На сегодняшний день свои интересы в Кыргызстане имеют многие страны, но особо выделяются Казахстан и Россия. Эти два государства, реализовывая свою политику в отношении Кыргызстана, пытаются вовлечь в орбиту своего влияния как можно больше секторов экономики республики.
При этом Астана и Москва используют различные «рычаги», начиная от лоббирования в политической сфере и финансовой зависимости республики, взятых Бишкеком на себя обязательств, взамен полученных инвестиций, и заканчивая разного рода помощью и реализацией других финансовых проектов.
Итак, Россия. Москва начала укреплять свои позиции с создания нормативно-правовой базы двустороннего сотрудничества. В результате между Москвой и Бишкеком с 1991 по 2008 год было подписано более 200 различных двусторонних актов, документов, договоров по взаимодействию в политической, экономической и культурной сферах.
Второй шаг Москвы был направлен в сторону образовательного сотрудничества. Другими словами, Россия стала создавать условия для обучения кыргызской молодежи. Одним из ярких примеров может служить деятельность Киргизско-Российского славянского университета имени Б. Ельцина в Бишкеке. Этот вуз частично финансируется из российского бюджета. При этом планируется в краткосрочной перспективе открыть филиалы данного учебного заведения на юге Кыргызстана и г. Мытищи (Россия).
Другой шаг Россия направила непосредственно на наиболее трудоспособную часть кыргызстанцев. Так, по официальной информации известно, что порядка 400 тысяч этнических кыргызов проживают и работают в России. Принимая во внимание, что численность населения составляет 5 миллионов 257 тысяч человек, то в России кыргызов находится около 7,6 процентов от всего населения республики. Учитывая, что в России на нелегальном положении находится значительное количество кыргызских рабочих, можно увеличить как минимум в 1,5 раза их численность, что составит порядка 11,4 процентов всего населения республики.
Справедливости ради стоит отметить и тот факт, что по некоторым данным трудовые мигранты в 2007 году принесли в Кыргызстан средства, сравнимые с размером его госбюджета (около 1 млрд долл. США).
Активная политика России по отношению к своим соотечественникам, проживающим в Кыргызстане. На сегодняшний день в республике действует представительство Федеральной миграционной службы России, где для всех желающих участвовать в программе предоставляются информационная и техническая базы. Кроме этого в последнее время на территории Кыргызстана стала активно себя проявлять Правительственная комиссия по делам соотечественников за рубежом. Подобная активность России в этой сфере была бы малозаметной и безрезультатной, если бы не факт принятия Кыргызстаном Закона о двойном гражданстве, позволяющем гражданам республики получить второе гражданство. В этом случае не стоит упоминать о том, что вторым гражданством становится преимущественно российское. Достаточно отметить, что за шесть месяцев 2007 года российское гражданство приняли 28,5 тысяч граждан Кыргызстана.
В отношении торговых связей — Россия является лидером для КР среди стран СНГ.
Динамика роста торгового оборота между двумя странами носит поступательный характер. Так, если по итогам 2005 года его объем достиг 540 млн. долл. США и увеличился более чем на 30 процентов, то за 2006 год составил более 800 млн. долл. США, а в 2007 году по информации представителя МИДа РФ товарооборот между Россией и Кыргызстаном достиг цифры 1 млрд 200 млн. долл. США.
Стоит отметить, что в настоящее время в Кыргызстане работают крупнейшие российские компании («Газпром», «Росатом», «Altimo», «В.А.В.С.» и др.).
Вместе с тем российские инвестиции в киргизскую экономику составили около 30 процентов от всего объема поступивших инвестиций.
Однако еще памятно заявление, сделанное в 2007 году Владимиром Путиным на встрече с президентом Кыргызстана Курманбеком Бакиевым, в котором говорится, что: «…мы готовы не просто продекларировать, а реально сформулировать экономическую ситуацию, при которой мы могли бы гарантировать эффективное вложение в экономику Киргизии до 2 миллиардов долларов».
Укрепление связи Кыргызстана с регионами России. Наблюдается расширение связей субъектов России и Кыргызстана. Так, Чуйская область породнилась с Московской и Тульской областями, Ошская — с Ярославской областью и Алтайским краем, Иссык-Кульская — со Свердловской и Ярославской, Нарынская — с Пензенской областями и т.д. Складывающаяся тенденция позволяет сделать вывод об укреплении так называемого прямого горизонтального сотрудничества между российскими и киргизскими регионами.
Военно-техническое сотрудничество. Помимо обучения кыргызских военнослужащих в российских вузах, министерство обороны России согласовало с правительством Кыргызстана вопросы о деятельности кыргызско-российского совместного предприятия, выпускающего в республике стратегическую продукцию для российского ВМФ. Кроме этого стало известно о создании на базе Бишкекского машиностроительного завода совместного предприятия, специализирующегося на выпуске военной продукции.
Что касается российской авиабазы в Канте, то она успешно функционирует, по плану развивается, получает новейшую технику, в том числе самолеты и вертолеты. Стоит отметить, что министерство обороны России стало увеличивать на ней численность российских военнослужащих. Первое пополнение состоялось в 2007 году, когда численность военнослужащих базы увеличилась на 50 процентов и составила 1250 человек.
