Права - за знания? - Караван
  • $ 481.84
  • 531.33
+13 °C
Алматы
2024 Год
6 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Права - за знания?

Права - за знания?

В Казахстане закрываются автошколы.

  • 26 Апреля 2007
  • 2102
Фото - Caravan.kz

Управление дорожной полиции МВД, в просторечии — ГАИ, решительно взялось за наведение порядка в системе обучения водителей автотранспорта, считая недостаточную подготовку в автошколах одной из главных причин высокой аварийности на дорогах.
С середины прошлого года в стране закрыли уже больше ста автошкол.
Что и говорить, порядка в этом деле действительно не хватало. Однако многие считают, что здесь МВД опять ставит телегу впереди лошади.
— Права-то мы водителям не выдаем, мы только готовим людей к экзаменам, а разрешение на право вождения выдает то же самое ГАИ! — горячится Ермек, владелец недавно закрытой алматинской автошколы. — Лучше бы они разобрались в своем собственном хозяйстве, прекратили бы коррупцию в своих рядах, когда права просто покупают… Не надо валить с больной головы на здоровую!
И здесь — тоже есть своя правда. Громогласные обещания руководства ГАИ о борьбе с коррупцией в своих рядах пока эффективного результата не приносят. И водительские права можно купить — это тоже верно. Только сегодня все стало дороже, схемы получения вожделенных «корочек» усложнились.
Лет семь-восемь назад купить водительские права можно было долларов за 250. Сегодня эта сумма поднялась до 500-600 долларов, да еще нужных людей надо найти.
Претензии ГАИ к автошколам зачастую справедливы. Однако этот вид бизнеса с самого начала контролировался Управлением дорожной полиции. Не лицензией, но чем-то вроде того.
Почему же только сегодня, те ж самые полицейские, которые давали разрешение на открытие автошколы, вдруг внезапно сделали «открытие», что огромное число их — не соответствует никаким нормам и правилам? А раньше, получается, они этого не видели? Вот и получается, что из тридцати восьми автошкол Алматы соответствующими требованиям оказались только… восемь! А деятельность других пока приостановлена — до исправления отмеченных недостатков.
В одной из сохранившихся действующих автошкол Алматы — «ВИД — 2», относятся к нововведениям дорожных полицейских философски: чему быть — того не миновать.
— Вы посмотрите на этот «талмуд»! — преподаватель автошколы Сергей Калиев показывает мне толстенную книгу — тот самый пресловутый приказ по МВД № 341 от 10 июля 2006 года, который и стал правовой базой для закрытия автошкол.
Он так и называется — «Правила подготовки водителей транспортных средств» и в нем со скрупулезной детальностью расписано: кто, как, где и каким образом должен вести подготовку будущих водителей.
В нем примерно 350 страниц и на каждой — детальные требования к автошколам, следовать которым весьма непросто. Например, в этом приказе регламентируется количество учащихся, которые могут одновременно находиться в классе, обязательный состав оборудования для обучения, есть требования и к компетенции преподавателей…. Словом, если ГАИ захочет «прикопаться» — недостатки можно будет найти во всех автошколах, даже в тех, которые сегодня признаны соответствующими стандартам.
— Я согласен — порядок наводить было необходимо, а то в связи с бумом автомобилизации в наш бизнес пришло много дилетантов, желающих просто «сорвать бабки», — говорит Сергей Калиев. — У них зачастую не было ни условий, ни оборудования, снимали одну комнатку где-нибудь в общежитии, набивали туда людей, как селедок в банку, по сто человек в классе, даже учебных плакатов по правилам дорожного движения зачастую не имели! А потом, на сдаче экзаменов в ГАИ, больше половины людей сдать их не могли!
Да и сам процесс обучения был организован по принципу: пришел на занятия — хорошо, нет — не беда… Некоторые автошколы в своих объявлениях брались обучить правилам вождения за полтора месяца! Да и преподавали зачастую там люди случайные — бывшие учителя, юристы, машиностроители… Без специального, словом, образования — что они могли людям дать? Был я в одной такой автошколе, которую сегодня закрыли…. Ни тебе лаборатории, ни учебных пособий, ни площадки для вождения! И какой же еще мог быть результат такой, с позволения сказать, «подготовочки»? Но главное — кто же позволил ее открыть в свое время?
Как выяснили полицейские, это не единственное, чем грешили частные автошколы. В процессе обучения часто использовались неисправные транспортные средства, не прошедшие техосмотр.
Не было соответствующей литературы и учебников. А про кадры педагогов вообще говорить не приходится — пятьдесят процентов учителей не имели ни специального, ни педагогического образования…
Некоторые юристы, признавая необходимость улучшения всей системы подготовки водителей, считают, что МВД и дорожная полиция берут на себя несвойственные им функции, неправомерно вмешиваются в частный бизнес. А это недопустимо.
— Что такое этот приказ № 341 МВД. Это, по сути, документ, которые ставит самые различные ограничения для обучения правилам вождения автомобиля, причем неизвестно — по каким таким законным основаниям! — считает юрист Рамазан Катоев. — Это, по существу, внутренняя инструкция, которая, кстати, не опубликована в печати, а ведь даже законы вступают в силу после публикации в газете!
А если рассмотреть его внимательнее, то его чудовищная мелочная регламентация способна просто в любой момент превратить любую, даже самую лучшую автошколу, в объект незаконного бизнеса…
Я считаю, что это неправильно. Полиция просто хочет взять над автошколами полный контроль и, вполне возможно — с дальним прицелом. Ведь именно в них «крутятся» наличные деньги, и весьма немалые. Ограничение же количества автошкол только повысит цену за обучение в остальных. И расплачиваться за это будут будущие водители.
Ситуация же на казахстанских дорогах далека от нормальной. Количество дорожно-транспортных происшествий растет из года в год, так, например в Алматы за год их число увеличилось на семнадцать, а в Астане — на двадцать пять процентов!
Растет и число аварий с тяжелым исходом — люди гибнут, калечатся. Однако многие специалисты считают, что рост ДТП не зависит от уровня подготовки водителей напрямую. Если брать статистику в целом по стране, то на протяжении вот уже нескольких лет количество водителей, сдающих экзамены с первого раза, остается стабильным и составляет около 75-80 процентов, а это — неплохой показатель. Главная беда другом — нетрезвые водители и купленные права. Именно это является основой подавляющего большинства дорожно-транспортных происшествий.
Как заявил недавно во всеуслышание начальник департамента дорожной полиции МВД Омирзак Тусумов, нынешнее ужесточение требований к автошколам — только начало.
Для получения прав водителям придется, возможно, учиться уже не три, а целых шесть месяцев. Это, конечно, заметно осложнит жизнь учащихся, большинство которых должны приходить три раза в неделю, утром или вечером, на учебу. Возрастут и расценки за обучение. Сегодня трехмесячный курс обучения обходится будущему водителю на самую распространенную категорию «В» в сорок — пятьдесят тысяч тенге.
Если срок обучения увеличат, то они вырастут минимум в два раза, считают специалисты. К тому же, если ГАИ будет, как обещает, строго контролировать деятельность автошкол, число их уменьшится, и нагрузка на оставшиеся может сильно возрасти.
Уже сегодня в Алматы желающим обучиться на права приходится порой ждать по две недели, а то и месяц, чтобы записаться в группу обучения…
Словом, правильное, в общем, нововведение отечественного ГАИ привнесет в учебу потенциальных водителей немало негативных последствий.

Фото с сайта http://akadem-avto.ru