Казахстанские интересы в Грузии в основном носят экономический характер.
Так, коммерческие структуры Казахстана, проведя маркетинговые исследования и изучив перспективы развития грузинского рынка, решили попробовать на нем развернуться. Стоит отметить, что результаты подготовительной работы в области исследований перспектив вложения казахстанского капитала в грузинскую экономику позже были подтверждены международными финансовыми институтами.
Так, Всемирный банк определил в 2007 году Грузию как страну с наиболее быстро реформируемой экономикой. В представленном отчете Всемирный банк поставил Грузию на 18-е место среди стран, в которых легче всего вести бизнес, наряду с такими как Франция и Германия.
В последнее время между нашими двумя странами постепенно стали налаживаться деловые отношения, хотя они не всегда носили поступательный характер.
Товарооборот между Казахстаном и Грузией (в млн. долл. США)
2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. январь-июнь |
|
Экспорт | 52 | 37,6 | 60,5 | 41,5 |
Импорт | 7,2 | 8,1 | 29 | 6,3 |
Всего | 59,2 | 45,7 | 89,5 | 47,8 |
По данным Департамента статистики Грузии за 2007 год Казахстан стал 6-й зарубежной страной по объемам прямых иностранных инвестиций в экономику Грузии. Объем прямых казахстанских инвестиций в экономику Грузии в 2007 году превысил 74,4 млн. долл. США.
В соответствии с тендерными обязательствами в 2006-2008 года казахстанские компании инвестировали в экономику Грузии 300 млн. долл. США.
В настоящее время казахстанский бизнес в Грузии представлен в следующих секторах экономики:
Банковский сектор. Так, например, недавно (в 2008 году) начал свою работу в Грузии АО «Halyk Bank Georgia», учредителем которого является «Halyk Bank», получивший в 2007 году разрешение Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций на создание дочерней организации на территории этой республики.
Также на территории Грузии работает дочерняя структура другого казахстанского банка — АО «Банк ТуранАлем» (БТА) Казахстанско-грузинский банк «BTA Silk Road Bank», ранее именовавшийся Silk Road Bank. В 2005 году АО «Банк ТуранАлем» выкупил 49 процентов акций банка «Silk Road Bank».
Энергетическая сфера. Так, «КазТрансГаз» (дочернее предприятие АО «КазМунайГаз») в мае 2006 года за 12,5 млн. долл. США приобрела АО «Тбилгаз» и до 2011 года планирует инвестировать в развитие компании более 82 млн. долл. США.
В 2006 году свою деятельность на грузинском рынке начала компания «Аксай ВМС». Специализирующаяся на проведении поиска и добычи нефти и газа, компания после приобретения лицензии на разведку нефти на территории этой республики стала работать в Западной части Грузии.
Туристическая сфера. В 2005 году Банк ТуранАлем и Silk Road Group создали казахстанско-грузинский консорциум, который начал заниматься реализацией бизнес-проектов на территории Грузии. Из приобретённых 23 гостиничных комплексов в городах Батуми, Кобулети и Тбилиси начались работы по реконструкции трёх гостиниц: «Иверия» (Тбилиси), «Медея», «Метехи» (Батуми).
Кроме этого компания «КазМунайГаз-Сервис» начала реконструкцию санаторного комплекса «Боржоми-Ликани» и территории под строительство гостиничного объекта в городе Кобулети на Черноморском побережье.
Сфера коммуникаций. В мае 2006 года «Black Sea Telecom Holding B.V.», представлявшая на аукционе интересы казахстанского банка «ТуранАлем» и грузинской Silk Road Group, приобрела 90,65 процентов государственных акций «Объединенной телекоммуникационной компании Грузии» (бывшее АО «Электросвязь Грузии») за 90 млн. долл. США. В результате под контролем аффилированной с БТА «Black Sea Telecom Holding B.V.» оказались 79 процентов грузинского рынка фиксированной связи.
Правда стоит отметить, что позже, в декабре 2006 года, «Black Sea Telecom Holding B.V.» продала 40,65 процентов акций АО «Объединенная телекоммуникационная компания Грузии» нидерландской «Central Asia Logistic B.V.».
Строительная сфера. Так, казахстанский инвестиционный холдинг «Баргана» создал в Грузии совместное предприятие «Баргана девелопмент», посредством которого планируется профинансировать строительство делового комплекса «City Center в Тбилиси в размере порядка 400 млн. долл. США.
Продовольственная сфера. АО «НК Продкорпорация» в течение 2007 года проводила с грузинской стороной переговоры о начале строительства зернового терминала в порту города Поти. Другая казахстанская компания «Асыл Дан» (специализирующаяся на импорте казахстанского зерна) проявила интерес к продовольственной сфере Грузии.
***
В целом стоит отметить, что большинство казахстанских компаний стали активно проявлять себя в Грузии в связи с тем, что:
Во-первых, компании стали «приходить» на грузинский рынок, начиная с 2005 года — задолго до наступления мирового финансового кризиса. Пользуясь благоприятной ситуацией и политикой грузинского руководства, заинтересованного в привлечении внешних инвестиций в национальную экономику (т.к. финансовая помощь со стороны западных стран стала постепенно снижаться), казахстанский бизнес стал занимать наиболее быстро окупаемые сферы экономики.
Во-вторых, используя обострение грузино-российских отношений казахстанские компании стали чуть ли не единственными коммерческими структурами, не только оставшимися, но и планирующими расширять свое присутствие на территории Грузии. В этом случае казахстанские компании переняли успешный опыт турецких коммерческих институтов, которые начали свое продвижение в Казахстане, опираясь на результаты своих маркетинговых исследований и надеясь на предоставленные гарантии правительства страны, чем добились больших успехов.
В-третьих, компании обоснованно полагают, что руководство Казахстана, благодаря своим контактам с официальными властями Тбилиси, является своеобразным гарантом их успешной деятельности на территории Грузии.
В результате становится очевидным, что казахстанский бизнес в Грузии не только не планирует сворачиваться в связи с грузино-югоосетинским конфликтом, но и пытается использовать сложившуюся ситуацию в свою пользу, полагая, что международное сообщество попытается урегулировать конфликт и не допустить его эскалации.
И в этом случае тезисы о том, что Казахстан в угоду своим связям с Россией будет постепенно свертывать свои бизнес-проекты выглядят малоубедительными, тем более, что политические обязательства на уровне руководств стран зачастую расходятся с коммерческими интересами негосударственных компаний.