О мертвой рыбе, разделе владений и иных проблемах Большого Тарангула - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
+9 °C
Алматы
2024 Год
26 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
О мертвой рыбе, разделе владений и иных проблемах Большого Тарангула

О мертвой рыбе, разделе владений и иных проблемах Большого Тарангула

Нешуточные страсти разгорелись на берегах самого большого озера Северо-Казахстанской области - Большого Тарангула.

  • 4 Октября 2006
  • 5455
Фото - Caravan.kz

Еще весной 2006 года жители села Корнеевка забили тревогу по поводу вывоза на лед озера …навоза. Разговора «по душам» с нынешним арендатором озера не получалось.
Тогда корнеевцы решили искать правду в органах, отвечающих за сохранность природных ресурсов области. Но разве могли они тогда знать, что борьба эта окажется такой затяжной и очень сложной и с какими проблемами им придется столкнуться в будущем?
Северо-Казахстанскую область называют краем белых берез и голубых озер. Леса, где всегда немало грибов и ягод, озера, как будто специально созданные для рыбалки, всегда были излюбленными местами отдыха петропавловцев и жителей области.
Но в последние годы посидеть с удочкой или поблеснить от души стало возможным далеко не на всех водоемах области. Почему? Ответ прост — большинство озер перешли в частную собственность.
Одно из них — Большой Тарангул в Есильском районе. Нынешний арендатор запретил какую-либо ловлю рыбы на принадлежащем ему водоеме. Не допускается даже рыбалка на самую обыкновенную удочку. Появление на водной глади какого-либо плавсредства — так же недопустимо. Непонятно, чем мотивируются такие действия?
Наверное, господин Чекунов опасается, что рыбаки-любители выловят всю рыбу? Хотя, хозяин-барин. Но хозяином надо быть таким, чтобы никому от этого не было плохо. В случае с Большим Тарангулом дела обстоят иначе.
За последние несколько лет озеро несколько раз меняло хозяев. Каждый из них как мог заботился о своей собственности. Предыдущий арендатор озера, Владимир Блинов всерьез занялся развитием рыбоводства на берегах Есильской жемчужины.
Построил необходимые коммуникации, занялся наладкой работы специальных цехов по разведению, переработке и хранению рыбы. У многих корнеевцев появился реальный шанс иметь стабильный заработок у предпринимателя принимавшего желающих работать в его хозяйстве и охотно скупавшего излишки рыбы у рыбаков.
Но времена меняются. Неожиданно для всех, в том числе, самого Владимира Блинова, сменился хозяин озера. Господин Чекунов, получивший во временное владение огромное озеро, решил сходу взять быка за рога. Его желание обеспечить кормом рыбу водоема можно назвать похвальным. Но случилось так, что человек, взявшийся за это, оказался не совсем компетентным в вопросах ведения рыбного хозяйства.
Казалось бы, делал все как положено, по науке. Собрал навоз на местных подворьях и вывез его на лед озера Большой Тарангул. Вроде бы все по — правилам. Ан нет! Оказалось, что органическое удобрение без биолого-экономического обследования и не подверглось специальной обработке, дабы не заразить водоем различными опасными микроорганизмами.
А еще такой вид применения навоза в рыбоводстве для повышения кормовой базы водоема, согласно умным книгам, производится лишь в искусственных закрытых водоемах. Что в данном случае не соответствует действительности.
А если верить книге «Озерное товарное рыбоводство» Леонида Рыжкова:«… зимой и даже в глубоких участках озера летом при сильном окислении могут возникать заморные явления, что нередко встречается в мелководных озерах Западной Сибири и Северного Казахстана». К сожалению, Большой Тарангул уже можно отнести к такому виду озер. По свидетельству жителей прибрежных сел, самое глубокое место в озере сейчас едва ли превышает три метра.
Что же было потом? Лед стал таять, навоз ушел на дно. И тут опять появляется настырное «но». Еще зимой, новоиспеченный арендатор, опять же в благих целях, решил избавиться от камыша растущего на озере. Было произведено так называемое кошение, которое по всем правилам ни в коем случае не должно производиться в зимнее время, так как в результате оказывается поврежденной поплавковая часть растения и камыш просто напросто, затонул.
