Уж не знаю, этим ли бессмертным постулатом старика Эдисона оказались внезапно одержимы современные отечественные мужи от образования, но только признаки прогресса в их последних действиях узреть можно запросто.
Правда, шли к состоянию неудовлетворенности они очень и очень долго. Неудовлетворенности состоянием нашей системы образования, как вы понимаете.
Когда бы это, спрашивается, проводилась в стране массовая проверка высших учебных заведений, да такая, чтоб стены инеем от ужаса покрывались в летнюю жару: к нам едет ревизор! И не припомнить, ей богу, такого триллера. Все как-то так, по-товарищески, с заседаниями в уютных конференц-залах, чайками-тортиками и мягкими укоризнами старших коллег, указаниями на отдельные недоработки: надо бы вот на этом участочке-то улучшить. И вдруг — на тебе! Случай беспрецедентный: в Казахстане закрыто 11 вузов, оптимизирован и реорганизован ряд филиалов высших учебных заведений. Стало быть, явно — налицо беспокойство вышестоящих чинов, влекущее, по эдисоновой теории дальнейшую неудовлетворенность в развитии. А уже по нашей практике, проверенной годами: если имеется неудовлетворенность, то и меры следует оперативно принимать. Чтобы в отчетах — полнейший прогресс.
Как сообщила пресс-служба министерства образования и науки РК, специальными комиссиями, в которые вошли представители министерства, комитета национальной безопасности, генеральной прокуратуры, была проведена внеплановая проверка образовательной деятельности 143 высших учебных заведений и 66 филиалов.
«В результате выяснилось, что в вузах и филиалах допускаются серьезные нарушения по соблюдению квалификационных требований, норм законодательства и государственных общеобразовательных стандартов образования», — отметили в пресс-службе.
Об отечественной системе образования не говорила только муха, по нечайке не успевшая вовремя вылететь в раскрытую форточку и изнасилованная парой лекций. К примеру, как пояснили в министерстве, в 78 вузах преподаватели не соответствовали своим высоким учеными степеням и званиям. Чему же и как они могли научить молодых, какие знания вложить в неискушенные юные умы?
А в 58 высших учебных заведениях не отвечали установленным требованиям фонды учебной и научной литературы. Кроме того, подготовку кадров по специальности «юриспруденция» осуществляли в более 60, а по экономическим специальностям в более 100 вузах. Если честно, ситуация с молодыми новоиспеченными юристами еще вот-вот и начнет напоминать американский фильм «Трасса 60», где в небольшом городишке абсолютно все были адвокатами и прокурорами и постоянно гонялись друг за другом в поисках малейшего повода для иска.
Легко перенести два часа киношной фантасмагории. А как быть в жизни? К слову, встречаясь с новым кабинетом министров, президент Нурсултан Назарбаев настойчиво говорил о переизбытке вузов в стране и о полной профанации ученых степеней и национальной науки. Профанация? Есть такое дело! Довольно часто от профессионалов в различных отраслях приходится слышать одно и то же: к сожалению, у нас в стране научных разработок на такую-то тему не ведется, нет научных обоснований, не проводятся исследования, отсутствуют технологии. Впору задать вопрос: а есть ли вообще в Казахстане научный потенциал — богатство любого государства?
Беда в том, что и только что вышедшие в научный свет выпускники магистратуры предпочитают защищаться самым что ни на есть халтурным способом. Либо нанимается «литературный негр» — вон сколько объявлений с предложениями написать диплом, диссертацию и т.д. (это все те же профессора с унизительными окладами). Либо сам будущий «ученый» беззастенчиво переписывает чью-нибудь малоизвестную работу, благо, просторы Интернета широки и приветливы. Таким образом, стряпается совершенно никому интересное произведение для пыльной полки. Получается, что одни делают вид, что учатся, другие — что учат. И кому же это нужно? Статистическим отчетам по количеству высших учебных заведений. Мы таким образом «впереди планеты всей» оказываемся по качеству знаний и стремлению к открытиям.
