На прошлой неделе в Брюсселе прошла промышленная конференция «Нефтетранспортный коридор Одесса — Броды — Плоцк: повышение безопасности и целостности ЕС в энергетической сфере». Одним из итогов мероприятия стало подписание Декларации по поддержке проекта Евроазиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК), целью, которого является обеспечение поставок в Европу легких сортов каспийской нефти. Кроме того, на конференции было объявлено о создании совместной трехсторонней рабочей группы с участием представителей Украины, Польши и ЕС «по поддержке и развитию проекта Одесса-Броды-Плоцк», а также о выделении ЕК в рамках программ TAСIS и INOGATE гранта в размере 2 млн. евро «в качестве технической помощи проекту».
12 мая Европейская Комиссия подписала «Послание по развитию энергетической политики расширенного Европейского Союза, его соседей и стран-партнеров», где подчеркивается, что терминал «Южный» в Одессе признан частью разрабатываемой «стратегии диверсификации, которая позволит каспийской нефти достичь Центральной Европы и региона Балтии». Одним из приоритетных направлений этой деятельности должно стать сотрудничество со «странами-соседями» в обеспечении безопасности морской транспортировки нефти, и, в этой связи, в расширении нефтепровода Одесса-Броды до Плоцка, с перспективой его соединения с другими трубопроводными системами в Европе.
ЕК заявляет, что расценивает нефтепровод Одесса — Броды — Плоцк как стратегический «трубопровод мира и стабильности», определяя его в качестве «проекта паневропейских интересов», который будет способствовать развитию отношений Украины с европейским сообществом. Директор по внешним связям Еврокомиссии Хагес Мигарелли, открывая конференцию сказал, что организация расценивает украинскую позицию в этом проекте как первое испытание сотрудничества Украины с ней.
Такого же мнения придерживаются «Укртранснафта» и солидарные с ней структуры в среде украинских властей. Государственный секретарь по европейской интеграции МИД Украины Александр Чалый, в частности, особо отметил на прошлой неделе: «Несмотря на все спекуляции, мы рассматриваем этот проект как один из главных инструментов нашей политики, нацеленной на евроинтеграцию. Нефтепровод Одесса — Броды является действенным механизмом реальной интеграции Украины в ЕС».
Заинтересованные в проекте стороны, среди причин, объясняющих необходимость его реализации, называют следующие. Во-первых, упоминается о постоянном росте потребления углеводородов в Европе. Во-вторых, говорится о существующих затруднениях, препятствующих увеличению поставок нефти на европейский рынок, в связи с предельной загруженностью Босфора, увеличением стоимости танкерных перевозок и недоразвитостью инфраструктуры для дальнейшей транспортировки каспийской нефти в Европу, которая постепенно склоняется к переработке и потреблению легких сортов (с 2005 года в ЕС начнут действовать новые стандарты относительно содержания в нефти серы и сульфидов). Наконец, подчеркивается, что объемы нефтедобычи в Северном море до 2015 года будут неуклонно снижаться и это снижение составит до 87 процентов, в то время как добыча на Каспии значительно возрастет. Все эти факторы, по убеждению некоторых украинских СМИ, делают проект «бесценным для Европы».
Вместе с тем, отношение к перспективам трубопровода даже внутри страны остается неоднозначным. Об этом говорят, прежде всего, разные подходы к проблеме реверсной траспортировки российской нефти.
В конце апреля исполнительный директор ТНК Герман Хан, президент «Транснефти» Семен Вайншток, глава «Нефтегаза Украины» Юрий Бойко и первый зампред правления «Укртранснафты» Станислав Василенко подписали протокол о намерениях, предусматривающий крупные поставки нефти ТНК из Брод в Одессу. Документ предусматривает обещание ТНК поставлять по маршруту не менее 9 млн. т нефти в год в течение 21 года, при этом техническое обеспечение поставок должна будет осуществлять «Транснефть»: сырье будет транспортироваться от границы Украины и Беларуси по нефтепроводу «Дружба» до Брод (Львовская область), а затем от Брод до нефтетерминала «Южный» возле Одессы.
Примечательно, что сведения о подписании протокола были обнародаваны только месяц спустя, накануне конференции в Брюсселе. И сторонники реверса, и его противники поспешили выступить с взаимными обвинениями в провокационных действиях. Первые утверждали, что информация о проекте реверса Одесса-Броды была намеренно разглашена накануне презентации проекта ЕАНТК в Брюсселе «лицами, близкими к газете «День»: «Не найдя за 2 года экономических аргументов или реальных партнеров по реализации северного маршрута, эти лица сознательно спровоцировали международный скандал и нанесли значительный ущерб репутаци Украины на международной арене». По этой версии, скандал был организован с тем, чтобы «скрыть ошибки в ТЭО нефтепровода, а также оправдать отсутствие реальных результатов своей деятельности за последние два года и растрату государственных средств на многочисленные и безрезультатные презентационные мероприятия».