В целом можно отметить, что Россия в последнее время предпринимает комплекс мер, направленных на как можно большее вовлечение Кыргызстана в орбиту своего влияния. Вместе с тем расширение военного присутствия России в республике может быть напрямую связано с предоставлением этой стране российских кредитов под определенные проекты. Другими словами Москва пытается своими силами гарантировать освоение и эффективное вложение своих же кредитов. Но вполне вероятно, что данная задача является первоочередной и рассчитана на среднесрочную перспективу.
Второй страной, имеющей свои интересы и реально являющейся конкурентом России по отношению к Кыргызстану, является Казахстан.
Основной упор во взаимоотношениях с Кыргызстаном Астана сделала на инвестиции. Тем самым Казахстан негласно подтвердил, что другие ниши преимущественно уже заняты инвесторами из России и др. стран.
Если в 2005 году объем казахских инвестиций составил 19 процентов от общего количества инвестиций в экономику республики, то в 2007 году он вырос до 46,6 процентов.
Привлекает к себе внимание и завершение в апреле 2008 года между Казахстаном и Кыргызстаном процедуры создания совместного инвестиционного фонда для реализации проектов на территории Кыргызстана.
Правда, в начале переговорного процесса по созданию данной структуры премьер-министры Кыргызстана и Казахстана — Алмазбек Атамбаев и Карим Масимов подписали 11 июля 2007 года соглашение о кыргызско-казахском инвестиционном фонде, размер которого должен был составить 120 млн. долл. США. В том числе, с казахстанской стороны планировалось привлечь 100 млн.долл. США, с кыргызской — 20 млн. долл. США.
В дальнейшем же схема вложения в фонд была определена следующим образом: Кыргызстан — 5 млн. долл. США, Казахстан — 25 млн. долл. США.
Можно сделать вывод, что Астана пока настороженно относится к самой перспективе деятельности данного фонда. Уменьшение его размера свидетельствует о неуверенности казахстанской стороны в перспективах и главное, гарантированном возврате инвестиционных средств, направленных в кыргызскую экономику.
Активность казахстанских бизнес-структур. Отмечено, что казахстанские бизнес-структуры заинтересованы в приобретении кыргызской недвижимости (пансионаты, дома отдыхов, базы отдыха) и участков земли на побережье главного туристического объекта Кыргызстана — озера Иссык-Куль, а также в столице республики — г. Бишкеке. Также отмечен интерес казахстанской стороны к кыргызским банкам и горнодобывающим и строительным компаниям, а также к некоторым национальным СМИ.
Трудовые мигранты
Часть киргизских трудовых мигрантов (по разным оценкам эта цифра колеблется в районе 100 тыс. человек) работает в Казахстане — в основном в сельском хозяйстве и торговле. Так как передвижения трудовых мигрантов носят временный, сезонный характер, эти количественные оценки являются приблизительными.
Вместе с тем прозрачная граница между двумя республиками позволяет кыргызским гражданам находиться на территории Казахстана длительное время. Учитывая, что официальные цифры вряд ли совпадают с фактическим состоянием дел, можно смело гипотетически увеличивать численность кыргызских трудовых мигрантов в 1,5-2 раза. А памятуя о постоянно растущей потребности Казахстана в трудовых ресурсах, можно точно предсказать, что поток трудовых мигрантов из Кыргызстана имеет тенденцию роста.
***
В результате проведенного анализа можно предположить, что две страны — Казахстан и Россия пытаются обратить на пользу сложившуюся в Кыргызстане напряженную социально-экономическую и политическую ситуацию. Потому что многие другие страны мира, имеющие интерес к Кыргызстану, не могут начать свои инвестиционные и другие проекты по причине политической нестабильности республики и низкого инвестиционного уровня привлекательности, присваемого ей на регулярной основе международными рейтинговыми агентствами.
Особо хочется отметить, что Москва и Астана не пытаются в открытую навязывать Бишкеку свою политическую волю. Однако известно, что в Кыргызстане уже длительное время работают российские и казахстанские эксперты, консультирующие различные политические круги в республике.
Учитывая внутриполитические ситуацию и климат в стране, связанные с постоянной напряженностью в обществе, социальные слои которого фактически каждый день борются за выживание, можно прогнозировать дальнейшую эскалацию конфликта между различными группировками, пытающимися захватить власть.
На основании имеющейся информации рискну предположить, что пока Казахстан и Россия заняли выжидающую позицию.
Вполне вероятно, что в среднесрочной перспективе в республике «уставшей» от клановой борьбы за власть, может начаться процесс по интеграции данного государственного объединения в состав одной или нескольких стран.
Учитывая, что действующая власть на протяжении длительного времени направляет все усилия на удовлетворение своих потребностей и решение корпоративных интересов, можно с большой долей вероятности предположить о возникновении среди различных слоев населения инициативных групп, желающих решить вопрос будущего республики радикальным путем.
Источниками существования данных групп могут быть как внешние силы, так и внутренние ресурсы.
Вместе с тем не исключено, что, вложив свои финансовые средства в проекты на территории государства с нестабильной внутриполитической ситуацией и перманентно проходящими конфликтами, ведущие страны-инвесторы могут в одностороннем порядке (или консолидировано) принять решение по изменению ситуации.
В любом случае, от России и Казахстана стоит ожидать комплекса мер, направленных на гарантированную реализацию проектов и соблюдение национальных интересов, независимо от дальнейшего существования Кыргызстана в качестве суверенного государства или в ином другом качестве.
Фото с сайта www.advantour.com