В результате на дне озера происходит самая обычная химическая реакция Н2О + SО2 (сероводород, возникающий в процессе гниения), дающая в результате самую настоящую серную кислоту. Как вы думаете, что произошло дальше?
А вот что. Весной 2006 года в областных средствах массовой информации появились материалы о том, что Большой Тарангул терпит бедствие. Тревогу забили жители села Корнеевка, расположенного на берегу озера. Однажды утром сельчане увидели страшную картину. Вода вынесла на сушу большое количество погибшей рыбы. Массовым его компетентные органы не назвали, но без причины подобного не случается. Знатоки рыбного дела в один голос утверждают, что на берег выбрасывается лишь малая доля погибшей рыбы, так как большинство ее тонет сразу после того, как начинает разлагаться воздушный пузырь рыбы (а это процесс довольно скоротечный).
Но наблюдается и еще одно явление — гибнут мидии. Огромное количество раскрытых раковин прибиты волнами к берегу. Почему такое случилось? Арендатор объяснять происходящее отказался.
Усугублять ситуацию не стали. Корнеевцы создали инициативную группу и обратились за помощью к сотрудникам Департамента Госсанэпиднадзора, прокуратуры и областных СМИ. Реакция была незамедлительной. Создали комиссию, в состав которой вошли специалисты областного территориального управления охраны окружающей среды, районного управления ГСЭН и областной экологической инспекции. И работа закипела. Только вот причина так и не была найдена. Несмотря на повторяющиеся заморы рыбы, отчеты об анализах воды озера были просто замечательные. А рыба гибла.
— Нынешний арендатор запретил нашим сельчанам заниматься ловом рыбы на озере, объяснив это отсутствием таковой. А ведь многие за счет него только и жили. Но мы ведь знаем, что в течение нескольких лет предыдущий арендатор неоднократно производил массовое зарыбление озера мальком разных пород рыб.
Кстати, делали мы это всем миром. Блинов всегда приглашал жителей наших сел для работы на Тарангуле. А теперь вдруг выясняется: рыбы нет. Де еще завез на озеро Большой Тарангул навоз, собранный в дворовых хозяйствах в соседнем селе Стрельниковке, — говорит активист Татьяна Коннова, — неизвестно, что могло попасть с ним в воды озера. Наши люди видели на поверхности воды тушки мертвых крыс, кошек, ампулы от ветеринарных лекарственных препаратов.
Представляете, сколько всего было завезено в озеро? Наша жизнь и здоровье зависит от здоровья нашего озера. Мы просто не могли смотреть на то, как оно гибнет, и обратились в соответствующие инстанции за помощью.
Разглядеть истину в мутной воде огромного озера, оказалось делом непростым. На защиту Большого Тарангула встали практически все жители сел, расположенных на его берегах. Началось полномасштабное расследование.
Начинание поддержали все, кому не безразлична судьба озера и родного края. В работу включились религиозные деятели района, предприниматели, школьники, ветераны ВОВ.
В течение почти четырех месяцев были проведены десятки проверок, замеров и проб воды. Инициативная группа сельчан, возглавляемая Татьяной Конновой, следила за всем происходящим и вела свое расследование. Но майские пробы и многие последующие, взятые и отправленные на исследование в санитарно-гигиеническую и бактериологическую лаборатории районного центра, не дали подтверждения наличия в водах озера патогенной флоры. Казалось бы, на этом все и закончится. Да не тут-то было… Совсем скоро случился очередной выброс рыбы. Количество ее превысило число погибшей рыбы в предыдущий раз.
Жители Корнеевки, вооружившись фотоаппаратами, направились на берег озера и зафиксировали случившееся. Теперь жалобы и заявления были отправлены уже не только в областные, но и в республиканские инстанции. Опять начались проверки. Но на заявления Татьяны Конновой приходили ответы, в которых говорилось об отсутствии опасности вод местного озера для жителей Корнеевки и других близлежащих сел.
