Третья модель налогового режима - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-5 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Третья модель налогового режима

Третья модель налогового режима

Обсуждаемый в парламенте республики проект бюджета на 2004 год предусматривает рост ВВП на 7% - до 4,877 трлн. тенге.

  • 14 Ноября 2003
  • 1585
Фото - Caravan.kz

Проект предполагает дефицит в размере 92,7 млрд. тенге, или 1,9% от ВВП, доходы — 858,5 млрд. тенге, или 17,6% ВВП и расходы — 951,2 млрд. тенге, или 19,5% ВВП.
Инфляция в 2004 году прогнозируется на уровне 5,4%, а среднегодовой курс национальной валюты к доллару США — 153,3/$1.
Выступивший на этой неделе перед депутатами сената вице-министр экономики и бюджетного планирования Бахыт Султанов отметил, что при формировании доходной части государственной казны разработчиками были учтены положения нового Налогового кодекса РК.
Проект республиканского бюджета на 2004 год рассчитан, исходя из прогноза мировой цены на нефть смеси Вгеnt на уровне $22 за баррель. При этом экспортная цена казахстанской нефти прогнозируется в следующем году на уровне $16,5 за баррель.
Не так давно глава государства объявил срочными «проекты изменений и дополнений Правительства в действующее законодательство по вопросам налогообложения».
В этой связи в парламент поступили разработанные правительством предложения по совершенствованию налоговой политики в виде проекта закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения».
А с 7 ноября в нижней палате началось рассмотрение этого документа. Предлагаемые правительством поправки в значительной степени касаются налогообложения в нефтегазовой сфере. На прошлой неделе предметом обсуждения стали 72 замечания от отдела законодательства аппарата мажилиса, а на этой планируется рассмотреть еще 252 парламентских предложения к данному законопроекту.
Дополнения и изменения в Налоговый кодекс, касающиеся операций с нефтью, по официальной информации, окончательно были определены еще 11 сентября, на заседании правительства.
Ранее предполагалось, что «новая модель налогообложения нефтяных месторождений в рамках вновь заключенных контрактов», будет подготовлена в виде проектов нормативных актов и «пакетом внесена в парламент к 17 сентября», и вступит в силу с 1 января 2004 года.
В пояснительной записке указывается, что проект закона разработан в соответствии с двумя распоряжениями премьер — министра: № 86-р от 14 мая 2003 года «О создании рабочей группы для выработки предложений по совершенствованию законодательства по налогообложению нефтяных операций и оценке влияния нефтяного сектора на развитие экономики в среднесрочном и долгосрочном периодах» и № 87-р от 15 мая 2003 года «О создании рабочей группы для выработки предложений по внесению изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)». Главная цель этой законотворческой деятельности была определена в совершенствовании «налогообложения нефтяных операции, методов амортизации фиксированных активов, отнесения на вычеты расходов на ремонт основных средств, налогообложения нерезидентов, вопросов налогового администрирования, а также в уточнении «отдельных положений Налогового кодекса».
О необходимости изменения налоговой политики в нефтедобывающей отрасли говорилось достаточно много на протяжении последних лет. Однако более конкретно и предметно это тема стала обсуждаться по мере приближения момента принятия госпрограммы по освоению каспийского шельфа, а после подписания соответствующего указа президента (№1095 от 16.05.03) работа по данным вопросам заметно активизировалась.
Буквально через две недели после своего назначения на пост премьер-министра, Даниал Ахметов, выступая на совместном заседании палат парламента, заявил, что является «сторонником увеличения налогового бремени на нефтегазовый сектор».
Определенным толчком к ускорению наметившегося процесса налоговой эволюции в нефтяной области послужил конфликт, возникший между казахстанской стороной и иностранными инвесторами ТШО во главе с ChevronTexaco, объявившей в конце прошлого года о приостановке проектов расширения добычи в связи с разногласиями с казахстанскими коллегами по вопросам финансирования.
Иностранные партнеры, как известно, предлагали финансировать проекты за счет прибыли СП, в то время как казахстанские власти, настаивали на привлечении внешних займов, поскольку в противном случае государство лишилось бы значительных налоговых поступлений. Итогом напряженных переговоров стало подписание 19 сентября соглашения между партнерами, в соответствии с которым будет произведена предоплата роялти в размере 600 млн. долларов в республиканский бюджет, что, в свою очередь, снизит отрицательное влияние ускоренной амортизации.
В целом, соглашение предусматривает поступление в госбюджет до конца 2005 года дополнительно более $1 млрд. — нетрудно подсчитать какую долю эта сумма будет иметь в доходной части бюджета страны.
