Проблема первая: процентные ставки. Есть ли у банков задел для дальнейшего их понижения? Или, напротив, со временем процентные ставки начнут расти?
Исполнительная власть, безусловно, хотела бы, чтобы процентные ставки понижались, а объем кредитования реального сектора экономики возрастал. Однако, по мнению банкиров, процентные ставки не могут меняться как мановению волшебной палочки: захотели — повысили, захотели — понизили.
Административными мерами этот вопрос не решить.
Во-первых, нужно учитывать экономические условия. По мнению специалистов, на фоне экономического роста и увеличения количества кредитоспособных заемщиков, когда, по идее, процентные ставки должны иметь ярко выраженную понижательную тенденцию, в экономике страны наблюдаются процессы, которые, наоборот, стимулируют рост процентных ставок. Это дефицит денежных средств в экономике, рост инфляции, падающий объем иностранных инвестиций. Также нельзя не брать во внимание такие микроэкономические факторы как цена заимствования и привлечения кредитных ресурсов, факторы риска кредитования и т.д.
Во-вторых, если правительство хочет добиться существенного понижения процентных ставок, ему необходимо совместно с Нацбанком предпринять ряд мер для снижения рисков банков. В частности, по мнению банкиров, необходимо использовать бюджетное финансирование заемщиков в рамках программ развития малого и среднего бизнеса через банки, рефинансирование банков через финансовые институты развития, софинансирование приоритетных проектов финансовых институтов развития.
Форм взаимодействия с банками можно найти множество, и все они будут эффективны для некоторого понижения процентных ставок. Ждать же обвала процентных ставок в нынешних условиях, судя по всему, не следует: слишком много предпосылок для их повышения, а не для понижения.
На Конгрессе финансистов председатель Агентства финансового надзора Болат Жамишев, несущий прямую ответственность за устойчивость банковской системы, еще раз подчеркнул, что «ставки вознаграждения формируются под влиянием объективных факторов, обеспечивают средний для всех отраслей экономики Казахстана доход на собственный капитал и не должны быть объектом административного воздействия». По его мнению, «рост кредитования обусловлен не только такими факторами как общий рост экономики и стабилизация финансового сектора, но и расширением спектра кредитной деятельности за счет новых видов бизнеса, что существенно увеличивает риски банков при кредитовании».
Так что вывод напрашивается сам: коль правительство желает дальнейшего понижения (да, здесь тенденция к понижению есть) процентных ставок, то оно должно и само что-то делать для этого.
Проблема вторая: внешнее заимствование
В последние два-три года казахстанские банки активно выходят на внешние рынки заимствования, привлекая синдицированные займы или размещая свои ценные бумаги. А в этом году происходит настоящий бум: первые шесть-семь банков страны по активам активно подписывают кредитные соглашения и продлевают те кредитные линии, срок по которым на исходе.
За первое полугодие внешний долг страны достиг почти 25,8 миллиардов долларов и свою партию здесь, конечно, сыграли и коммерческие банки. Президент страны, выступая на Конгрессе финансистов, поручил правительству, Национальному банку и АФН оценить возможные последствия слишком быстрого роста внешних заимствований частным сектором и спрогнозировать, как это скажется на ситуации в стране. Г-н Жамишев в своем выступлении подчеркнул, что со значительно возросшими объемами внешних заимствований повышается потенциально негативное влияние роста риска ликвидности банков: «Пруденциальные показатели риска ликвидности позволяют заключить, что банковская система в целом является ликвидной, но коэффициенты ликвидности не вполне отражают степень зависимости некоторых банков от внешнего финансирования». АФН собирается, по словам Болата Жамишева, в рамках пруденциального регулирования снизить лимиты валютной позиции и установить мониторинг валютной ликвидности, поскольку с выходом на внешние рынки в банках значительно выросли объемы операций в иностранных валютах, курсы которых в настоящее время довольно неустойчивы.
Кроме того, АФН предполагает совершенствование методики расчета достаточности собственного капитала банков.
Однако банкиры явно не в восторге от того, что они будут стеснены в свободе выхода на зарубежные рынки капитала. «Если появятся ограничения на международные займы, — говорят они, — то в стране будет происходить рост ставок по депозитам, и, как следствие, по кредитам, поскольку в стране еще больше обострится дефицит заемных ресурсов».
Самый оптимальный вариант в данной ситуации — устанавливать преграды на пути на внешние рынки лишь пруденциального характера. Позиция банкиров ясна: они постараются выполнить все нормативы, лишь бы оставить за собой доступ к более привлекательным рынкам капитала.
Проблема третья: экспорт банковских услуг
Уже пять банков Казахстана активно развивают свой бизнес на рынках России и Киргизии. Это предмет их гордости и одновременно — головная боль для надзорного ведомства.
Председатель правления банка ТуранАлем Ержан Татишев на Конгрессе финансистов заявил о том, что пришло время рассматривать банковский сектор как «экспорто-ориентированную индустрию» экономики страны и предложил создать комплексную программу по поддержке экспансии отечественного капитала на рынки СНГ. По его мнению, экспансия казахстанских банков на соседние финансовые рынки будет способствовать открытию новых возможностей для экспорта продукции казахстанских товаропроизводителей, а также способствовать удешевлению импорта из государств Содружества.
Он призвал другие коммерческие банки внимательно изучить возможность экспансии на рынки СНГ: «Это не рынок нашей совместной конкуренции — это рынок нашего совместного партнерства. Нам надо вместе выходить на эти территории, вместе получать доходы». Действительно, подобная позиция представляется довольно перспективной, если учесть стремления государств, пусть в рамках ЕЭП или СНГ, к экономической интеграции. Ведь в этом случае мы получим свободу передвижения капитала.
Но эксперты все-таки не полностью разделяют оптимизм г-на Татишева. Например, председатель Нацбанка Анвар Сайденов, соглашаясь с тем, что казахстанский банковский сектор вполне может экспортировать свои услуги за рубеж, обращает особое внимание на то, что конкурировать на рынках СНГ может лишь «крупняк» — для средних банков это достаточно рискованно. К тому же, он предостерегает, что экспорт банковских услуг идет в страны, которые не имеют таких высоких рейтингов от международных агентств как Казахстан, поэтому риски там увеличиваются.
Очевидно, экспансия казахстанского банковского капитала будет продолжаться и дальше. Банки получили первый опыт работы на внешних рынках, и он оказался достаточно успешным. Однако и банки, и регуляторы должны продумать систему защиты от возможных рисков: как страновых, так и коммерческих.
Оптимизм все-таки должен подкрепляться материально.