Терпеливое ожидание населения перемен к лучшему постепенно иссякает. И если ранее государственные органы власти, ссылаясь на нестабильные в социально-политическом плане соседние страны (война в Таджикистане, деятельность Талибана в Афганистане), призывали народ набраться терпения и переждать сложившийся низкий уровень жизни населения, рост безработицы, коррупцию во власти и т.д., апеллируя существующими угрозами, то сегодня ситуация в корне изменилась.
Гражданская война в Таджикистане закончилась, талибы в Афганистане уже не представляют большой опасности для Центральной Азии, в то же время социально-экономическая ситуация в Кыргызстане не только не улучшается, но постоянно ухудшается.
Это, в свою очередь, породило активизацию деятельности многих объединений, действующих как в рамках правового поля, так и стоящих вне закона.
В результате, на сегодня наиболее активными игроками в кыргызском обществе являются три группы:
— политические партии;
— религиозные организации;
— преступные сообщества.
Существуют общие черты, которые присущи всем трем группам:
— привлечение на свою сторону последователей своих идей (через идеологию, финансовую заинтересованность, перспективы);
— освоение «новых горизонтов», то есть завоевание и расширение своих зон влияния;
— обеспечение гарантированной неприкосновенности в своих действиях (на своей территории).
Вместе с тем все три группы решают разные задачи.
Так, если первые (партии) во главу угла ставили цель — завоевание Политического Олимпа, то религиозные организации в своих действиях преследуют «призыв» в собственные ряды как можно большего количества последователей. А преступные организации — гонятся за получением наживы в короткий промежуток времени, при этом пути обнаружения и выколачивания финансовой подпитки, как правило, не играют решающей роли.
Как оппозиционные партии, так и многие религиозные организации в своих выступлениях и действиях по привлечению единомышленников зачастую оперировали одними и теми же фактами:
уменьшение со стороны существующей власти контроля над ситуацией в целом по Республике, и как следствие этого падение авторитета;
рост коррупции среди чиновников среднего и высшего уровня;
с завершением антитеррористической акции в Афганистане экстремизм в регионе в целом и в Республике в частности не сократился;
приток наркотиков, а, следовательно, наркозависимых и наркокурьеров возрос;
объемы поставок оружия в Республику возрос, население стало вооружаться, не доверяя свою безопасность существующей власти.
Единая база, на которую опираются в своих программах и действиях представители политических партий и религиозных организаций рано или поздно должна была сблизить позиции этих двух сегментов кыргызского общества, и процесс начал набирать обороты.
Кроме этого, в связи с ослаблением власти в регионах, в республике стал наблюдаться ренессанс незаконных вооруженных формирований, а именно стал отмечаться рост преступных группировок.
При этом все три группы, какими бы полярными они не были, во главу угла ставят привлечение в свои ряды новых членов.
И если политические партии и преступные сообщества находятся на довольно большой дистанции друг от друга, то религиозные организации стоят в центре — между общественно-политическими объединениями и незаконными бандформированиями.
При этом последователи, которые стали изучать догматы той или иной религии, могли встать на путь либо открытого противостояния с существующей властью, либо — на преступный путь обогащения. В то же время религиозные организации своей активной деятельностью на всей территории Кыргызстана заручились поддержкой у населения, на регулярной основе пополняя свои ряды безработными, служащими бюджетных организаций, и людьми, которые были ущемлены со стороны государственных органов власти.
На сегодня практически вся территория Кыргызстана разделена на зоны влияния различных религиозных объединений. Несмотря на то, что кыргызы являются в основном сунитами ханафитского мазхаба, другие религиозные учения также получили поддержку у местного населения Республики.
По данным госкомиссии по делам религий КР, 80% населения являются приверженцами ислама.
Больше половины из них составляют кыргызы, 15% — узбеки, остальные — уйгуры, казахи, дунгане, татары, башкиры, турки, чеченцы и т.д.
Далее, 16% верующих граждан Кыргызстана составляют православные, 4% приходится на представителей других конфессий.
Кроме того, законодательство, которое среди стран СНГ принято считать наиболее либеральным, сделало Кыргызстан открытым государством, на территории которого могли начать свою миссионерскую деятельность разнообразные религиозные объединения.
Так, в Конституции Кыргызской Республики либеральные основы организации общества нашли свое отображение в словах: «Каждому гарантируется свобода совести, вероисповедания, религиозной или атеистической деятельности. Каждый вправе свободно исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выбирать, иметь и распространять религиозные либо атеистические убеждения. Религия и все культы отделены от государства».
