Немало жителей бывшего СССР считают Россию своей исторической родиной. Немало других жителей экс-Советского Союза при бытовых спорах используют следующий аргумент: «Вот и поезжай к себе на историческую родину!» на самой же этой родине на приезжих сразу же вешают ярлык национальной принадлежности.
К примеру, всех казахстанцев, независимо от их национальности, здесь величают «казахами». Федеральные же (читай — московские) телеканалы изо дня в день твердят только об особом, историческом величии русского народа. Из других наций упоминаются лишь чеченцы, да знаменитые «лица кавказской национальности». И это в стране, где проживают люди более 100 национальностей…
Честное слово, казахстанцу, который еще при Динмухамеде Кунаеве запомнил, что интернационализм — это не халам-балам, а самый эффективный способ счастливо жить, понять современные тенденции внутренней российской политики — достаточно трудно.
С другой стороны, знакомство, например, с действительностью жизни в Казани, ясно указывает на то, что давление сверх-прорусской политики на другие российские народы, — рождает крепкое противодействие. И у казанских татар, кстати (или, не кстати?), это совсем неплохо получается. У них даже спортивные мероприятия комментируются с позиций: «Эка, Казань показала москвичам, КАК надо играть в это самое!»
Из подобных выражений рождается и второе противостояние внутри российского общества: «Москвичи и провинция». «Провинция» в России, — это чисто московское понятие. В остальных 88 субъектах местной Федерации применяют другие определения: «регион», «республика», «область» и т.д. Москву же там не любят, боятся, и стремятся туда.
Она, как Нью-Йорк для Америки, — туда тоже едут, чтобы стать чемпионами жизни десятки и сотни тысяч провинциалов; но победителями становятся единицы. Правда, в США есть и другие центры притяжения честолюбцев. И даже в Казахстане таковых, как минимум, три.
В 145-миллионной же России такой город один — Москва. Не маловато ли?..
Теперь о мате. Это в России просто жизнь. Матерятся все и поголовно. И почти всегда. Даже трудно сказать, когда россияне не применяют известные на весь мир идиоматические выражения. Подростки, девушки, взрослые, старики, рабочие бетономешалки, члены правительства и лидеры партий, поп-звезды и академики…
Мат раздается здесь при любых обстоятельствах и в любых компаниях. И отнюдь не всегда он несет какой-то угрожающий смысл. Нельзя даже сказать, что мат эмоционально «раскрашивает» местную бытовую речь. Скорее, это т.н. слова паразиты, типа: «значит», «эт-та», «ну» и т.д.
В общем, мат перестал быть в России матом в своем первом (ругательном) значении. И только сильно перепившие люди все еще пытаются высоко нести знамя матерщины, как тяжелого сквернословия…
Кстати, о пьющих. Понятное дело, в Российской Федерации жителей — ровно в десять раз больше, чем в Казахстане. Но все равно масштабы потребления алкоголя здесь не могут не поражать воображения приезжего. Причем, из любой страны.
Пьют везде и всегда. Пьют менеджеры крупных компаний, пьют скромные пролетарии, пьют студенты и пэтэушники, пьют ученые. Пьют дома, на работе, на улице, в метро, в переходе, в ресторане, в баре, в пивной, на летней площадке, в зоопарке, в театре, на стадионе. Мне сейчас даже трудно сказать, ГДЕ россияне не пьют. Причем, с утра.
Ураган рекламы пива, носящийся по местным просторам несколько последних лет буквально смел боевые порядки последних абстинентов. Банки, бутылки, пластиковые упаковки жутких размеров, сплошь заполненные пивом, натурально споили здешний народ. А ведь про водку и «бормотуху» тут никто и не забывал.
В России, уже в аэропорту или на железнодорожном вокзале вас обязательно встретит назойливое амбре посталкогольных паров. То же продолжается и в метро, и в любой только что собравшейся кампании. Создается впечатление, что без выпивки здесь ни думать, ни говорить просто не могут. Все это делается обильно, шумно, и, главное, при детях. При собственных детях. И безо всякого смущения.
Не знаю, правы ли иные специалисты, утверждающие, что у россиян особая генетическая предрасположенность к любой спиртосодержащей продукции. Но то, что большинство здешних ребятишек с младых ногтей видят до безобразия пьющих родителей, — это факт. Не знаю только, называется ли это «особой генетической предрасположенностью…».