Бюджет счастливого завтра - Караван
  • $ 480.5
  • 534.22
+17 °C
Алматы
2024 Год
23 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Бюджет счастливого завтра

Бюджет счастливого завтра

Важнейшим признаком того, что золотое лето кончилось, а для всей страны и каждого казахстанца в отдельности наступило время перехода от отдыха к работе, ежегодно становится ритуальное действо под названием "принятие бюджета".

  • 14 Сентября 2006
  • 1194
Фото - Caravan.kz

Ритуальным его можно назвать потому, что в благословенные времена экономического и финансового изобилия, каковые сейчас переживает Казахстан, принятие главного финансового документа страны не носит на себе отпечатка драматичных коллизий, когда приходится решать проблему «тришкиного кафтана»: если в одном месте убрать — рукава будут коротки, оставить — спина мерзнет…
Сегодня в стране денег много. Поэтому и правительство, и парламент имеют возможность приходить к согласию в этом вопросе без особых конфликтов: сытый ведь только голодного не разумеет, а со своим вполне обеспеченным «коллегой» всегда найдет общий язык.
Бюджет 2007 года, который на днях на заседании нижней палаты парламента представил вице-премьер и Министр экономики и бюджетного планирования Карим Масимов, носит подчеркнуто социальный характер. Это и неудивительно: какой бюджет у нас не социальный?
Однако в данном случае перейдена некая «психологическая планка»: впервые расходная часть бюджета превысит 2 триллиона тенге, точнее — составит 2 триллиона 115 миллиардов. Это позволит, как подчеркнул К. Масимов, увеличить расходы на «социалку», включая образование, здравоохранение, культуру, социальные выплаты и другие статьи расходов до рекордной суммы в 728, 5 миллиардов тенге.
В общем объеме бюджета социальные расходы превысят 34 процента, а превышение над прошлым годом по ним составит 111 миллиардов тенге.
Размер средней пенсии должен к концу года подрасти до 10236 тенге, или на 8 процентов, социальные пособия — на 11,5 процента. Все это станет возможным с последовательным ростом доходов: увеличение доходной части бюджета предусматривается в 2007 году на 418 миллиардов тенге, что более чем на 27 процентов больше, чем в нынешнем году. Общий объем доходов превысит 1 триллион 929 миллиардов 200 миллионов тенге.
Расходная часть, наряду с обычными статьями, будет включать в себя и значительные средства Национального фонда, которые в основном намечено тратить на инфраструктурные проекты и важнейшие программы развития в размере 650 миллиардов тенге. Экспорт, прежде всего сырья и углеводородов, превысит 32,9 млрд. долларов в год, импорт — 25,6 млрд. долларов.
Сегодня правительство готово обратить внимание на село и агропромышленный комплекс, которые остаются до сих пор зоной серьезных экономических проблем.
На различные программы подъема села и развитие сельского производства будет в 2007 году потрачено 98,5 миллиарда тенге, причем почти 7,3 миллиарда составят прямые трансферты местным бюджетам.
Думается, по этому вопросу будут различные, порой острые мнения, как депутатов парламента, так и представителей правительства: сельские территории, по мнению многих, нуждаются в куда большей финансовой помощи. И, хотя средства на эти цели увеличиваются за год почти на 45 процентов, или на 3 миллиарда тенге, многие депутаты уже сейчас считают их недостаточными и требуют их увеличения.
На недавнем заседании Кабмина особо оговаривался вопрос обеспечения населения села чистой питьевой водой, причем правительство намерено окончательно решить эту проблему. Для этого под программу питьевого водоснабжения планируется потратить 12,6 миллиарда тенге, что тоже является рекордной цифрой за последние годы.
Значительные расходы предусмотрены на здравоохранение — 91,2 миллиарда тенге, что почти на 10 миллиардов выше уровня этого года.
Большая часть этих средств будет направлена на укрепление материальной базы объектов здравоохранения, улучшение системы профилактики болезней, строительство новых медицинских учреждений.
Особой статьей бюджета идут расходы на программу индустриально-инновационного развития. Для нее выделяется 87,2 миллиарда тенге, которые пойдут на увеличение уставного капитала Фонда устойчивого развития «Казына», создание свободной экономической зоны «Онтустiк», на развитие Национального центра биотехнологий, парка нуклеарных технологий в Курчатове и индустриального парка в Темиртау. Намечено также более активно развивать приграничное сотрудничество с Китаем, для чего будет создаваться Международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос».