А судя по ответу прокурора Есильского района С.Теликова, следует, что рыба просто погибла от голода. Но этим заявлением господин Теликов опровергает заявление С.Чекунова, о том, что рыба в водоеме отсутствует! Голодная смерть обычно случается от нехватки корма и, как правило, при большом скоплении «желающих покушать».
Значит рыба в озере все таки есть: «Рыба сильно истощена. У большинства рыб кишечный тракт пуст, у некоторых экземпляров кишечник содержит небольшое количество корма грязно-зеленого цвет. Органы внутренней полости в состоянии атрофии, что указывает на их длительное голодание» (прошу прощения за сильное сокращение текста заявления — прим. авт).
По сему следовало, что рыба и вода озера не опасны. Но уже через несколько дней, (как пел один из героев, еще перестроечной рекламы) «случилось страшное».
В одной из июньских проб (акт экспертизы от 26 июня 2006 года 174) по заключению областной ветбаклаборатории были обнаружены яйца возбудителей аскаридоза свиней, токсакороза собак, кошек, пушного зверя и еще несколько пугающих названий. Но столь неприятный диагноз, поставленной воде озера, как оказалось, вовсе не страшен, так как следуя умнейшим научным данным, все эти возбудители паразитарных болезней довольно мирно ведут себя в окружающей среде и только иногда активизируются в отношении определенных живых организмов при определенных условиях.
Наверное, именно такие условия и способствовали мору тарангульской рыбы.
После долгой борьбы корнеевцы все же добились проведения министерской проверки. Тогда по приказу председателя Комитета рыбного хозяйства Министерства рыбного хозяйства РК от 11 июля 2006 года была создана компетентная комиссия, в которую вошли специалисты вышеуказанного комитета, Северного филиала РГП «Научно-производственный центр рыбного хозяйства».
По ее заключению было признано, что на Большом Тарангуле ИП «Чекунов С.А.» проводило повышение кормкости вышеозначенного водоема, а вернее сказать, вывоз навоза с домашних подворий на озеро без биолого-экономического обследования, без согласования с территориальным управлением уполномоченного органа в области рыбного хозяйства. А, следовательно, были нарушены нормы ряда нормативных актов, условий договора на ведение рыбного хозяйства.
Это, в свою очередь, вызвало необходимость принять серьезные меры в отношении арендатора. Северо-Казахстанскому областному территориальному управлению было поручено на основании действующего законодательства «принять меры административного воздействия в отношении ИП, выдать предписание о недопустимости самовольного вывоза органических удобрений без экспертного заключения и обоснования научных организаций и согласования с территориальным органом в области рыбного хозяйства» (выдержка из ответа председателя Комитета рыбного хозяйства МСХ РК К. Сулейменова).
И снова не обошлось без казуса. В момент забора проб вышеуказанной комиссией, они делались и сотрудниками областных контролирующих органов. И как ни странно, вода, взятая в одном и том же месте республиканскими и областными экспертами, дала … разные результаты.
Отчет местных гласил, что водица в полном порядке, а вот астанинцы утверждали совершенно обратное. Интересно, как так могло случится? По версии местных специалистов, столичные не обложили бутылочки с пробами воды Большого Тарангула льдом (!), что и изменило результаты исследований.
В таком случае, любой из нас может усомниться в компетентности столичных специалистов. Интересно было бы узнать и их точку зрения по этому поводу…
А тем временем на очередное письмо Татьяны Конновой в Комитет Природоохранного контроля Министерства охраны окружающей среды РК пришел ответ в котором сказано (дается в сокращении): «Согласно статье 16 Закона Республики Казахстан от 15 июля 1997 года 160-1 «Об охране окружающей среды» право размещения отходов производства потребления с указанием конкретных сроков и объемов (лимитов), условий природопользования и применяемой технологии осуществляется на основании разрешения на природопользование, выдаваемого природопользователю уполномоченным органом в области охраны окружающей среды. Кроме того, согласно ст.188 Гражданского кодекса Республики Казахстан, собственник озера Большой Тарангул обязан принимать меры по охране окружающей среды и несет ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Госконтроль за охраной окружающей среды на территории СКО возложен на областное территориальное управление охраны окружающей среды, главного государственного инспектора Омарова К.К.
