственно население, что оно думает о торговле спиртным.
В суверенное время, возможно, какие-то опросы на эту тему и проводились, но результаты их не стали достоянием общественности и известны лишь специалистам.
Потому особенно интересна тема голосования, на нашем сайте.
Как же все-таки, по мнению граждан, должен продаваться алкоголь? Потрясающе, но 18 процентов наших респондентов считают, что его продажу необходимо запретить ВООБЩЕ!
И это говорит о том, что часть нашего социума изрядно устала от пьющих мужей и жен, от малолетних алкоголиков, от детей, брошенных пьяницами-взрослыми, от преступлений, совершенных в состоянии опьянения — словом, от всего негатива, корень которого видится в бутылке.
Запрет — мера, конечно, крайняя и, как показывает практика, малоэффективная. Тот, кто хочет выпить, найдет способ это сделать. Мой собственный брат, инженер-электронщик, в период горбачевской борьбы за трезвость построил чудесный самогонный аппарат усовершенствованной конструкции. Народ попроще утолял жажду одеколоном и политурой. В России волна отравлений суррогатами алкоголя недавно породила идею специального производства водки для любителей зеленого змия. В одном из регионов решено провести эксперимент по продаже поллитровок за 20 рублей. Именно эту сумму эксперты считают оптимальной для того, чтобы заставить пьяниц вернуться от стеклоочистительной жидкости к нормальному продукту. Но для покупки такой дешевой водки (норма — пять бутылок в месяц) необходимо предъявить справку из наркодиспансера с диагнозом «алкоголизм». Идея вызвала небывало бурную дискуссию в обществе, и пока неизвестно, состоится ли этот оригинальный эксперимент и чем он может закончиться.
Вообще любые попытки как-то повлиять на огромную стихию, именуемую продажей вино-водочных изделий, всегда и везде вызывали ответную и весьма предсказуемую реакцию народа. Сухой закон? Немедленно расцвела контрабанда и подпольная торговля. Ограничения в количестве продаваемой жидкости? В больницы косяком пошли отравившиеся самопалом. И так далее.
В июне нынешнего года в Казахстане появился на свет проект закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции». Главная цель его — защита жизни и здоровья населения. Уберечь же его от зеленого змия, по замыслу разработчиков, можно двумя способами: искоренить торговлю опасными подделками и уменьшить диапазон доступа к выпивке. Сегодня алкоголь, не являясь продуктом первой необходимости, реализуется в более чем 40 тысячах магазинов, торговых домов и рынков, где продаются продукты питания, что создает «беспрепятственный доступ населения к алкоголю». То есть, по логике, следует немедленно данные препятствия создать!
Предполагается ограничить время продажи спиртного с 10 до 22 часов с установлением запрета по выходным дням. Поднять возрастную планку для имеющих право покупать алкоголь с 18 до 21 года, причем разрешить в магазинах требовать с граждан документ, удостоверяющий возраст. За ограничение по времени высказались и многие посетители нашего сайта, причем 10 процентов респондентов хотели бы видеть продажу алкоголя до 23 часов, причем в любых магазинах.
Эти же временные рамки считают необходимыми еще 30 процентов участников опроса — но уже с условием продажи горячительного в специальных магазинах. В законопроекте предлагается дифференцировать ряд требований к точкам розничной торговли в зависимости от того, в каком населенном пункте они находятся.
Например, продавать спиртное в столице, городе республиканского, областного значения разрешат только при наличии торгового зала не менее 100 кв. м, в городах районного значения и поселках — не менее 50 кв. м. Скептики усматривают в этом пункте большой простор для новой линии взяток и расцвета мелкой коррупции. Если проект будет утвержден парламентом, то спиртное должно исчезнуть из смешанных продовольственных отделов, сконцентрировавшись в специализированных. Как выкрутятся маленькие лавчонки — непонятно.
Кроме того, границы земельного участка стационарного помещения, где производится торговля спиртным, должны быть расположены на расстоянии не менее 150 м до границ земельных участков детских учреждений и учебных заведений. Не совсем понятно, откуда взята именно эта цифра. Детям малым алкоголь пока без надобности, а студент, к примеру, и 151 метр пройдет, если ему очень уж пива захочется. Наверное, примерно так же рассуждали те респонденты (20 процентов), которые выбрали вариант ответа — в любых магазинах круглосуточно.
Недалеко от них ушли те, кто предлагает продавать алкоголь круглосуточно, но все же в специальных магазинах — 22 процента.
«Я пью двадцать пять лет и бросать не собираюсь!» — заявлял сизоносый персонаж во французском фильме «Невезучие»… Своими глазами я видел в Москве мужичка с таким же цветом — но уже всего — лица, а на лохмотьях красовался рукописный плакат: «Подайте на бухло!».
Видел красиво одетых, на ногах не стоявших финнов, приезжающих в Питер набухаться в уик-энд, поскольку на родине выпивка очень дорогая.
Видел алматинского мальчика, до полусмерти избитого пьяной родительницей за то, что взял кусок хлеба со стола…
Господи, чего я только не видел, осененного знаком градуса. Страшное, грязное, истеричное, трагичное, уродливое, самоубийственное, подлое, невозможное для трезвого понимания — следствия пьянства.
Я — не херувим, всякое бывало в моей контрастной жизни. И, прожив уже, в общем-то, немало, я глубоко убежден: никакими запретами, никакими лимитами, метрами и литрами по разнарядке проблемы не решить. Как пить, сколько, когда, какие напитки употреблять и где их покупать — пусть каждый взрослый вменяемый гражданин решает сам.
А вот государство должно позаботиться о том, чтобы сами граждане, и, соответственно, их решения были как можно адекватнее…