Как-то на одном из совещаний высшей технической комиссии РК прозвучало предложение: ввести льготное налогообложение для тех казахстанских предприятий, которые станут внедрять у себя перспективные научные разработки. Мысль хорошая, но в нашем контексте совершенно нереальная. Налоговый кодекс у нас — для всех один, и чтобы какие-то — пусть позарез стране нужные — изменения в него внести, нужно сдвинуть с места неспешную бюрократическую громадину со всеми ее лабиринтами и надстройками.
Допустим, найдутся энтузиасты и сумеют путем неимоверных усилий доказать правительству крайнюю необходимость таких поправок. Но кто из крупных промышленников готов сегодня к научному прогрессу? В него ведь денежки нужно вкладывать — и немалые. Льготы льготами, но государство отнюдь не намерено субсидировать освоение новых технологий. Практика показывает, что по большому счету и поблажки налоговые не особенно интересуют ряд предпринимателей. Им, к примеру, выгоднее миллионные штрафы платить за необратимое отравление воздуха, воды и всего суть живого, чем устанавливать разные фильтры и очистные сооружения.
Тем более, по-научному. Так что вряд ли попытка «пристегнуть» науку к реальности будет иметь успех.
Мировая пытливая мысль не стоит на месте. В развитых странах для этого есть все: база, поддержка государства, хорошие мозги — в том числе, и бывшие наши. Наконец, тот азарт, присущий настоящим ученым, который и позволяет делать открытия.
Но только уверенным в себе и сытым ученым — иначе ничего не получится. Статус научной державы легко потерять, восстановить его, тем более, в короткий срок практически невозможно. Для этого требуются годы напряженной работы в русле новейших достижений цивилизации, сильный интеллектуальный потенциал, существующий реально, а не в виде макулатурных диссертаций, насмешивших бы весь честной ученый мир Запада.
Самое страшное, что у нас уже менталитет такой сложился — научно- рыночный: студенты сдают сессии за деньги, дипломы тоже покупаются, ученый совет приглашается соискателем в дорогой ресторан… При таких привычках тот же ученый совет может специально тормозить действительно достойную, но не «подмазанную» работу.
Повторяться не буду. Приведу пример из личных воспоминаний. Я сидел в кабинете у одного своего знакомого, когда к нему приехал провинциальный родственник. Он был с треском выгнан с должности директора сельской школы за неустанное пьянство и расхищение «детских» средств. И вот сидит этот родственник в соседнем кресле — в костюме и ондатровой шапке, и я вижу, как из-под этой шапки по лицу струйками течет пот. То снимет он эту шапку, в руках мнет, то наденет — судьба, блин, решается. Куда угодно, кем угодно — только бы в кресло. Знакомый мой — интеллигентный, высокообразованный человек в сердцах листал записную книжку и тихо шипел: «Ну, куда я должен этого папуаса пристраивать!». Через год примерно я этого «папуаса» встретил — и не узнать! Если попросту — завхоз, если с понтами — исполнительный директор, заведующий отделом педагогического института. На джипе, между прочим.
…И вот совсем свежий примерчик. Приятельница принимала у студентов сессию. Одна (будущий врач, кстати) протягивает конвертик с зачеткой и ноет, ноет… «Ну, поставьте, поставьте…».
Та думает: «Ладно, шут с тобой, надоела, влеплю трояк». Заглядывает в конверт, там пять тысяч тенге. И рука, сама, машинально, вывела в зачетке пять баллов.
Так что я — за то, чтобы высших учебных заведений было меньше. Чтобы потеющие дядьки не заведовали через годы кафедрами, пока какая-нибудь проверка не обнаружит, что и дети их бездарно потратили свою юность, не принеся никакой пользы стране, да и другие студенты зря таковыми стали. Вполне возможно, что малое — но как бы достаточное для не такой уж вселенской земли — количество вузов еще вовсе не означает автоматического улучшения качества их работы. Но все же надежда есть.
Как говорил профессор Преображенский: «В Большом пусть поют, а я буду оперировать. И никаких разрух!». А то в самом деле, голубчики вы мои, сами посудите: 143 вуза и 66 филиалов. Страна студентов, а делать толком никто ничего не умеет.