Эта проблема стала актуальна сразу же после недавнего Послания президента Республики Казахстан, где было особо подчеркнуто о необходимости пересмотра принятого не так давно Закона «О земле», который не только не оправдал возлагавшие на него надежды, а даже усложнил ситуацию вокруг использования земли.
В своем Послании президент поручил правительству разработать механизм функционирования института частной собственности на землю, что активизировало не только работу правительства, парламентариев, но и вовлекло всех людей, которые так или иначе связаны с использованием казахстанской земли. На данном этапе закономерно возникает предположение о лоббировании интересов крупных компаний, связанных с зерном, которые имеют не одну тысячу гектаров пахотных земель.
Уже в настоящее время в процесс обсуждения вопроса собственности на землю включились как представители крестьянских хозяйств и парламентарии, так и представители политических партий и рядовые граждане Казахстана. И если представителей крестьянских хозяйств интересует вопрос о передаче земли в частную собственность фермерам, то парламентариев и представителей политических партий интересует вопрос распределения земли как между казахстанцами, так и между иностранными гражданами.
Хотелось бы отметить, что в настоящее время в Казахстане остался только один неразделенный на части лакомый пирог — земля, которая притягивает всех своей обширной площадью: территория Казахстана составляет 2.717.300 кв. км.
По площади Казахстан занимает 9-е место в мире. По своей территории Республика Казахстан в процентном соотношении к странам Центрально-Азиатского региона охватывает 68% всех земельных угодий. Но нужно учитывать и фактор наличия в недрах казахстанской земли большого количества полезных ископаемых.
Разногласия по вопросу о частной собственности на землю стали постепенно накалять обстановку в Казахстане. Так фракция Коммунистической партии высказалась против частной собственности на землю. Глава коммунистов С.Абдильдин считает, что необходимо сохранить государственную собственность на землю, так как в сельхозпроизводстве важен не принцип владения землей, а конкурентоспособность конкретного предприятия. Эту позицию категорически отрицают представители Аграрной партии. Они считают, что в первую очередь необходимо безвозмездно передать гражданам земли, находящиеся в настоящий момент во временном пользовании. Здесь уместно упомянуть, что согласно действующему законодательству Республики Казахстан, землю в Казахстане нельзя купить, но можно взять в долгосрочную аренду.
Представители крестьянских хозяйств согласны на введение частной собственности на землю, но с оговоркой о справедливом распределении земли, так как уже сегодня известны случаи владения отдельными чиновниками земель огромной площади. И этому находится подтверждение в выступлениях председателя Аграрной партии Р.Мадинова, в которых он, основываясь на данных Агентства по управлению земельными ресурсами, уверяет, что в стране существуют люди, арендующие более 3 тыс. гектаров земли.
При этом земля, которая находится в их собственности — это, как правило, плодородная земля, расположенная в благоприятных климатических условиях. Уже сейчас известны случаи, что обширные посевные площади зарастают бурьяном: их запрещено обрабатывать фермерам потому, что у хозяева земли — из крупных чиновников.
На одной из встреч фермеров Южно-Казахстанской области многие главы крестьянских хозяйств высказали свое мнение по отношению к введению частной собственности на землю. Сегодня, считают они, в Казахстане появятся крупные латифундисты, скупившие земли, а тот, кто работает непосредственно на земле, останется ни с чем. Если земля станет объектом собственности — товаром, то у нас нет денег на покупку земли, так как в настоящее время сельский производитель находится в самом тяжелом положении. При этом чувствуется постоянная зависимость от чиновников. Журналист О. Мукай также склоняется к мысли о том, что землю нужно отдать крестьянам, только не превращать это благое дело в наживу для нечистых на руку «реформаторов».
Но такая справедливость и во сне не привидится обедневшим казахстанским сельчанам, потерявшим веру в справедливость со стороны государства.
Следуя логике, можно понять опасения тружеников сельского хозяйства, так как известно, что большинство аулов расположено в засушливых зонах. И если мы будем рассматривать плодородные земли, расположенные на севере и востоке Казахстана, то всем известно, что эти лучшие участки давно де-факто поделены между незримыми хозяевами. И появление Закона о частной собственности на землю закрепит эти земли за ними де-юре, чего и опасаются главы фермерских хозяйств.
А.Джалалов, служащий, г. Алматы, также опасается за сам процесс раздела земли: «Сейчас стоит вопрос только в том: будет ли справедливым распределение земли? А сомнений на этот счет хватает».
Нужно отметить, что в настоящее время в обществе обсуждается только вопрос о частной собственности на землю, при этом игнорируется обсуждение схемы действия механизма, который будет способен объективно подходить к распределению земли между гражданами Казахстана. Уже сегодня можно предположить, что при введении частной собственности на землю многие чиновники, связанные с этой отраслью будут извлекать личную выгоду из решений, принимаемых исходя из служебных обязанностей, что и без того осложнит доступ рядовых фермеров к приобретению земли.
Д.Сагитова, президент ассоциации «Женщины предприниматели Казахстана» по этому поводу отметила, что: «Реализация идеи о продажи земли в частные руки зависит от того, как вы найдете общий язык с акимом. Захочет он дать вам землю или нет, а если захочет, то в каком количестве.»
Остается за зоной обсуждения и терминология, по которой будут принимать новый закон, так как не ясно, что конкретно подразумевают люди под словосочетанием «частная собственность на землю». Ведь если, к примеру, фермер получит в частную собственность землю и в какой-то момент на ней будет обнаружено месторождение угля, или нефти, то в чьей собственности будет находиться данное полезное ископаемое?
По действующему законодательству недра принадлежат государству. Поэтому можно задать вопрос: не будет ли это поводом для появления конфликтов между государством и фермерами, когда государство, апеллируя фактами наличия полезных ископаемых, попросит фермеров уже начавших возделывать земельный надел, или построивших на нем базу по переработке сельскохозяйственных продуктов освободить участки. Не получится так, что неугодных фермеров, составляющих конкуренцию государству, просто под причиной мнимого наличия полезных ископаемых на их земельном участке, станут прижимать всеми законными и незаконными способами. И эта проблема по своей значимости не уступает самому вопросу о распределении земельных наделов.
В тоже время многие представители общественно-политических движений опасаются передачи земли в частную собственность иностранным гражданам, которые, имея влиятельных партнеров в администрации, с легкостью возьмут оставшиеся плодородные земли и смогут их использовать не в аграрных целях.
Во всех случаях обсуждение частной собственности на землю затрагивает не только общественность Казахстана, но и сопредельные государства, которые в отличие от Казахстана имеют большую концентрацию людей на ограниченной территории. С данной позиции Казахстан является лакомым кусочком не только для граждан Казахстана, но и для соседних государств.
Безусловно, что работа над Законом «О земле» должна пройти не одно заслушивание и экспертизу. Данная проблема становится актуальной в казахстанском обществе как никогда. Но нужно быть готовым к тому, что большинство фермеров так и не смогут получить плодородные земли, а смогут рассчитывать только на те земли, которые останутся уже после невидимого для рядовых граждан раздела.