Вечный тормоз - Караван
  • $ 482.86
  • 533.17
+20 °C
Алматы
2024 Год
4 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Вечный тормоз

Вечный тормоз

В обозримом настоящем нашей провинции, почти как в Советском союзе, культуры нет.

  • 3 Мая 2007
  • 1264
Фото - Caravan.kz

Зато есть секс. Но, пардон, культуры секса — нет тоже. Сравнивая две этих составляющие жизни гомо провинцикус, наталкиваюсь на одну общую особенность: Костанай неумолимо гламуризируется (читай: идет в ногу со временем) и… безнадежно культурно тормозит.
Аффтар выпей йаду
«Потребность в научном коммунизме появляется тогда, когда пропадает вера в то, что коммунизм можно построить, а потребность в гламуре возникает, когда исчезает естесственная сексуальная привлекательность».
(В. Пелевин, «EMPIR V»).
На днях Костанайский русский театр драмы отметит 85-летие со дня своего основания. Мода же «ходить в театр» («выходить в свет»прим. авт.) появилась в Костанае не так давно.
Еще каких-то пять-семь лет назад к театральной публике относились ученики средней школы (проходящие по программе заданного автора и в целях экономии сил на чтение, ходившие в театр для визуального восприятия классики), а также отдельные ценители театрального искусства — от гнетущей безысходности. Так один из преподавателей современной литературы местного университета, на вопрос ходит ли он в театр с ужасом ответил:
— Нет, никогда! Это все равно, что посетить уличный драмкружок.
Критиковать — дело неблагодарное. Однако смотреть широко открытыми глазами на дела житейские одного маленького «культурного центра» области пока никто не запрещал.
Сегодня в Костанае появилась прослойка, так называемой, «культурной элиты» или, проще говоря, богемы. Что само по себе уже ново. Этот разношерстный и разновозрастной люд имеет характерную особенность: мало кто из них (по правде сказать) глубинно вникал в смысл термина «гламур», но в абсолютном своем большинстве уверен, что они — его носители и есть. И на том спасибо. Ведь именно они, на самом то деле, ввели в моду читать не второсортную литературу, типа Донцовой, а письменные излияния более звучащих во всех смыслах авторов (вроде Маркеса, Хайдэггера и враз помолодевшего Коэльо). Девушки гламура — это практически всегда блондинки с шоколадным цветом кожи, а их спутники — метросексуальные люди от 30 и старше, с обязательным наличием маникюра. Но, упаси вас бог, попросить их проанализировать или вычленить главную мысль прочитанного… Тут «аффтар» тихо замолкает.
Собственно, само появление «гламура» в нашей провинции вполне объяснимо: состоятельных людей в городе становится больше, а просто ездить на дорогом авто — это, пардон, уже не показатель. Вот и вернулись, как говорится к нашим баранам (да простит меня невинная рогато-копытная живность). Что же получается? На самом деле все мы, образованные, дипломированные и не очень специалисты, уже в 13 прочитавшие Толстого, а в 18 всего Мураками, регулярно ходившие в театр, исключительно по воле души — далеко не «сюррр…». Абсолютно равнодушные к культуре, но бесконечно «cool'»ные люди гламура, как сказал бы один мой интернет-товарищ, «ты рулишь, млин»!
За 16 лет распада совкового бытия ни в нашем театре, ни в нашем кино практически ничего не изменилось. Побывавший в конце апреля в нашем городе Народный артист РФ Александр Филиппенко, подметил точно: — Раньше была цензура идеологическая, сейчас — цензура денег!
За сим и антракт в студию…
Кино — прокатили
Начало весны ознаменовалось для костанайцев одним сюрпризом — «кина» в городе больше не будет. Нет будет, конечно же, «в отдельно взятой квартире, 3 на 4», но в его широкоэкранном понимании — увы, нет. Здание кинотеатра (некогда принадлежавшее городу и до 2000 года являющееся памятником Советской архитектуры, а в грустные времена развала — отданное в частные руки) ныне грозит стать новой пластмассовой коробкой именуемой «центр досуга», коих уже в городе пруд пруди. Самый широкий киноэкран страны нынешние хозяева решили убрать вообще.
В будущем здесь будут функционировать несколько DVD-залов, для просмотра фильмов, так что город не пострадает, — прокомментировали ситуацию журналистам и горожанам новые владельцы здания.
Практически то же самое случилось ровно год назад с единственным в городе выставочным залом. В мае 2006 работы художников со стен зала поснимали, самих художников молча выпроводили.
Здание же за несколько дней очистили от прочего «мусора» и закрыли на замок. До сегодняшнего дня, то есть, год спустя, ничего не изменилось. Ни акимат города, ни художники, ни новый собственник бывшего выставочного зала к консенсусу, как говорится, не пришли.
На месте «приюта творений художников» так ничего и не появилось. Помещение пустует. А наши художники, как и в 60-е, вновь в глубоком дерьме андеграунде.
Секс, «гараж» и рок-н-ролл
«Какой пульс времени на самом деле никто знать не может, потому что пульса у времени нет. Есть только редакторские колонки про пульс времени. Но если несколько таких колонок скажут, что пульс времени такой-то и такой-то, все начнут это повторять, чтобы идти со временем в ногу. Хотя ног у времени тоже нет».
(В. Пелевин, «EMPIR V»)
Сейчас модно быть сексуальным и разнузданным. Еще моднее — разнузданно-сексуальным. И даже скорее гомо, чем гетеро. В отличие от мегаполисов, где веяния моды более многообразны и расплывчаты, в провинции любые нововведения в одночасье становятся достоянием города, причем обозримыми. И можно было бы допустить, что этот процесс — есть начало прогресса или новой сексуальной (какой-либо другой, подставьте слово сами) революции, но… Увы.
Наша молодежь в большинстве своем пассивна. Она с радостью жует жвачку, подсунутую ей с кабельных каналов, и с легкостью впадает «в струю». Наверное, это и есть тот самый «мейнстрим».
Что радует, пока еще жива в провинции субкультура. Культура уличная, полуподвальная, запертая в коморках, но развивающаяся — скупо, по-детски, на скачанных из интернета файлах, переписанных аккордах.
Помнится, еще в 90-х, когда тот же рок, потерял статус «гаражного», а новые хиппи с жадностью поглощали арт-пирог открытого Запада, начала формироваться новая культура.
Книги, стихи, музыка выползли из подвалов. Довлатов стал модным, несмотря на клише «эмигрант», а Pink Floyd и КИНО — отдельным явлением музыкального постмодернизма. Арбаты стали частью городской культуры. Они же, как зеркало не загнанного в рамки искусства, являлись одним из признаков демократии.
В нашем городе, идея создания «уличного творческого мира» с треском провалилась. То ли от несостоятельности самой «творческой элиты», то ли из-за геомагнитных бурь.
И как тут не вспомнить анекдот про инженера: «Я изобрел вечный двигатель! -Так почему ж он не работает? — А я снабдил его вечным тормозом…».

Изображение с сайта www.rapira.ru