В соответствии с указом Президента Кыргызстана «О мерах по реализации прав граждан Кыргызской Республики на свободу совести и вероисповеданий», а также Законом о религии от 1991 года (в редакции 1997г.) стала осуществляться деятельность религиозных организаций на территории Республики.
Как следствие этого только за три года (1995-98гг.) число официально зарегистрированных иностранных миссионеров составило порядка девятисот человек.
Причем, количество нелегально прибывших в республику миссионеров может в разы превосходить официальную статистику. Здесь нужно принять во внимание, что в Кыргызстан приезжали представители тех религиозных объединений, которые в других странах были запрещены.
При этом стал отмечаться региональный раскол по религиозному признаку. Так север стал иметь тенденцию к христианским религиозным объединениям, а юг — к мусульманским.
Что касается ислама в Кыргызстане, то если в 1991 г. в республике насчитывалось лишь 39 мечетей, то в 2001 году их число составило 1395.
В 2005 году по данным Госкомиссии по делам Религии Кыргызской Республики, на территории Кыргызстана действовали уже свыше 2500 мечетей. По данным муфтията республики, их около 3000.
Согласно Указу Президента Кыргызской Республики «О мерах по реализации прав граждан на свободу совести и вероисповедания» в конце 2003 года была проведена учетная регистрация 279 религиозных объектов христианского направления, в том числе: 44 храма и прихода Русской православной церкви, включая женский монастырь, три общины католиков; 235 религиозных объектов протестантского направления, в том числе: 21 миссия зарубежных конфессий, 12 учебных заведений, семь центров, фондов и объединений; две иудейские общины; одна буддистская община; 12 общин бахаи.
Вместе с тем стоит отметить, что процесс, когда помимо традиционных основных (мусульманской и православной общин) стали появляться различного рода протестанские и другие церкви, постепенно набирает обороты.
Так, по некоторым данным численность перешедших в протестантизм кыргызов превысила 15 тыс. человек. Наиболее активно действуют на сегодня евангельские христиане-баптисты и Свидетели Иеговы. Немного уступают им миссионеры, пропагандирующие учение Бахаи.
При этом в республике отмечается активизация деятельности представителей различных миссий, среди которых можно выделить:
— «Белое братство»;
— Центр Дианетики;
— Универсальная церковь;
— Церковь Иисуса Христа Святых последних дней;
— «Фалуньгун» (колесо священного закона);
— Общество Сознания Кришны;
— Церковь Объединения Сан Мен Муна.
Особое место занимают религиозные объединения, работающие на стыке религии и политики. Так, наиболее активными в республике считаются религиозно-политические движения «Акрамия» и «Хизб ан-Нусра».
Эти организации в основном имеют три отличительные черты:
— основное финансирование из-за рубежа;
— получение денежных средств от своих последователей, приверженцев по республике;
— размещение штаб-квартиры (центра) за пределами Кыргызстана.
Первый и основной из всех вышеуказанных факторов сказывается на привлечении в свои ряды новых последователей, так как уровень безработицы в республике довольно высок, а число социально незащищенных граждан в Кыргызстане растет изо дня в день.
Вместе с тем функционирование на одной территории (имеется в виду Кыргызстан) такого большого количества религиозных объединений, рано или поздно должно повлечь за собой так называемый «конфликт интересов», в основе которого лежит борьба за зону влияния со всеми вытекающими, а именно, за прихожан, за влияние, за финансы, которые приносят той или иной организации новые последователи и т.д.
И подобные конфликты уже можно было наблюдать в ряде регионов Кыргызстана. За последнее время факты возникновения конфликтных ситуаций наблюдались в Сузакском районе Джалал-Абадской области, с. Ак-Тюз Кеминского района Чуйской области, с. Таш-Дёбё Аламединского района и др.
Вполне вероятно, что конфликты в данной области будут иметь место в дальнейшем. Принимая во внимание ослабление позиций органов государственной власти в региональном масштабе, в среднесрочной перспективе можно прогнозировать появление очагов напряженности в южной части республики и ее центре.
Вместе с тем, учитывая активность религиозных объединений, которые уже закрепили свои позиции на севере, можно ожидать в ближайшее время перенос их деятельности на южное направление.
Кроме того, возможны конфликты и между гражданами республики в результате набирающего популярность перехода населения из одной религии в другую (так называемый процесс прозелитизма).
Как следствие этого уже в ближайшее время на территории Кыргызстана могут возникнуть очаги напряженности как между представителями различных религиозных учений (конкуренция на уровне миссионеров), так и конфликты с вовлечением рядовых граждан республики.
Принимая во внимание милитаризованность региона, можно с большой долей вероятности предположить о трансформации латентных конфликтов в открытое противостояние с использованием всех доступных на сегодня боевых и технических средств.