Акцию по распространению информации о подписании протокола председатель правления «Укртранснафты» Александр Тодийчук, в свою очередь, также охарактеризовал как провокационную и направленную против проекта. При этом он заявил, что его первый заместитель, т.е. Станислав Василенко, не был уполномочен подписывать протокол и вообще, не имел права подписи, к тому же в документе отсутствует печать компании. Более того, как отметила на прошлой неделе пресс служба «Укртранснафты» по поводу подписания протокола: «это было тайное решение, которое стало известным несколько дней назад». В этой связи, у многих возникли вполне уместные вопросы об эффективности руководства «Укртранснафты», а также о степени осведомленности ее главы о делах компании и деятельности непосредственных подчиненных, ответы на которые представители СМИ, впрочем, получить так и не смогли.
Руководитель аппарата специального уполномоченного Украины по вопросам ЕАНТК Михаил Гончар несколько дней назад сказал, что «вопрос реверса — это вопрос коррупции, лоббирования отдельными менеджерами ТНК своих интересов с использованием коррупционной среды, сложившейся в Украине». Однако, вероятно, дело не только в коррупции и лоббировании интересов отдельными компаниями, но и в стремлении украинских властей в сложившейся обстановке получить дополнительные политические выгоды. Правительство Украины, как известно, выступает за северное направление транспортировки, хотя, при этом, не исключает вариант реверса, чтобы иметь возможности для маневрирования между Россией, с одной стороны и ЕС с Соединенными Штатами — с другой. Поэтому шумиха, поднятая накануне брюссельской конференции, была бы в равной степени выгодна как сторонникам, так и противникам реверса, поскольку последние таким образом могли бы оказать давление на польскую сторону, которая, как неоднократно подчеркивал в последние месяцы Леонид Кучма, не делала «никаких реальных шагов» для решения проблемы «достраивания нефтепровода до Гданьска». В то же время, критика в адрес Польши и заявления о возможном рассмотрении российских предложений о реверсе, совпали по времени с началом нового витка интеграции (теперь уже в рамках ЕЭП). О взаимосвязях между проблемой реверса, интеграционными процессами и стремлением Кучмы укрепить отношения с Россией украинские СМИ в последнее время стали говорить довольно часто. «Зеркало Недели», например, в конце минувшей недели отметило: «…жесткую борьбу россиян за реверс трубопровода Одесса — Броды можно смело ставить в один ряд с их попытками втянуть Украину в рамках Единого экономического пространства, как минимум, в таможенный, а затем и в экономический союз; с их требованиями согласовывать с Москвой каждый шаг по вступлению Украины в ВТО и отозвать уже подписанные протоколы. Другими словами, все это попытки лишить наше государство европейской перспективы, достаточно четко обозначившейся в последнее время, и стремление вернуть Киев на свою орбиту».
По степени «политизированности» проект сегодня не уступит БТД, а его будущую коммерчекую состоятельность в первую очередь ассоциируют с транспортировкой каспийской нефти, причем не только казахстанской, но и азербайджанской, что, конечно, не может не вызывать определенных сомнений. На конференции в Брюсселе представитель ГНКАР Э. Насыров заявил: «К 2005 г. мы собираемся значительно увеличить добычу нефти. И для нас чрезвычайно важно, чтобы эта нефть шла через территорию дружественного государства, не являющегося нефтепроизводителем. Одесса — Броды для нас наилучший вариант».
Правда, при этом, Насыров не стал объяснять, как Азербайджан собирается решать проблему одновременного заполнения двух больших труб, тем более, что, по оценкам специалистов, в том числе и казахстанских, азербайджанской нефти будет недостаточно даже для рентабельного функционирования БТД. В отличие от азербайджанских властей, казахстанское руководство с поспешными заявлениями не спешит: за последние полгода проект «Одесса-Броды-Гданьск» обсуждался (упоминался) всего несколько раз, а на конференции, несмотря на полученные приглашения, официальная делегация была представлена номинально — сотрудником посольства. «Укртранснафта» же полна оптимизма и ожидает в этом году подписания казахстанско-украинского межправительственного соглашения и поступления первой отечественной нефти. Проект соглашения разработан украинской стороной и будет рассмотрен в этом месяце на предстоящем V заседании украинско-казахстанской комиссии по экономическому сотрудничеству в Киеве.