Н.Сулейменов, председатель Комитета природоохранного контроля, 19 июля 2006 года»
.
И по сей день идет бумажное сражение защитников Большого Тарангула с организациями, которые должны, как нам казалось, быть заинтересованными в сохранности озера.
Активисты предоставили нам толстенную папку с большим количеством документов, актов и ответов инстанций, куда те обращались в течение нескольких пмесяцев. Последний документ, полученный Татьяной Конновой датируется 22 сентября 2006 года. Прислано оно Департаментом по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция) по Северо-Казахстанской области. В нем говорится, что «заявление на неправомерные действия арендаторов озера Большой Тарангул Чекунова С. и Мордамшина И., а так же в отношении должностных лиц СКО ТУ рыбного хозяйства, СКО ТУ охраны окружающей среды и ДГСЭН по СКО по факту непринятия в отношении вышеуказанных лиц мер административного воздействия. В ходе проведения проверки установлено, что СКО ТУ рыбного хозяйства в отношении Чекунова С. и Мордамшина И. составлен административный материал по признакам правонарушения, предусмотренного статьей 229 КоАП РК, с наложением штрафа в размере 100 МРП, который направлен для принудительного взыскания в суд Г.Петропавловска. По результатам доследственной проверки принято процессуальное решение об отказе в возбуждении уголовного дела в порядке ст.37 ч.1 п.2 УПК РК, в связи с отсутствием в действиях должностных лиц состава преступления. Вр.И.О. начальника М.Султанбеков». Из чего следует, что конца края не видно начатому корнеевцами делу.
Рыба гибнет, озеро мелеет, страсти разгораются. Данный конфликт за глаза называют войной арендаторов. Только вот интересно, кто окажется сильнее? Народ, живущий на берегу озера и ратующий за спасение озера, или новый владелец местной жемчужины, не скрывающий наличия всемогущих покровителей?
Кажется, что можно было бы прийти к единому мнению по вопросу спасения крупнейшего озера области. И в этом, казалось бы, должны быть заинтересованы все, и жители сел, и новый арендатор озера. Только вот все пока застыло в мертвой точке.
Во время подготовки материала произошел очередной выброс рыбы. Берега и по сей день не очищены владельцем озера от всплывшего гниющего камыша и погибшей рыбы. Господин Чекунов спокойно ведет лов рыбы. По словам корнеевцев, жителей сел Стрельниковка и Советское, происходит это в основном по ночам. Огромные карпы глушатся запрещенными электрошоками, ставятся сети. Но доказать это практически невозможно. Так как арендатор озера, мягко говоря, не идет на контакт. И часто, по свидетельствам очевидцев, не скромничает в высказываниях, любит припугнуть народ, поднявшийся на борьбу за спасение озера. Что подтвердилось во время нашего визита в «горячую точку» конфликта. Многие, с кем довелось беседовать, из-за боязни потерять работу просили не указывать в материале их имена и фамилии. Только по этому факту можно судить о серьезности происходящего на берегах Большого Тарангула.
Лишь ветераны ВОВ открыто высказывали свое мнение по поводу происходящего, потому что у них нельзя отнять пенсию.
Похоже, что вместе с погибшей рыбой на поверхность озера всплыли проблемы и посерьезнее.
Но все же активисты не собираются отказываться от начатого дела. Совсем недавно на последнем сходе жителей села было принято решение совместными усилиями сохранить Большой Тарангул (Но и здесь без скандала не обошлось. Существуют документы доказывающие подделку решения схода в пользу арендатора озера).
Что еще ждет участников этого конфликта, даже представить сложно. Но люди надеются на лучшее. В комитет водных ресурсов Казахстана уже направлено письмо с просьбой в решении проблемы подпитки озера из других источников.
Остается только ждать. Но когда за дело берутся всем миром, результат обычно бывает позитивным.
Будем надеяться, что и Большой Тарангул вернется к нормальной жизни. Рыба не будет выбрасываться на берег от голода, а местные жители, как и раньше, смогут просто, по старинке посидеть на берегу с удочкой в руках, любуясь красотами здорового во всех смыслах озера Большой Тарангул…