Дефицит бюджета в 2007 году не превысит 133 миллиарда тенге, что вполне приемлемо в нынешней экономической ситуации. Примечательно, что в следующем году правительство рассчитывает на значительный рост дивидендов от госпакетов акций национальных компаний — до 5,5 миллиарда тенге.
Все эти расчеты базируются на предположении, что индекс потребительских цен в стране составит не более 6-7 процентов, а мировая цена на нефть удержится в пределах 60-62 долларов за баррель. Однако здесь в расчеты могут вмешаться непредвиденные обстоятельства, которые сегодня предусмотреть никто не может. Например, цена на нефть уже внезапно снизилась в последние дни на 4 процента.
А в случае обострения международной обстановки, прежде всего с Ираном, она может стремительно вырасти, вплоть до уровня 100 долларов за баррель. Конечно, такой сценарий крайне нежелателен, но сегодня правительству и всем нам остается только ждать и надеяться, что ближневосточный кризис разрешится благополучно.
Однако принятие бюджета — это только первый шаг, не менее важно будет его точное исполнение. По опыту прошлых лет видно, что и в расходной, и в доходной части бюджета есть немало просчетов и упущений, которые приходится потом «корректировать», что называется, «на ходу».
Так, к примеру, только в ходе проверок налоговых органов и Счетного комитета за первое полугодие 2006 года в доходную часть бюджета было доначислено более 20 миллиардов тенге! Богато, все-таки, мы сегодня живем, если десятки миллиардов тенге можем находить, так сказать, «случайно»…
То же и по статье расходов: ежегодно миллиарды тенге бюджетных денег остаются неосвоенными. Поэтому неслучайно сегодня правительство озабочено вопросами бюджетной дисциплины, создания эффективных механизмов правильного использования государственных денег.
Вот почему, наверное, наряду с разработкой бюджета на 2007 год правительство оперативно представило в мажилис проект Закона «О государственных закупках».
О том, как плохо работал прежний закон, сколько бюрократических проволочек мешало процессу государственных закупок, много говорилось. Только за первое полугодие этого года были выявлены вопиющие нарушения. Экономический ущерб составил за шесть месяцев около 60 миллиардов тенге.
Новый законопроект предполагает переход на новые, современные методики госзакупок, при которых будут использованы самые передовые технологии. Например — создание единой системы ценового мониторинга на товары и услуги, электронной системы приема и рассмотрения заявок. Стоит напомнить, что сегодня у нас в стране более 23 тысяч организаций и предприятий осуществляют госзакупки, причем большая часть этих расходов идет на уровне местных органов.
Правительство озабочено также эффективным использованием средств на содержание госаппарата. Это даже стало предметом рассмотрения на его особом заседании. Ведь общеизвестно, что одним из главных критерием важности и эффективности своей работы во многих министерствах и ведомствах считается рост их собственного, «министерского» бюджета.
Премьер Д. Ахметов призвал чиновников к скромности, к росту расходов, «адекватных общему экономическому росту в стране». А такой адекватности сегодня явно нет.
Так, к примеру, рост ВВП за 6 последних месяцев составил 9,3 процента, а министерства и ведомства увеличили свои расходы почти на 30 процентов.
Такое несоответствие — отражение извечного стремления чиновников получить максимум возможностей в сфере финансирования как соответствующих программ, так и в отношении собственного содержания. Однако бездумное увеличение госаппарата управления ведет только к росту бюрократизма и созданию условий для коррупции. Окрепнет ли стремление премьера остановить этот процесс, или оно останется благим пожеланием, покажет время…
Кабмин хотел бы, чтобы Мажилис рассмотрел бюджет уже 8 ноября, а принял его в первом чтении в конце будущего месяца.
Судя по всему, дебаты по этому вопросу в парламента могут быть жаркими, однако вряд ли долгими.
У правительства, разработавшего бюджет, есть немалые внутренние «резервы», чтобы удовлетворять серьезные претензии мажилисменов, или, по крайней мере, находить с ними общий язык компромиссов.