По информации Рейтер, ссылающегося на свой источник, «близкий к переговорам», настойчивость казахстанской стороны принесла весьма ощутимые плоды: «только в этом году отчисления ТШО — крупнейшего казахстанского налогоплательщика в госбюджет практически удвоятся по сравнению с планом и превысят $1,1 миллиарда, или около четверти бюджета страны».
В Кодексе «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговом кодексе)», предусматривается выплата следующих главных видов налогов и платежей по контрактам на недропользование: это — налог на сверхприбыль, а также специальные платежи недропользователей, к числу которых относятся бонусы, роялти и доля Республики Казахстан по разделу продукции.
Кодекс определяет и модели налогового режима контрактов на недропользование. Исходя из основных видов контрактов, налогообложение разделяется на две модели. Первая модель предусматривает уплату всех видов налогов и других платежей, установленных Кодексом. Вторая — передачу недропользователем доли РК по разделу продукции, а также уплату всех видов налогов и платежей, кроме акциза на сырую нефть и другие полезные ископаемые, налога на сверхприбыль, земельного налога и налога на имущество.
В государственной программе по освоению Каспия подчеркивается необходимость внедрения новой (третьей) модели налогового режима для недропользователей при проведении нефтяных операций в КСКМ, которая «будет учитывать опыт других государств, осуществляющих деятельность по добыче на шельфе». Данная модель включает уплату недропользователем подписного бонуса, налога на добычу нефти, налога на сверхприбыль, а также всех видов налогов и других обязательных платежей, предусмотренных налоговым кодексом. В этот список не входят бонус коммерческого обнаружения, роялти и доля государства по разделу продукции.
Законопроект о «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения» впервые предусматривает введение налога на экспорт нефти. В пояснительной записке к нему говорится: «С целью получения государством дополнительного дохода от нефтяных операций и увеличения налоговой нагрузки на нефтегазовый сектор вносятся изменения в Налоговый кодекс в части налогообложения нефтяных операций, в частности, путем введения рентного налога на экспортируемую нефть».
Базой исчисления рентного налога на экспортируемую нефть предлагается рассматривать ее стоимость, исходя из фактически реализуемого на экспорт объема нефти и рыночной цены за вычетом расходов по реализации и качественных характеристик нефти. Рыночная же цена реализуемой сырой нефти, согласно проекту, складывается как «средневзвешенная цена превалирующих в отчетном периоде (ежедневно) цен продаж на рынке в отношении набора наиболее сходных сортов сырой нефти, реализуемой в международной торговле нефти».
Статья 304-4 проекта устанавливает ставки рентного налога на экспортируемую сырую нефть. Рентный налог варьируется от 1% при цене $19 за баррель нефти до 33% при цене $40 и выше за баррель.
По мнению разработчиков проекта, рентный налог на экспортируемую нефть призван обеспечить стабильный доход в бюджет государства, простоту налогового администрирования и решение проблемы трансфертного ценообразования.
С целью изъятия сверхдоходов недропользователей, авторами законопроекта предлагается усовершенствовать механизм исчисления налога на сверхприбыль. Считается, что это позволит значительно упростить порядок исчисления данного налога, кроме того, предлагаемый механизм исключает негативные стороны действующей модели, увязанной со сложным расчетом внутренней нормы прибыли.
Плательщиками рентного налога на экспорт, а также усовершенствованного налога на сврхприбыль должны стать все экспортеры сырой нефти, за исключением недропользователей, заключивших соглашения о разделе продукции (СРП). Судя по всему, таких в скором будущем будет меньшинство: казахстанское руководство нацелено на увеличение доли совместных с ЗАО «Национальная компания «КазМунайГаз» предприятий, особенно при заключении новых контрактов на освоение шельфовых месторождений. Как отметил по этому поводу президент Н. Назарбаев: «Теперь будет новый подход, будут совершенно новые контракты, исходя из нашего и мирового опыта». Хотя в законопроекте (глава 49 «Доля Республики Казахстан по разделу продукции») предусматриваются «некоторые изменения по вопросу налогообложения деятельности, осуществляемой в рамках контракта о разделе продукции», однако решения по данной проблематике, очевидно, будут корректироваться в процессе обсуждения и принятия будущего закона о разделе продукции.
Согласно госпрограмме по КСКМ, при освоении углеводородных ресурсов шельфа будут использованы все три модели налогового режима (после внесения необходимых изменений в действующее законодательство, связанных с введением третьей модели), и это должно, вероятно, свидетельствовать об определенной гибкости формируемой государством налоговой политики в данной сфере.
Впрочем, здесь же оговаривается, что право выбора наиболее приемлемого типа контракта и соответствующего налогового режима для каждого отдельного контракта остается за казахстанским правительством.