При наличии в стране и оппозиции, и пропрезидентских общественно-политических объединений, Таджикистан нельзя ставить в один ряд с другими республиками региона.
Политические партии в республике действуют в соответствии с законом «О политических партиях». Данный нормативно-правовой акт регламентирует их деятельность с момента их регистрации и до момента прекращения существования.
На сегодняшний день отличительными особенностями партийной жизни Таджикистана являются:
1. Создание общественно-политических объединений имеющих как демократический, так и религиозный характер;
2. Наличие республиканского статуса у каждой партии;
3. Определенное количество партий действующих как на территории республики, так и за ее пределами;
4. Запрет на действия на территории республики зарубежных политических партий.
Кроме этого интересен и сам механизм создания партий в Таджикистане. Так, граждане могут создать партию, представив в Минюст списки не менее одной тысячи граждан республики Таджикистан. При этом не требуется материалов учредительного съезда и решений по образованию партии.
Стоит отметить, что после обретения республикой своей независимости в связи с распадом СССР, общественность стала проявлять большую активность, участвуя в политической жизни страны. В результате политическое поле республики обрело специфические черты.
Во-первых, легитимность существования общественно-политического объединения на религиозной основе. Так, Партия исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) является единственным общественно-политическим объединением религиозного толка, легально действующим на территории бывшего СССР. Стоит отметить, что ПИВТ (образованная в 1990 году) официально заявила о своей цели — построении религиозного государства, в случае ее прихода к власти. Партия в своих рядах насчитывает более 25 000 членов. Кроме этого у партии имеется свой печатный орган — газета «Начот» (Спасение), распространяемой тиражом более 5000 экземпляров.
Во-вторых, существование политических движений Таджикистана. Такие движения как Конгресс Народного Единства Таджикистана, Объединение «Лали Бадахшон», Национальное движение Таджикистана «Чунбиш», «Движение национального единства и возрождения Таджикистана» действуют в республике наряду с политическими партиями.
Однако по сравнению с партиями политические движения в законодательном порядке (см. закон «О выборах в Маджлиси Оли Республики Таджикистан») не имеют права выдвигать кандидатов в депутаты. И хотя многие из них пытались трансформироваться в политическую партию, попытки не увенчались успехом.
В-третьих, существование за пределами Таджикистана политических объединений. Наиболее ярким примером в данном случае может служить созданное в 1999 году за рубежом политическое объединение «Единый Таджикистан», в которое вошел ряд политических партий и движений. И хотя данная общественно-политическая организация не имеет юридически закрепленного права принимать участие в политической жизни страны (читай — участие в выборах президента и парламент республики), своей активной деятельностью она оказывает значительное влияние на внутриполитическую ситуацию в Таджикистане.
Также обращает на себя внимание и тот факт, что в Таджикистане, как и в большинстве республик бывшего СССР, действует партия, возглавляемая президентом страны. Однако применительно к Таджикистану появление и развитие данного общественно-политического объединения обрело свои ни с кем не сравнимые черты. Так, образованная в 1994 году по инициативе президента страны Народно-демократическая партия Таджикистана (до 1997 года называлась Народной партией Таджикистана) не сразу была взята под покровительство руководством республики.
Вполне вероятно, что одной из основных причин в данном случае стала гражданская война, способная подвергнуть корректировке даже самые амбициозные планы руководства страны по формированию «скелета» будущей партийной системы.
И только спустя 4 года, в 1998 году, председателем партии стал Эмомали Рахмон. Вследствие чего партия получила (как и во всех республиках бывшего СССР) в свое распоряжение административный ресурс. Этим объясняется значительный численный состав организации (более 100 тысяч членов) и большое представительство партии в регионах — филиалы Народной демократической партии Таджикистана имеются практически во всех районах, городах и областях страны, а печатное издание — газета «Минбари халк» (Народная трибуна) выходит тиражом свыше 24 тысяч экземпляров и распространяется по всей республике.
В целом существующая в республике власть сделала два важных шага, которые с одной стороны позволили ей избежать массовых волнений, с другой — укрепить свои позиции. Так, разрешение действовать на территории республики исламской партии, позволило нейтрализовать ярых сторонников религии, способных в случае ущемления своих политических прав начать противостояние, которое имело бы большие шансы трансформироваться в вооруженный конфликт.
Вторым шагом стало решение привлечь наиболее активных граждан к участию в политической жизни страны не только посредством членства в партиях, но и путем вовлечения в политические движения. Тем самым был создан своеобразный водораздел между двумя видами общественно-политических объединений, где первый имеет право на присутствие в Маджлиси намояндагон (верхняя палата парламента), а второй в этом ограничен и только формирует ресурсную базу для первого.
Своей лояльностью, а где и бездействием по отношению к политическим оппонентам официальная власть способствовала дистанцированию друг от друга различных общественно-политических объединений. В результате, лишенные образа единого оппонента в лице действующей власти, ведущие оппозиционные силы — ПИВТ, Коммунистическая, Демократическая и Социал-демократическая партии не смогли сплотиться, согласовать свои интересы и объединить усилия в достижении общей цели.
Потому сложившаяся ситуация, а также использование административного ресурса позволили пропрезидентской партии одержать победу во всех значимых политических кампаниях. Так, например, на выборах президента Таджикистана, Народно-демократическая партия Таджикистана во главе с Эмомали Рахмоном одержала победу, равно как и на выборах в парламент страны — Маджлиси Оли (нижняя палата парламента), когда 65 процентов кандидатов по партийным спискам стали депутатами парламента и более 70 процентов прошли по одномандатным округам.
В данных кампаниях оппозиция не смогла сплотить свои ряды, в результате чего не выдвинула и кандидата подстать Эмомали Рахмону на пост президента, а также получила ограниченное представительство в парламенте.
Существующее положение дел на сегодня устраивает действующую власть, так как ситуация, по мнению Душанбе, находится под постоянным контролем. Вместе с тем обращает на себя внимание постепенное сближение позиций трех партий республики — Демократической, Социал-демократической и Социалистической. Так, в марте 2008 году представители данных общественно-политических объединений согласованно выступили с совместным заявлением, требуя проведения всенародного референдума по изменению Конституции Таджикистана. Данный факт является первым шагом на пути блокирования оппозиционно настроенных партий республики.
Вполне вероятно, что консолидирующим фактором, объединяющим оппозиционные партии, станет малоэффективная деятельность руководства страны на протяжении последних 10 лет, в результате чего в республике отмечается низкий уровень жизни, высокий уровень безработицы при большом количестве трудоспособного населения, а также сосредоточение властных полномочий в руках одного человека в лице президента страны.
Катализатором процесса консолидации оппозиционных партий могут стать как вышеобозначенные проблемы республиканского масштаба, так и политические лидеры. А это, в свою очередь, приведет к постепенному росту обострения ситуации внутри страны, что может быть использовано действующим руководством для начала репрессий по отношению к политическим лидерам оппозиционно настроенных общественно-политических движений.
Фото с сайта http://www.sdc.org.vn