Чем бы не разрешился нынешний острый политический кризис на Украине, быстрого затишья вряд ли стоит ожидать.
Выбрать повторное голосование из нескольких предложенных вариантов разрешения кризиса действительно было наиболее логичным с политико-юридической точки зрения и самым эффективным для успокоения взбудораженного народа.
С одной стороны, время, которое пройдет до него (а это минимум несколько недель), могло бы несколько охладить эмоции. С другой — на повторном голосовании контроль за его ходом был бы как никогда строгим и независимо от результатов у проигравшей стороны не было бы оснований подвергать сомнению юридическую правомочность итогов, как это происходит сейчас.
Но беда в том, что есть все основания полагать, что конфликт зашел слишком далеко, и в украинском обществе, с обеих сторон, уже слишком велик процент людей, которые в принципе не воспримут не отвечающий их взглядам итог голосования. Это достойно большого сожаления, но приходится констатировать, что большая страна, вторая по численности и экономическому потенциалу среди бывших советских республик, страна, считающая себя частью Европы, сегодня находится на грани масштабного внутреннего конфликта.
Будем надеяться, что на Украине у политиков и народа хватит сил найти выход из этого кризиса, или хотя бы на этом этапе не дать ему углубиться.
Но при всем том надо изучить возможное влияние гражданского противостояния там, на ситуацию в Казахстане. Сегодня соотечественники смотрят на украинские события как на что-то очень далекое и совершенно нас не касающееся, а зря. При всей географической удаленности острый конфликт по обоим берегам Днепра не может не затронуть и наших интересов.
Это воздействие, конечно, не будет прямым, но косвенно мы сможем его прочувствовать. Во-первых, «зависнут», и очень серьезно, те интеграционные инициативы, участником которых являются Украина и Казахстан. Речь о Едином Экономическом пространстве (ЕЭП). Тут может быть несколько сценариев развития событий.
Если в итоге у власти оказываются Ющенко и его сторонники, то возможна вообще ревизия участия Украины в ЕЭП, и тогда эта организация просто теряет смысл своего существования; ведь она и создавалась-то для привлечения в интеграционные процессы Украины.
Если в этой стране будет более-менее длительный период двоевластия (а на государственном уровне оно равно безвластию), то любому лидеру будет просто не до ЕЭП. Однако для Казахстана любой из названных двух вариантов означает одно — торможение, если не свертывание, ряда интеграционных инициатив.
А ведь среди них было немало весьма полезных для нашей республики, как, например, российско-украинские проекты в сфере космонавтики, базировавшиеся на использовании космодрома Байконур. Была и, к сожалению, не достаточно хорошо озвученная в СМИ, идея развития самолетостроения с участием предприятий Украины, России и Казахстана.
Им, как и другим подобным идеям и проектам, не реализоваться в условиях бурлящей Украины. Возможно, на идее реанимации промышленного потенциала наших стран через возрождение на современных условиях производственных цепочек, созданных в советские времена, вообще придется ставить крест: время идет, производственные и кадровые фонды стареют, на носу вступление в ВТО и ждать, когда украинцы разберутся между собой и подключаться к общим проектам уже невозможно.
Таким образом, замедление, а, возможно, и частичное свертывание интеграционных процессов может стать одним из прямых следствий «каштановой революции» для нас.
О другой теме не хочется и думать, но приходится — речь о возможном углублении конфликта на Украине, вплоть до прямого политического раскола. Основания для этого дают как поведение местных властей на западе республики, отказавшихся признавать власть Януковича, так и заявление Донбасса о возможной автономии региона. А случись такое, тут же по этому пути последует как минимум Крым, а максимум — весь юго-восток Украины, называемый этнографами за свой этнодемографический состав и политические симпатии к России — Новороссией.
К сожалению, такие процессы не проходят мирно. В таком случае неизбежно прямое вмешательство в украинские события с одной стороны Запада, с другой — России. Пересечение интересов Москвы с одной стороны и США, Европы, НАТО с другой не улучшит их взаимоотношения. Косвенно это может затронуть и Казахстан, ведь знаменитая отечественная внешнеполитическая многовекторность, что бы ни говорили ее апологеты, держалась не только и не столько на искусстве местной дипломатии, сколько на определенном балансе интересов и влияния внешних сил, в первую очередь России и Запада.
И уход этого баланса в прошлое, и ситуация на Украине могут стать факторами, которые способны поставить Казахстан перед выбором — кто же из внешних партнеров нам ближе. Вернее, этого могут потребовать сами партнеры. А такой выбор для РК был бы очень болезненным.
В экономическом и внешнеторговом отношении Украина не является крупным партнером Казахстана, поэтому резкого ухудшения с этой стороны ожидать не приходится.
Но все же. Можно вспомнить, как в прошлом году, во время неурожая на Украине, Казахстан экспортировал туда свое зерно. Будет ли с кем вести переговоры на будущий год? Без покупателей, конечно, наши экспортеры не останутся, но все же чем их больше, тем лучше. Под вопросом могут оказаться и планы по использованию украинской нефтетранспортной системы для экспорта нефти из Казахстана (в первую очередь много страдальный маршрут Одесса — Броды). Будущее и так выглядело туманным, теперь и вовсе можно будет о нем забыть. И как еще будет складываться обстановка в Крыму? Если, не дай бог, неспокойно, то и перевозки нефти с грузинских портов по Черному морю станут более рискованными.
Крым, кстати, отдельная тема. Там не первый год тлеет конфликт между местным славянским и крымско-татарским населением.
Видимо, не безосновательно некоторые политики говорят о скрытом участии в этом конфликте внешних сил. В случае большого кризиса на Украине эта проблема может обостриться и стать обособленно. Кстати, еще несколько лет назад в Симферопольском медицинском институте была раскрыта подпольная исламистская группа. Возникновение конфликтных очагов в новых регионах СНГ не окажет прямого воздействия на Казахстан, но и общую атмосферу не улучшит.
Наконец, есть еще один возможный вектор воздействия на нас украинского кризиса. Названные выше проблемы для производственной и технологической интеграции в случае дестабилизации на Украине серьезно затронут ряд отраслей в России. Например, один из серьезных экспертов считает, что не возроди Украина и Россия в форсированном темпе свое авиастроение, и уже в ближайшие годы только в России закрытие ряда заводов приведет к потере 1 миллиона рабочих мест. А есть также эта проблема в машиностроении, других технологичных отраслях. Рост безработицы, ухудшение социально-экономической ситуации в России не может оставлять равнодушным Казахстан, ибо социальные проблемы у соседей могут привести к радикализации политических процессов там.
А это потенциально опасно уже для самого Казахстана.